Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Пути и проблемы культурологиче...

Пути и проблемы культурологического образования обучающихся на уроках гуманитарного цикла


Каранкевич Т.А.,

преподаватель ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж

профессиональных и информационных технологий»,

г. Ноябрьск

 

Творчество педагогического коллектива неотделимо от научного исследования собственного труда и глубокого изучения ребенка.

В. А. Сухомлинский

 

Два мира есть у человека: Один, который нас творил,

Другой, который мы от века, Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

 

На современном этапе развития общества обновление концепции человека во всех сферах образования является неслучайным: время неумолимо требует

воспитания нравственных качеств молодежи, развития творческих способностей молодого поколения и умения систематически и постоянно учиться и совершенствоваться.

Возрождение культуры невозможно без возрождения личности. Изменившаяся социально-экономическая ситуация в стране остро поставила проблему реформирования профессионального образования.

Основные идеи, заложенные в ФГОС:

- утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования;

- реализация системно-деятельностного подхода в образовании;

- усиление метапредметной образовательной функции;

- ориентация на планируемые результаты обучения;

- реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, культуроведческой компетентности обучаемых.

Цель образования по ФГОС – общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей является формирование и развитие личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию через новый социальный опыт и адаптацию к изменяющимся условиям жизни. В связи с требованиями ФГОС возникает вопрос: каковы новые учебные задачи современного образовательного процесса?

Обучающийся – есть субъект в реализации собственной учебной деятельности, что способствует формированию творческого мышления и активной жизненной позиции.

В колледж приходит выпускник основной школы, уже умеющий учиться, осознающий важность образования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Главная установка направлена теперь на освоение профессиональных компетенций в рамках заданного профстандарта, но постижение общеобразовательных дисциплин руководствуется и формированием у обучаемых общих компетенций, среди которых ведущую роль в преподавании гуманитарных дисциплин играет культурологический аспект.

Исходя из установок ФГОС, культурологический подход к образованию – это, прежде всего, раскрытие личностной культуры обучаемого, что реализуется через основные направления:

- трансляция культурного опыта, обучение и воспитание ориентировано на культурные образцы;

- человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития;

- творчество и диалог как способы саморазвития человека;

- образование как культурно-развивающая среда;

- социализация личности.

Каковы же пути этой работы? Каковы пути формирования культурологической концепции?

Художественная литература, как область искусства, всегда играла важную роль в развитии творческого начала, передаче опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Вместе с писателем читатель-ученик осваивает мир посредством художественных образов, которые воздействуют на его чувства и мысли, поэтому «литература» играет важную роль в духовном становлении личности.

Новые социокультурные условия, в которых оказалось современное общество, ставят преподавателя литературы перед выбором путей изучения художественных произведений. Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего где добро, а где зло, где красота, а где уродство, – сегодня, как никогда, важно обратиться к ценностному потенциалу классической литературы. Вот тут-то необходимо акцентировать внимание обучающихся на том, что ценности имеют национально-культурные корни. Любое художественное явление вырастает из ценностного мироощущения автора, и, рассматривая мировую литературу в ее движении, можно убедиться, как смена культурных эпох сопровождалась обновлением ценностных систем. Таким образом, у обучающегося постепенно формируется эстетически-ценностная картина развития и становления литературы, русского языка, других видов искусств и Человека.

На первых уроках доверительные отношения в учебных группах затруднены. Но «литература» – предмет личностный, пробуждающий не только ум, но и душу. Постепенно появляется радость творчества, осознание «я могу» многое меняет в отношении обучающегося к изучаемым дисциплинам. Можно сказать, что основные пути работы таковы: интерес творчество общение.

Я стараюсь предлагать такие формы уроков, которые, развивая и углубляя интерес к предмету, позволили бы обучающимся проявить наибольшую активность, собственные творческие возможности. Активизация познавательной и развивающей деятельности обучаемых на уроках гуманитарного профиля достигается за счет реализации разнообразных педагогических технологий. Прежде всего личностно-ориентированного и проблемно-развивающего характера: «творческая мастерская», «диалог культур», метод проекта, ролевые и деловые игры, «мозговой штурм»… Возникающий при этом познавательный интерес побуждает обучающихся к самостоятельному приобретению знаний, повышению культуры в целом.

