Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Программы, рубрики, проекты пр...

Программы, рубрики, проекты православной тематики в СМИ Ямало-Ненецкого автономного округа: опыт создания, проблемы, перспективы


Торопыгина Евгения Викторовна,

МКУ Пуровская телерадиокомпания «Луч»,

г. Тарко-Сале, Пуровский район

 

Религия касается всех и каждого, то есть является «массовой», и потому оказывается в сфере внимания СМИ. Но далеко уступает экономике, политике, туризму, спорту и другой тематике, которая представлена в современных средствах массовой информации намного шире и подробнее. Некоторые авторы говорят, что религия – «плохой товар» с точки зрения потребительских интересов телезрителей, вероятно, с этим и связано ограничение религиозной тематики в эфире федеральных каналов.

Региональные телекомпании находятся в более выигрышном положении, чем федеральные. Привлечь внимание зрителя легче, потому что обсуждаются проблемы местного масштаба. Несомненно, знать, что происходит в стране, важно. Но люди хотят видеть на экране свои улицы, хотят «мучить» вопросами местных чиновников и начальников, обсуждать вопросы роста цен на продукты, проблемы экологии и дорог именно того города или поселка, где они живут.

Освещение религиозной тематики в региональных СМИ выигрывает за счет того, что люди, которых показывают, могут жить с нами на одной улице или водить детей в один и тот же детский сад.

 Согласно точке зрения многих авторов, таких как М. Шевченко, Н. А. Костикова, А. Щипкова, В. Л. Цвик, религия «не простая тематика». А религиозная журналистика «не только одна из сложнейших отраслей журналистского труда, но и одна из самых социально и политически ответственных и перспективных». Поэтому очень важно при освещении вопросов, связанных с религиозными традициями, соблюдать осторожность и деликатность.

Так как в Ямало-Ненецком автономном округе преобладающей является христианская вера, журналисту необходимо знать основы православия наиболее многочисленной конфессии, проживающей на территории региона.

 В своей работе выдвигаю следующие тезисы:

  1. Религиозная журналистика одна из наиболее сложных и ответственных отраслей журналистики.

  2. Освещение религиозной тематики в региональных СМИ имеет свою специфику, отличную от федеральных средств массовой информации.

  3. Эффективным способом подачи материалов православной тематики на региональном телевидении является репортаж.

  4. Журналист, освещающий вопросы православия, должен знать основы религии и писать понятным языком.

Для обоснования выдвинутых тезисов определяем следующие цели:

  1. На основе изученных материалов по теме доказать, что религиозная журналистика является одной из наиболее сложных и ответственных отраслей журналистики.

  2. Определить наиболее подходящую жанровую структуру материалов православной тематики региональных СМИ на примере Пуровской телерадиокомпании «Луч».

  3. Выявить особо значимые профессионально-творческие и личностные характеристики журналиста, пишущего о православии.

 

 Религия является специфической областью жизни как общества, так и каждого человека. Известный тележурналист и ведущий Максим Шевченко отмечает, что религиозная журналистика «не только одна из сложнейших отраслей журналистского труда, но и одна самых социально и политически ответственных и перспективных. Религиозная журналистика работает в предельно мифологизированном социальном и политическом информационном пространстве, где лишнее или неточно сказанное слово — оскорбление святыни, а чрезмерная пафосность оценок порой исключает объективность анализа ситуации» [7]. В. Л. Цвик также определяет религиозную журналистику, как одну из наиболее сложных и ответственных отраслей журналистики, добавляя, что «при оценке уровня религиозной журналистики необходимо всегда помнить о факторе личности автора. Писать о религии хорошо и правильно – невероятно сложная задача. А писать так, чтобы и выполнить заповедь «не навреди», и неподготовленному читателю что-то действительно важное простыми словами рассказать – этот навык крайне редок и должен цениться буквально на вес золота» [6].

 Журналист, пишущий на религиозные темы, должен придерживаться той же этики, профессиональных правил и канонов, что и его коллеги, которые специализируются на освещении других сфер жизни. Но любая неточность, ошибка, которые по незнанию может допустить журналист, может оскорбить чувства верующих людей. Поэтому от журналиста требуется особая деликатность при освещении вопросов на религиозную тематику. «Далее все определяется умом, талантом, уровнем владения литературным языком, способностью находить и оценивать информацию, готовностью отстаивать принципы свободы независимых суждений и следовать им, а также личной честностью», – подчеркивает журналист М. Шевченко [7]. Дополняет общую картину высказывание журналиста, социолога религии, кандидата философских наук Александра Щипкова: «Глубина твоей мысли и, соответственно, результат журналистского труда пропорциональны твоему личному религиозному опыту. Ни больше, ни меньше. Писать о религии, не имея никакого собственного религиозного опыта чрезвычайно сложно, почти невозможно» [8]

 Региональные телекомпании находятся в более выигрышном положении, чем федеральные. Освещение религиозной тематики в региональных СМИ выигрывает за счет обсуждения на экране проблем местного масштаба и привлечения в качестве героев репортажей и программ людей, живущих с вами в одном городе или поселении. У журналиста есть возможность установить доверительные отношения со зрителем, его знают, он сам является участником событий, о которых рассказывает. И конечно, журналисту необходимо знать основы религии, о которой он пишет, в том числе православной, преобладающей на территории округа.

Один из первых вопросов, возникающих в отношении материалов православной тематики – это их адресат. На кого рассчитан журналистский текст: на уже воцерковленных людей или на тех, кто только стоит на пороге храма? От решения этого главного вопроса будет зависеть и выбор языка, и выбор тем, и объем необходимого комментария. Я думаю, что миссионерский уклон в материалах должен быть преобладающим. Поэтому и язык журналистов должен быть понятным для большинства людей.

К особенностям материалов на православную тематику Н. А. Костикова относит сложность и многогранность материалов, верно выбранный тон и стиль изложения, правильное тематическое и жанровое изложение. Говоря о сложности и многогранности материалов, исследователь отмечает, что материалы о православии «затрагивают самую сокровенную часть человеческой души – область веры, взаимоотношения человека с Творцом. Принцип «не навреди» в данном случае должен быть основополагающим» [1]. По мнению главного редактора журнала «Нескучный сад» Юлии Даниловой, православным журналистам надо стремиться «показать красоту православия, показать Церковь как школу любви и, в конечном счете, показать Самого Христа» [2]. Руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии игумен Нектарий (Морозов) считает, что «не надо «придумывать» что-то хорошее о Церкви, нужно лишь профессионально «свидетельствовать истину о православии» на доступном языке» [2].

Большой интерес при изучении научной литературы по православной тематике вызвал доклад Н. Н. Сергеевой «Религиозное сознание и средства массовой информации» [3]. Автор работы разделяет передачи православной тематики на три типа: передачи «о православии», передачи «для православных» и «православные передачи». Передачи «о православии» могут быть сделаны и делались абсолютно посторонними от этой религии людьми. Даже при добросовестной проработанности эти передачи неизбежно отличает неточность терминологии, случайные смысловые акценты, вынесение на первый план второстепенных деталей в ущерб существенному, фактические ошибки. Программы «для православных» создаются лишь «для внутреннего пользования» тех, кто уже находится в ограде Церкви, для работы в русле профессиональных интересов духовенства или конфессиональных запросов мирян. «Православные передачи» становятся подлинно миссионерскими и привлекают большинство современной молодежи, «погибающей» в бездуховности, а также показывают путь к храму запутавшимся в катастрофических сменах идеологий представителям старшего поколения, учат быть и строго церковным, и живым, интересным и подлинно современным, умным и добрым, глубоко интеллектуальным и одновременно понятным каждому человеку.

Территория вещания Пуровской телерадиокомпании «Луч» охватывает 6 населённых пунктов общей численностью населения более 50 000 человек. Программы телерадиокомпании рассчитаны на аудиторию всех возрастов, вероисповеданий, социального положения.

 С самого начала в сетке вещания телекомпании были программы, специальные репортажи и сюжеты по православной тематике, проходили прямые эфиры, беседы со священнослужителями. В канун церковных праздников или в этот же день в эфире обязательно показывали программу, посвященную важным христианским событиям. По данным проведенного мониторинга в эфире телерадиокомпании «Луч» ежемесячно на православную тематику транслировались от двух до четырех передач, которые носили информационный характер. Эта традиция сохранилась и по сей день.

Чаще всего журналисты телерадиокомпании при подготовке материалов православной тематики используют такие телевизионные жанры, как специальный репортаж и репортаж в новостной программе. Несмотря на то, что региональное телевидение ближе к народу, удержать внимание телезрителя на конкретной программе достаточно сложно. И есть вероятность, что он переключит канал в пользу другой передачи. А вот выпуск местных новостей он посмотрит обязательно. Поэтому, на мой взгляд, наиболее эффективным способом подачи материалов православной тематики будут репортажи.

Интересными темами всегда были праздники, привоз святынь или приезд священников. И здесь важно показать не только исторические моменты, но и рассказать о тех действиях, мероприятиях, которые происходят или будут происходить. Для анонсирования таких мероприятий в новостях можно использовать жанр устной информации, дополняя его комментарием священнослужителя.

В эфире телерадиокомпании «Луч» программа о православии «Вечные истины» является ежемесячной, носит просветительский характер, и подготовка материалов к передаче осуществляется одним журналистом. Данная программа является авторским проектом (автором проекта являюсь я), поэтому форму подачи материала корреспондент определяет сам. Когда возникла идея о создании проекта «Вечные истины», настоятель Свято-Никольского храма г. Тарко-Сале отец Алексей на мой вопрос «Как лучше преподносить информацию телезрителю?» ответил: «Давайте говорить о православии «не скучно». Нужно показать, что в православии радостно жить верующим людям!». Поэтому при подготовке передачи мы исключили формат «говорящих голов», долгие дискуссии и лекции. О православной вере рассказываем через людей, которые посещают храм. Большую поддержку в выпуске программы оказывает батюшка, помогает советом, дает комментарии по конкретным темам.

Большим делом для телерадиокомпании стал благотворительный православный марафон «Дорогою добра». Мы собирали средства на строительство детской воскресной школы при Свято-Никольском храме города Тарко-Сале. Девять часов непрерывной работы в прямом эфире. Десятки гостей в студии. Воспитанники и педагоги приходской школы, писатели, поэты, семьи прихожан. Все говорили о любви к ближнему, доброте и вере, истинных ценностях и духовной красоте.

Следует отметить, что телезрители телерадиокомпании «Луч» получили огромный положительный заряд. Во время телемарафона состоялась первая в истории Пуровского района прямая трансляция из концертного зала благотворительного концерта, также организованного телерадиокомпанией. На наш призыв откликнулись предприятия и организации района. Где бы не появлялись наши корреспонденты, люди выражали поддержку телерадиокомпании «Луч» в этом важном деле. Благодаря телемарафону были собрали деньги на строительство школы. Но самое главное, мы добились большего – объединили пуровчан в общем деле. И второй благотворительный марафон, проведенный через некоторое время, имел такой же большой успех.

Возвращаясь к вопросу освещения религиозной тематики в эфирах телерадиокомпаний, еще раз подчеркнем, что, к сожалению, религиозная тематика на федеральных телевизионных каналах занимает пока незначительное место. У региональных СМИ нет жесткой конкуренции, нет необходимости бороться за свою аудиторию. Поэтому региональные СМИ могут больше внимания уделять такой специфичной сфере, как религия. Объясняя значение православных праздников, говоря о возрождении духовности, православных традиций, они поднимают важные вопросы для общества. Люди становятся грамотней в вопросах веры, больше узнают о развитии православия в округе.

Материалы православной тематики на региональном телевидении носят, прежде всего, информационный характер. В основном это репортажи в рамках новостей. Поэтому к одним из перспективных направлений дальнейших исследований можно отнести изучение новых, более разнообразных способов подачи материала на данную тему. Это могут быть очерки о священнослужителях, просветительские программы, публицистические и аналитические материалы, затрагивающие современные проблемы православия.

Журналисты, освещающие вопросы религиозной тематики, должны понимать свою ответственность за качество представляемого материала, чтобы не возникала опасность подмены понятий при транслировании широкой аудитории интересных религиозных тем. Поэтому очень важно для представителей средств массовой информации проводить различные семинары, курсы православной журналистики, где участники могли бы получить не только азы религиозной журналистики, но и ознакомиться с особенностями подачи той или иной темы.

 

Список литературы

  1. Костикова Н. А. Православная журналистика: методологические особенности изучения эффективности деятельности [Электронный ресурс] // Режим доступа:http: //www.radonezh.ru//all//gazeta/?ID=1622

  2. Погосов А. Источник: Церковный вестник. Церковные СМИ: миссия, проблемы развития, журналистская этика [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.religare.ru/2_51120.html

  3. Сергеева Н. Н. Доклад: Религиозное сознание и средства массовой информации [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cwetochki.ru/ref-doklad-religioznoe-soznanie-i-sredstva-massovoi-informatsii.html

  4. Сметанина М. О. Специфика медиапросвещения: православие и особенности подачи материалов в СМИ // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». – Том 24 (63). – 2011 г. – № 2.

  5. Телевизионная журналистика / Н. Г. Кузнецов, Цвик В.Л., Юровский А. Я.– М.: Высшая школа, 2002.

  6. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие. – Изд. 2-е, доп. и переработанное. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.

  7. Шевченко М. Религиозная журналистика: типы, принципы и проблемы институционализации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sova-center.ru/religion/publications/stateconfessional/2004/02/d1767

  8. Щипков А. Религиозное измерение журналистики «Глубина твоей мысли и, соответственно, результат журналистского труда пропорциональны твоему личному религиозному опыту» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.religare.ru/2_92912.html


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт