Христианство по своей сути — религия, в которой идея миссионерства является одной из центральных. По свидетельству евангелиста Матфея, Иисус заповедовал апостолам: "...Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа". В решении этой задачи Русская православная церковь на севере Сибири сталкивалась с рядом трудностей. Прежде всего, не хватало квалифицированных кадров для проповеди православия. Но если они находились, то становились проводниками не только к вере, но и к знаниям.
Иван Семенович Шемановский оставил значительный след в истории округа, в развитии и становлении культуры, просвещения и распространения грамотности на Ямале.
Обдорск конца XIX века представлял собой не очень большое поселение, где царили диковатые нравы. Здесь в этом северном уголке жил и работал И.С. Шемановский, игумен отец Иринарх, настоятель Обдорской духовной миссии. Не станем отрицать, что пожелав связать свою судьбу с далеким краем, Шемановский заранее знал, на что себя обрекает. Но истинный христианин не должен страшиться препятствий, и Иван Семенович начинает свою деятельность.
Предметом особой гордости и заботы стала собранная им библиотека.
В 1906 году И.С.Шемановский создал музей как «Хранилище этнографических редкостей». Экспонаты, собранные им и дошедшие до нашего времени, бережно сохраняются и представляют предмет гордости Ямало-Ненецкого окружного краеведческого музея.
Он создал школу – приют для детей инородцев, где они обучались грамоте, русскому языку. Немало учеников воспитал И.С. Шемановский. Среди них – педагог на языке ханты Петр Ефимович Хатанзеев, первый ненецкий писатель-драматург Иван Федорович Ного.
Российских православных миссионеров, оставивших заметный след в истории, можно по пальцам пересчитать. Один из них — настоятель Обдорской духовной миссии отец Иринарх (в миру Иван Семенович Шемановский). Если в Европе уже в XVI веке существовали специальные миссионерские учреждения, то в России дальше создания четырех миссионерских отделений при Казанской духовной академии в 1854 году дело не пошло. В таких условиях успехи христианизации зависели от энтузиазма, эрудиции, человеческих качеств самих миссионеров. [4]
Рассматривая личность И.С. Шемановского как просветителя и организатора музейного дела на Ямале, нельзя не сказать о нем как о православном миссионере.
История Обдорской Духовной миссии за 1854-1904 годы была составлена отцом Иринархом - Иваном Семеновичем Шемановским по случаю 50-летия деятельности миссии, на основании документов, хранящихся в архивах Обдорских церквей. Издана была в 1906 году в Москве. Ее копия, снятая с экземпляра, хранящегося в Публичной Румянцевской библиотеке - в фондах Ямало-Ненецкого окружного краеведческого музея, основателем которого в 1906 году был отец Иринарх (Иван Семенович Шемановский) настоятель Обдорской Духовной миссии с 1897 по 1910 год. Она была адресована, в основном, духовным православным пастырям, миссионерам, проводящим христианизацию коренных народов Севера в Приобье.
«Без знания исторического прошлого миссии новые миссионеры не могут действовать правильно, не могут не повторять старых ошибок, не сочинять бесполезных проектов, не реализовать того, что опытом их предшественников на миссионерском поприще было отброшено, как ненужное, а часто - и как вредное для успеха действий миссии…» - так определил иеромонах Иринарх причину и цель создания этой истории. [5]
Иван Семёнович Шемановский родился 28 января (10 февраля) 1873 года в г. Бела Соколовского уезда Седлецкой губернии (сейчас это территория Польши) в семье педагога, выслужившего личное дворянство. Он рано остался круглым сиротой. В 19 лет закончил Императорский Гатчинский сиротский институт. Без связей и родства трудно было устраиваться на военную или гражданскую службу. Поэтому Шемановский поступил в Новгородскую духовную семинарию. После окончания духовного учебного заведения в 24 года был пострижен в монахи и наречен именем Иринарх. [4]
13 октября 1897 года Иринарх, согласно собственному прошению, был определен членом Обдорской миссии, а на следующий день возведен в сан иеродьякона, а 17 октября - уже в сан иеромонаха и назначен исполняющим должность настоятеля Обдорской миссии.
В марте 1898 года был назначен исполняющим должность настоятеля Обдорской миссии, но лишь в апреле прибыл в волостное село Обдорск Березовского уезда Тобольской губернии. С этого времени и берет начало миссионерско-просветительская деятельность о. Иринарха, оставившая глубокий след в истории Ямала. [7]
Обдорск конца XIX века представлял собой не очень большое поселение, где царили диковатые нравы. Здесь в этом северном уголке жил и работал И.С.Шемановский, игумен отец Иринарх, настоятель Обдорской духовной миссии. Не станем отрицать, что пожелав связать свою судьбу с далеким краем, Шемановский заранее знал, на что себя обрекает. Но истинный христианин не должен страшиться препятствий, и Иван Семенович начинает свою деятельность. [1]
Здесь безвыездно он прожил почти 13 лет. В своих первых проповедях о. Иринарх призывает всех христиан Обдорска жалеть и уважать инородцев, потому что:
« ... они такие же люди, как мы, так как они живут в язычестве, - во тьме и сени смертной», то «инородцев следует любить как своих ближних и всеми силами стараться о благо устроении их быта».
Он был уверен, что каждый православный христианин должен быть миссионером:
«... хорошо знающие религиозную жизнь инородцев должны делиться своими знаниями с миссионерами, знающие Святое Писание должны при удобных случаях вести беседы с инородцами о преимуществах христианства перед грубым шаманством».
Еще в январе 1898 года вышел Указ Священного Синода о реорганизации Обдорской миссии - решено было сделать ее самостоятельным учреждением, отдельно от приходской церкви и службы. Вот это самостоятельное учреждение и возглавил исполняющий должность настоятеля миссии - иеромонах Иринарх.
Объединить усилия всех христиан в деле обращения в священную веру во Христа местных язычников - вот главное направление в деле миссионерства, которое выбрал молодой настоятель Обдорской миссии. Одним миссионерам, без помощи всех прихожан, тут не справиться - это он понял с первых дней пребывания в Обдорске.
Естественно, что в одиночку иеромонах Иринарх ничего бы не сделал. Он в Обдорске встречает таких людей, от которых сам заряжается энергией. Например, по вышеназванному Указу, нужно было открыть при миссии школу с общежитием для 15 инородческих детей. Еще до приезда Иринарха пансион для мальчиков был открыт, было в нем 5 человек. Но ни учебников, ни программ для обучения детей-инородцев, конечно, не было. Опыт предыдущих миссионеров показал, что дети остяков и самоедов (ханты и ненцы), как и их родители, не признают русского языка, русской грамматики. Поэтому, еще до приезда Иринарха, над составлением остяцкой азбуки, работал священник Иоанн Егоров. Когда собрали детей, то начать учебный год пришлось без всяких учебников, если не считать вышеназванной азбуки.
И вот, чтобы дать для чтения хоть что-нибудь, священник Иоанн Егоров написал от руки в требуемом количестве имевшуюся у него на остяцком языке беседу - краткие понятия о христианской вере. И, тем временем, он составляет первую книгу для чтения, куда включил 18 басен, сказок и легких рассказов.
Организация дальнейшей жизни этой школы легла на плечи молодого иеромонаха. За 1898 год иеромонахом Иринархом была проделана огромная работа по активизации деятельности миссии, что отметил Епископ Тобольский и Сибирский Антоний:
«... приятным долгом почитаю выразить нынешнему составу миссии мою благодарность... и, в частности, не могу не приписать улучшение всей обстановки миссионерского дела энергии и всецелой преданности долгу исполняющему должность настоятеля миссии отцу Иринарху, которому за сие изъявляется моя собственная признательность».
В 1900 году построили специальное здание для миссионерского инородческого пансиона. Оно состояло из трех комнат: классной, столовой и спальной. Отдельно были сделаны комнаты для надзирателя и прихожан, кухня. Иринарху встречается человек, без материальной помощи которого не было бы этого здания: это был березовский купец, проживающий в Обдорске, А.О. Протопопов. Ему за это было преподано благословение святейшего Синода с выдачею установленной грамоты за особые труды по постройке здания пансиона. [2]
При Обдорской духовной миссии существовали две походные церкви, с которыми о. Иринарху приходилось много странствовать по тундрам громадного края: зимой на нартах или санях, летом на лодке. Он попадал в шторм на Оби, чуть не погиб во время бурана, ночевал в самоедских чумах и остяцких юртах, посещал рыболовецкие пески.
Во время своих путешествий Иван Семенович собирал экспонаты для созданного им в Обдорске музея; кроме обязательного журнала, где отражалась вся его миссионерская деятельность, вел дневники, в которых записывал дорожные впечатления, делал этнографические заметки, описывал интересные встречи, размышлял о жизни инородцев. [7]
В 1901 году на средства исполняющего должность настоятеля миссии иеромонаха Иринарха выстроена часовня в местностях реки Надыма, где был установлен крест профессором Якобием. Сам Иринарх освятил её.
В 1901 году приют, основанный по частной инициативе настоятеля, был признан официальным миссионерским учреждением. 12 июня иеромонаху Иринарху преподано благословение священного Синода с выдачей грамоты в благодарность за пожертвование на содержание 12 инородческих детей. И хотя теперь ежегодно стали выделяться деньги на содержание приюта, но перерасход «обыкновенно покрывается тем же организатором приюта, настоятелем миссии, который является главным в приюте начальником и руководителем»...
Чтобы сделать жизнь детей в приюте и пансионе разнообразнее, насыщенней, настоятель миссии идет на то, чтобы для каждого из детей устраивались празднования дня рождения. Каждому имениннику ученику выдавалось 50 копеек, из них 5 - на свечку в церкви, а остальное - на угощение товарищей.
В праздничные и воскресные дни показывались световые картины при помощи волшебного фонаря, на Рождество Христово устраивалась нарядная елка.
Количество детей постепенно увеличивалось, и поэтому Иринарху пришлось отдать под пансион и приют сначала одну комнату, затем еще две.
В эти годы вырабатывается священником Егоровым, заведующим учебной частью, программа обучения в миссионерском инородческом училище. Эта программа с изменениями и дополнениями утверждается Тобольским Комитетом Миссионерского общества. Воплощать ее приходится вместе с Иоанном Егоровым отцу Иринарху и учителю Алексею Григорьевичу Охранову. [2]
Летом 1901 года «за отлично-усердную службу по духовному ведомству» отец Иринарх был награжден наперстным крестом, а в мае 1905 года определением Священного синода епископом Тобольским и Сибирским преосвященным Антонием был возведен в сан игумена.
В 1902 году Иринарх был утвержден в должности настоятеля Обдорской миссии. Беседы с жителями Обдорска, кипучая деятельность в деле миссионерства, первые реальные плоды этой деятельности притягивают к Иринарху не только местных обывателей, но и инородцев края, и жителей Тобольска, Березова, и других мест. Знают уже многие о богатой миссионерской библиотеке. Иринарх постоянно пополняет библиотеку из своих средств.
В 1903 году продолжается разъездная миссионерская деятельность о. Иринарха. В этом же году состоялся первый выпуск учеников миссионерской школы: двое продолжили учебу, а третий вернулся к родителям.
Летом настоятель миссии с надзирателем приюта Козловым и со своими питомцами совершил поездку в Тобольск. Полтора месяца новых впечатлений, новых знаний! А для Иринарха это была возможность пообщаться с разнообразной просвещенной и состоятельной публикой и привлечь ее к делу процветания Обдорской миссии.
Когда в сентябре 1904 года в Обдорске было открыто Братство во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского чудотворца, председателем Совета Братства был выбран настоятель Обдорской миссии Иринарх. Деятельность Братства вначале не нашла широкой поддержки ни у русско-зырянского населения, ни инородцев. Но благодаря упорному труду и энергии председателя, изменились взгляды жителей в пользу Братства, стали появляться новые члены, стала поправляться финансовая часть. Вслед за православными остяками и самоедами лепту на нужды Братства внесли и язычники, пожелавшие стать членами-сотрудниками. Сплотил всех этих людей вокруг себя иеромонах Иринарх, который в 1905 году был возведен в сан игумена.
Усилия, вложенные в дело просвещения, к тому времени дают уже свои крохотные плоды: в Обдорском крае появляются грамотные инородцы, причем совместная жизнь школьников позволяет им изучить несколько языков местных народов сразу: они знают и остяцкий, и самоедский, и зырянский, и русский. Появляется нужда в книгах для чтения не только в библиотеке, но и для получения в личное пользование. Для этого в 1905 году открывается книжная и иконная лавка Братства. Бедным инородцам книги, иконы давались бесплатно, а кому-то - за мизерную плату, только зажиточным - за истинную цену.
При Братстве начала свои занятия переводческая комиссия. На первых порах члены Братства, знающие самоедский язык, изучали его грамматический строй и переводили на него духовную литературу, чтобы было, по чем учиться детям-самоедам.
Благодаря усилиям игумена Иринарха, при Братстве 1 июня 1906 года открывается библиотека. Решено было миссионерскую библиотеку передать Братству, а при ней открыть читальню. Была создана даже комиссия по выработке библиотечных правил; возглавил ее настоятель Иринарх.
Рядом с именем Иринарха, встречаются на страницах отчетов и воспоминаний фамилии его единомышленников - зажиточных жителей Обдорска: В.Л. Оленева, П.Ф. Тележкина, И.Л. Первова, Л.П. Ямзина и многих, многих других. Незадолго до смерти староста миссионерской церкви B.A. Оленев завещал часть своих построек Обдорской миссии. И вот, канцелярия и библиотека Братства были переведены в бывшую лавку купца Оленева.
Обустройству библиотеки и читальни при ней игумен Иринарх придавал большое значение. Это был своеобразный клуб любознательных и ищущих дела людей. Все чаще и чаще заходят в долгие зимние вечера жители Обдорска в библиотеку, их интересует, чем же занимаются члены Братства? А у членов Братства появляются все новые идеи, вдохновителем которых был настоятель миссии. Тогда начался сбор этнографических сведений об обдорских инородцах, этнографической коллекции, сделано предложение об издании ежегодного «Обдорского вестника».
Игумен Иринарх добился разрешения на приезд в Обдорск монахинь для помощи в деле воспитания детей.
И у членов Братства воплощаются все новые идеи: в школе преподают пение, открывается переплетная мастерская, так как детей нужно учить какому-либо мастерству, а потребность в переплетном деле стала большая. Ведут уроки пения и переплетного дела монахини. Игумен Иринарх выписывает инструментарий для переплетной мастерской.
Когда в 1908 году профессор Б.М. Житков посещает Обдорск, он замечает: «Маленькие воспитанники и воспитанницы приюта, между прочим, обучаются церковному пению, также пению псалмов и песен. Несмотря на то, что все шло не так гладко, как хотелось бы, игумен Иринарх все больше расширяет круг забот членов Братства, оформляются первые опекунские дела.
Когда появилась первая женская община в Обдорске, оказалось возможным реализовать и еще одну мечту настоятеля Иринарха: открыть при миссии богадельню. Детей-сирот он как мог, устраивал, а вот старики слонялись в поисках пищи, никому не нужные. Богадельня была необходима.
А в это время при библиотеке открывается хранилище (музей) коллекций по этнографии инородцев Тобольского Севера. Хранилище коллекций будет обрисовывать инородцев, как людей - возбуждать к ним жалость в одном отношении, уважение в другом, будет пробуждать у колонистов человечность к ним, расположение, желание помочь»..., - читаем мы в отчете мысли игумена Иринарха. Такое же значение придается им библиотеке, которая, по его замыслу, «... научает благожеланию к инородцам, призывает к помощи им, к попечению о них, располагает к защите их как людей простых, но честных; диких, но великодушных, не ученых, но со здравым смыслом: глубоко верующим, больным, но крепким натурой и выносливым, от просвещения которых зависит процветание края, обреченного на гибель в случае долгого застоя в развитии его аборигенов, знающих все необъятные тундры от реки до речки, от горы до горки, от края до края».
И он, понимая, что только образованность самих аборигенов может принести пользу в развитии самого Обдорского края. Все больше пытается рассказать приезжим об инородцах края, об их традициях, описывает свои поездки и встречи с остяками и самоедами, с русскими и зырянами, подмечая - как бы взглядом со стороны - все нюансы их взаимоотношений и отношения их к северному суровому краю. Насколько оно разное, это отношение! У аборигенов обычай взять столько от природы, чтобы и сегодня выжить, и на будущее осталось, а у пришельцев - взять все, что возможно, чтобы получить сегодня же прибыль.
В мае 1908 года случился пожар на территории миссии, пострадала библиотека, музей, больница, склад школьных принадлежностей; были разрушены парники, сад, огород. Чтобы все восстановить, нужны были средства, а их с трудом хватало на разросшееся хозяйство миссии и, если бы не Братство, так бы и оставалась миссия разоренной, бедной и убогой.
Поиски выхода из создавшегося положения, поиски решения проблем не давали Иринарху повода для пессимизма. Его любили и уважали окружающие. Он очень много помогал приезжающим в Обдорск путешественникам и ученым, о нем знали и в Москве, и в Санкт-Петербурге.
Вот оценка его Обдорского периода деятельности профессором Б.М. Житковым:
«Заслуживает большого внимания просветительная деятельность Обдорской миссии, во главе которой до 1910 года стоял игумен Иринарх, отдавший лучшие годы жизни. Ему и основанному им при миссии Братству святого Гурия, объединяющему всех более культурных жителей Обдорска, село обязано и теперь уже богатой библиотекой (свыше 3000 томов), заключающей, между прочим, интересные материалы (книги, рукописи), касающиеся Севера России вообще и Березовского края в частности. Основана также инородческая школа и инородческий приют, куда помешаются дети остяков, зырян и самоедов, иногда с годичного возраста». [2]
К сожалению, сохранился не весь книжный фонд, который он собрал за время своего пребывания на Тобольском Севере. Но даже то, что осталось, представляет очень большую научную ценность. [6]
В октябре 1910 года вышел Приказ Святейшего Правительственного Синода о перемещении игумена Иринарха на должность Тверского епархиального миссионера-проповедника.
В том же году он был возведен в высокий церковный чин архимандрита. По церковным канонам, возведение в архимандриты предшествует рукоположению в епископы.
В 1912 году был востребован миссионерский опыт Шемановского. Его направляют в Корею, где архимандрит Иринарх на протяжении двух лет возглавляет Русскую духовную миссию. Здесь ему вновь пришлось участвовать в создании миссионерских станов и школ. Сотни корейцев приняли православие во время его деятельности в этой дальневосточной стране.
После Кореи архимандрит Иринарх вновь попадает на окраину империи, теперь уже южную — в Туркестан. Он становится настоятелем Свято-Троицкого миссионерского монастыря на Иссык-Куле. Это был один из старейших русских монастырей в этом мусульманском крае.
После царского указа от 25 июня 1916 года о мобилизации инородческого населения Туркестана на тыловые работы здесь вспыхнуло вооруженное восстание. Восставшие киргизы и узбеки видели в русских угнетателей и врагов. В августе 1916 года восставшие осадили Свято-Троицкий монастырь.
Настоятель Иссык-Кульского монастыря во время кровавых событий призывал русских и киргизов к прекращению взаимного истребления. В апреле 1917 года он увещевал свою паству: «Прошлого не вернуть, а жить с киргизами в добрососедстве необходимо». Дальнейшая судьба настоятеля необычна, но, может быть, характерна для той эпохи.
Архимандрит Иринарх расстригся, вновь став Иваном Шемановским. Шемановский вступил в безрелигиозную коммуну «Новая эра», обосновавшуюся на южном берегу Иссык-Куля. Правда, свою просветительскую и образовательную деятельность не оставлял. Его до сих пор добрым словом вспоминают местные жители. Он, по сути, оставался миссионером, только уже недуховным. [4]
Немало учеников воспитал И.С.Шемановский. Среди них Иван Федорович Ного – первый ненецкий драматург, видный общественный деятель Ямала, а так же Петр Ефимович Хатанзеев – первый на Ямале заслуженный учитель школы РСФСР, автор первых учебников на языке ханты. [7]
Шемановский изъездил тундру вдоль и поперек, достаточно познакомился с верованиями, жизнью и бытом инородцев. Творчество Шемановского очень многообразно. В своих произведениях он выступает как историк, миссионер, этнограф. Но прежде всего – как человек неравнодушный, патриот России, Обдорского края и своего миссионерского дела. [3]
Поучительна история христианской культуры. Ее духовная мудрость важна для современных людей. Культура и духовность прививаются человеку с детских лет в семье, общеобразовательных учреждениях, библиотеках.
Содействуя формированию интереса к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, в нашей библиотеке совместно с настоятелем священником Свято-Никольского храма Алексеем Падылиным проводятся читательские конференции с учащимися школ и колледжа г. Тарко-Сале, посвященные православным праздникам.
Проводятся литературно-музыкальные гостиные по духовно-нравственной тематике. С целью возрождения православных традиций и укрепления духовных и исторических корней, а также формирования понимания истоков русской культуры как культуры изначально православной, в библиотеке поводятся следующие мероприятия: «Пасхальная весна», литературно-музыкальная композиция «Светлое Христово Воскресение - Пасха» с участием дьякона Константина Рухленко, литературно – поэтическая гостиная «И так, она звалась Татьяной…» со священником настоятелем Свято-Никольского храма Алексеем Падылиным, читательская конференция «Не в силе Бог, а в Правде», которая посвящена Дню православной книги. «Всероссийский день семьи, любви и верности» в память о святых супругах Петре и Февронии.
В библиотеке формируется фонд духовной литературы. На его основе создан рекомендательный указатель «Православная книга – в веках и сегодня». Рекомендательный указатель создан для того, чтобы читатель независимо от того, верующий он или неверующий, грамотно подходил к выбору произведений православной литературы. Для духовного просвещения оформлена подписка на журналы «Фома», «Славянка», «Наука и религия».
Мы вместе сможем защитить и приумножить достижения нашей отечественной культуры, придерживаясь православных основ как сущности бытия нашей наци.
Библиографический список используемой литературы:
1. Красный Север.- 1990. - № 42.
2. Просветитель Ямала: Сборник материалов о И.С.Шемановском /Центральная районная библиотека Пуровской ЦБС; Сост. В.А.Криваль, Л.А.Верхова. – Тарко-Сале, 2005. – 117 с.
3. Красный Север. – 1993. – № 28. – С.9.
4. Красный Север. – 2003. - № 27. - С.16.
5. Ямальский меридиан. – 1992. - № 1.- С.34.
6. Ямальский меридиан. – 1996. - № 6.- С.26-27.
7. Ямал православный. - Салехард-Екатеринбург: Северное издательство-Креативная Команда «Кипяток», 2013.- 232 с.