I. Пояснительная записка
С 1 сентября 2011 года образовательные учреждения РФ реализуют Федеральные государственные образовательные стандарты. Все школы России начали работать на формирование универсальных учебных действий, работать не только на предметный, но ещё и на личностный, и метапредметный результат: кто-то в рамках урочной системы, а кто-то занялся поиском новых образовательных практик.
При разработке Федеральных государственных стандартов приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В последние годы эту проблему в школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи – межпредметный разновозрастный модуль. Такая модульная организация образовательного процесса – один из путей координации учебных предметов школы, выявления существенной связи между ними. В разных предметных линиях при решении учебных задач открываются средства и способы действий, понятия.
Следует отметить ещё одну особенность проектной задачи: это искусственно созданная ситуация для оценки (эксперты) в процессе работы реальных проявлений у обучающихся тех или иных компетенций: коммуникативные умения, информационную грамотность, регулятивные особенности, личностные проявления. Проектная задача – это и оценочная процедура – ассессмент-центр образования.
Что такое проектная задача?
Проектная задача[1]- система детских действий
· носит принципиально групповой характер деятельности;
· может быть предметной или межпредметной (построенной на материале разных учебных предметов), нет "этикетки" с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится;
· является местом переноса усвоенного способа действия в новые условия;
· может быть разновозрастной (в одной группе работают ребята из разных классов и одновозрастной (в рамках класса);
· приближенная к реальным задачам по содержанию;
· ориентирована на реальный коллективный "продукт" (текст, схема, макет, таблица, график, проект чего-либо);
· является инструментом оценивания метапредметных и личностных результатов, неким «Ассессмент-центром» в образовании;
· место для сотрудничества с родителями (привлечение родителей к работе в качестве наблюдателей, экспертов).
Для внедрения данного опыта в школы округа необходима подготовка проектных команд и прохождение стажировки специалистами.
Цели и задачи стажировочной площадки:
формирование и развитие профессиональных компетенции педагогических работников системы образования ЯНАО в форме стажировки, а также реализация практической части программы повышения квалификации работников системы образования автономного округа по направлению системы школы по оценке метапредметных результатов, системного распространения педагогического опыта МБОУ «СОШ №7».
Основные задачи:
- повышение квалификации работников образования на основе компетентностно-деятельностного подхода;
- формирование открытой образовательной среды в системе повышения квалификации;
- закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, изучение передового опыта;
- приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения задач развития образования в автономном округе;
- изменение мотивационных установок педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений в соответствии с приоритетными направлениями развития образования в округе.
Критерии оценки эффективности проекта, предполагаемые конечные результаты
- повышение квалификации работников образования на основе компетентностно-деятельностного подхода;
- формирование открытой образовательной среды в системе повышения квалификации;
- закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, изучение передового опыта;
- подготовка школьных команд для реализации данной образовательной практики;
- приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения задач развития образования в автономном округе;
- изменение мотивационных установок педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений в соответствии с приоритетными направлениями развития образования в округе.
Социальные эффекты по итогам внедрения данного модуля в систему образования округа:
для обучающихся:
Получение качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания образования:
· повышение мотивации;
· развитие компетенции коммуникативной культуры,
· размывать рамки класса, уровня образования (проектная задача – как мостик переход);
· готовить к проектной деятельности у обучающихся;
для педагогов:
· качественный рост профессионализма педагогов;
· проектная задача – школьный ассессмент-центр (оценочная процедура для измерения метапредметных результатов).
для школы:
· система повышения квалификации
· бренд школы;
· практика и место совместной деятельности всех субъектов процесса образования: обучающихся, родителей, педагогов.
II. Учебный план
стажировки по теме «Проектные задачи» – разновозрастный межпредметный модуль, инструмент оценки метапредметных результатов»
Цель: освоить педагогическую технологию организации и проведения разновозрастной, межпредметной проектной задачи для обучающихся 1-х 5-х классов, как инструмента оценки метапредметных образовательных результатов младших школьников.
Категория слушателей: учителя НШ, ОШ, воспитатели, педагоги дополнительного образования, заместители руководителей.
Место проведения: г. Губкинский, мрн. 14, д.32, МБОУ "СОШ №7".
Продолжительность обучения: 28 часов.
Форма обучения: очная (с отрывом от работы).
Режим работы: от 4 до 6 часов в день.
№ п/п |
Раздел |
Всего часов |
Виды занятий |
||
Лекции |
Практ. занятия |
Формы контроля |
|||
1. |
Установочное занятие вначале каждого дня (УЗ) |
3 |
|
3
|
- |
2. |
Теоретическая часть: Проектная задача как инструмент формирования и оценки метапредметных результатов. |
7 |
7 |
|
- |
3. |
Работа участников стажировки внутри детских групп при решении проектной задачи (ПЗ) |
12
|
|
12 |
Листы наблюдений |
4. |
Рефлексия, Анализ (РА) |
6 |
|
6 |
Экспертные листы, анкеты обратной связи |
|
Итого: |
28 |
7 |
21 |
|
Условные обозначения:
УЗ – установочное занятие
ПЗ – практическое занятие
ЛЗ – лекционное занятие
ДГ – дискуссия группы
РА – рефлексия, анализ
III. Учебно-тематический план
стажировки по теме ««Проектные задачи» – разновозрастной межпредметный модуль, инструмент оценки метапредметных результатов»
Цель: освоить педагогическую технологию организации и проведения разновозрастной, межпредметной проектной задачи для обучающихся 1-х 5-х классов, как инструмента оценки метапредметных образовательных результатов младших школьников.
Категория слушателей учителя начальной школы, воспитатели, учителя основной школы, педагоги дополнительного образования, заместители руководителей.
Место проведения: г. Губкинский, мкр. 14, д.32, МБОУ "СОШ №7".
Продолжительность обучения: 28 часов.
Форма обучения: очная (с отрывом от работы).
Режим работы: от 4 до 6 часов в день.
№ п/п |
Раздел, тема |
Всего часов |
Виды занятий |
||
Лекции |
Практ. занятия |
Формы контроля |
|||
1. |
«Проектная задача как инструмент формирования и оценки метапредметных результатов». |
1
|
1 |
|
- |
2 |
Методика разработки и решения проектных задач в начальной школе.
|
1 |
1 |
|
- |
3 |
Практическое содержание и сценарии проведения стартовых межпредметных разновозрастных проектных задач. Анализ ролевых позиций взрослого в ПЗ (организатор, эксперт, наблюдатель). |
2 |
2 |
|
- |
4 |
Организация стажировки и план действий ее участников.
|
3 |
3 |
|
|
5 |
Работа участников стажировки внутри детских групп при решении проектной задачи |
12 |
|
12 |
Листы наблюдений |
6 |
Подведение итогов и рефлексия работы детской группы |
1,5ч |
|
1,5 ч |
- |
7 |
Рефлексия дня (обсуждение технологии и деятельности обучающихся в группе) |
3 |
|
3 |
|
8 |
Оформление стажерами результатов своей экспертной деятельности. Работа с экспертными листами. |
1 |
|
1 |
Экспертные листы |
9 |
Итоговая рефлексия |
½ ч |
|
½ ч |
анкеты обратной связи |
|
Итого: |
28 |
13 |
18 |
|
IV. Содержание программы
№ п/п |
Содержание тем |
Всего часов |
В том числе |
Формы обучения |
||
лекции |
практика |
контроль |
||||
1. |
Установочное занятие вначале каждого дня (УЗ) |
3 |
|
3
|
- |
УЗ |
2. |
Теоретическая часть: Проектная задача как инструмент формирования и оценки метапредметных результатов. |
7 |
7 |
|
- |
ЛЗ, ДГ |
|
Работа участников стажировки внутри детских групп при решении проектной задачи (ПЗ) |
12
|
|
12 |
Листы наблюдений |
ПЗ |
|
Рефлексия, Анализ (РА) |
6 |
|
6 |
Экспертные листы, анкеты обратной связи |
РА |
итого |
|
28 |
7 |
21 |
|
|
Условные обозначения:
УЗ – установочное занятие
ПЗ – практическое занятие
ЛЗ – лекционное занятие
ДГ – дискуссия группы
РА – рефлексия, анализ
IV. Материально-техническое обеспечение курса
Материально-техническая база МБОУ «СОШ №7»: учебные кабинеты и мастерские, ноутбуки, проекторы, интерактивные доски, микрофоны, колонки, микшерский пульт, стенды.
VI. Список рекомендуемой литературы
1. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В двух выпусках/[А.Б. Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Клевцова]; под редакцией А.Б. Воронцова;
2. Серия Практика развивающего обучения: Проектные задачи в начальной школе – составитель Речкалова О.В. (авторский коллектив школы).
[1]Под проектной задачей А.Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе, решения которой, происходит качественное самоизменение группы детей.