Ребенок – непризнанный гений

Средь буднично серых людей.

                                                                М. Волошин

Какие прекрасные строки, сказанные русским поэтом! Они как раз и обращают наше внимание на подрастающего молодого человека. И задача педагога при этом – приобщить его к многообразной творческой деятельности; выявить, учесть и развить творческие способности; воспитать активную творческую личность. И опять же мы обращаемся к урокам литературы. Главная их особенность – диалогичность. В основе – диалог, обсуждение разных взглядов, спор, дискуссия. Психолог А.Н. Леонтьев ввел термин «общение искусством», рассматривая «искусство» как специфический способ общения. Главная задача искусства заключается в том, что оно способно обогащать опытом, лично нами не пережитым, но благодаря которому мы можем прикоснуться к богатому миру человеческого общения. Вся эта работа ориентирована на глубокий подход к пониманию искусства и связана с формированием самосознания учащихся. Но недостаточно осознавать свои мысли, чувства, интересы, чтобы на этой основе ощущать себя личностью. Важно видеть себя в общей системе человеческих отношений. Для формирования творческой личности особо важна самооценка. Очень помогают в этом смысле уроки литературы. Внутренние монологи героев, диалоги, возникающие на уроках, дают возможность взглянуть на себя со стороны, сделать свой нравственный выбор.

В основе способности человека к художественному творчеству лежит особое отношение к миру – эстетическое. И опять встает вопрос о синтезе искусств. Взаимная проекция произведений живописи и литературы, театра и музыки значительно обогащают духовный мир подростка, вырабатывают у него привычку мыслить и чувствовать, обостряют восприятие мира, воспитывают художественный вкус. Определенное мышление и восприятие возникают лишь у подготовленного читателя и зрителя. В этом задача педагога.

Возникает другая проблема. Десятилетиями мы изучали русскую литературу в изоляции от мирового культурного процесса, в отрыве от тех закономерностей, которые характеризуют развитие европейской культуры. Влияние античности испытали все европейские культуры, кажется, именно России ближе всего ее гуманистический дух. Русские поэты всегда ощущали античную культуру как близкую, родственную – они вступали с нею в диалог.

Писатели России опираются в своем творчестве и на богатейшие истоки родной культуры, фольклор. Тема Родины и тема нравственного совершенствования человека – важнейшие темы древнерусской литературы. И в этом преемственность традиций. Вместе с тем древнерусская литература – часть мировой художественной культуры, питающая и русскую классическую литературу. Ученику необходимо целостное видение и знание о культуре своего народа и других культур – единая культурологическая концепция с осознанием своего «Я».

Так, на уроках, изучая творения зарубежных мастеров различных эпох, (обзор зарубежной литературы), приводим обучающихся к мысли о том, что хотя наша отечественная культура, на почве которой мы выросли, совсем иная, хотя культуры разных народов имеют национальное своеобразие, у них есть общие корни – это общечеловеческие, нравственные и культурные ценности. В этой преемственности – залог будущего человечества, и это не громкие слова.

В своё время в педагогике появилась своеобразная технология – «Диалог культур» (80-90-е годы XX века). На мой взгляд, именно «Диалог культур» способствует формированию культурологически знающей, творческой личности. Ее теоретиками являлись Библер B.C. и Курганов С.Ю. В основу технологии положены идеи М. Бахтина «О культуре, как диалоге», «О многоголосии мира». В итоге получается диалог культурных смыслов, что способствует формированию диалогического сознания и мышления.

На мой взгляд, это один из реальных путей формирования творческой личности. Отечественное духовное искусство рассматривается в соотнесении с европейским и отчасти мировым искусством. Прослеживается связь и современной русской литературы с древнерусским искусством и фольклором. Это позволяет выявить как общность, так и различие: общечеловеческое и национальное, что отвечает требованиям современного ФГОС.

 

 

 

 

 

 

 

Ступени культурологического образования

         




























 

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования».

2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 519 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий».

3. Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 г.г.».

4. Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература.

5. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрено Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18.06.2013 № ПК-5вн).

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – 341с.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.


 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт