Трухина Г. А., ЯНАО, Приуральский район,
Муниципальное общеобразовательное
учреждение Школа с. Аксарка,
учитель русского языка и литературы,
"Отличник народного просвещения"
В начале 20 века Лев Семёнович Выготский (1896-1934), известный русский психолог, который связал психологию с педагогикой, утверждал, что формирование коммуникативных умений обучающихся является одной из приоритетных задач школы [1.2.,С. 352]. В информационно насыщенном 21 веке на рынке труда также высоки требования к речевой компетентности работника.
Неслучайно, что государственная итоговая аттестация по русскому языку предполагает оценивание такого элемента содержания, как «Выразительность русской речи». (ОГЭ – задание 7 , ЕГЭ – задание 26). В ежегодных методических рекомендациях ФИПИ для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ОГЭ и ЕГЭ, отмечается недостаточное усвоение разделов речеведения, связанных с формированием и развитием способности экзаменуемых воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания, а также использование изобразительно-выразительных средств языка для создания собственного речевого высказывания.
Цель данной статьи - рассказать о некоторых приёмах развития выразительности русской речи, которые показывают эффективность в условиях сельской полиэтнической школы, где половина обучающихся – дети коренных малочисленных народов севера.
Развивая речь учащихся - билингвов, в своей педагогической практике опираюсь на следующие принципы :
· пропедевтика,
· системность,
· отбор материала, интересного и понятного детям,
· поощрение и мотивация детей,
· интеграция темы при изучении русской и родной литературы.
«Волшебный тучанг» (хант. тучанг – сумка для хранения швейных принадлежностей у северных женщин). В 5 классе на одном из первых уроков появляется такая сумка. Дети объясняют её предназначение, а учитель говорит, что у учителя русского языка в нём хранятся не иголки и нитки, а русские слова. И они, дети, будут их знать, понимать и использовать в речи с помощью лексических игр: «Найди метафору», «Отгадай фразеологизм», «Кто больше придумает эпитетов?», «Придумай сравнение» и т.д.
«Словарная мозаика». Дети читают стихотворный или поэтический текст, находят необычные слова и обороты, подчёркивают средства выразительности. Потом текст появляется на экране, дети выписывают их, определяют средство выразительности, моделируют речевые ситуации, где можно употребить это выразительное средство
«Я волшебник». Детям предлагается прочитать текст, оценить его с точки зрения выразительности, подобрать выразительные средства к выделенным словам, прочитать, сравнить с эталоном.
Большую роль в развитии выразительности речи обучающихся имеет работа по картинам из учебников русского языка.
Приведём фрагмент урока-подготовки к сочинению по картине И. Попова «Первый снег». (7 класс. УМК Т. А. Ладыженской):
«Цель нашего сегодняшнего урока – описать картину, понять замысел художника, выразить своё отношение к увиденному.
Мы будем описывать картину И. А. Попова «Первый снег». (Детям раздаётся незаполненная таблица «Что я вижу на картине И. А. Попова «Первый снег?»):
- Рассмотрите внимательно картину и определите жанр?
- Как вы думаете, какое настроение было у автора в момент написания этой картины?
- Чем вызвано это радостное настроение природы и человека?
- Какие предметы окружающего мира вы видите на репродукции?
Давайте запишем их во второй столбик таблицы.
Внимательно глядя на картину, подберите художественные средства для описания этих предметов. (Приложение 1)
- Опираясь на свои наблюдения, напишите сочинение по картине».
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся даёт большие возможности в освоении темы «Выразительность речи». Так, интересную работу провели обучающиеся 8 класса, исследовав сравнения в повести А. П. Неркаги «Белый ягель». Всего проанализировано 45 сравнений. Обучающиеся установили и подтвердили примерами, что данный троп в повести помогают автору создать образы героев, показать человеческие переживания, донести до читателя авторскую позицию. Анна Неркаги при помощи сравнений, выраженных сравнительными оборотами, сравнениями – приложениями, развёрнутыми сравнениями, показывает внутренний мир их земляков – ненцев.
Изучая выразительные средства повести, обучающиеся пришли к выводу: герои «Белого ягеля» органично вписываются в мир природы и сливаются с ней, потому что тундра, север, его бескрайние просторы – это их родная земля, родина, земля предков, по законам которых они и должны жить. В донесении этой мысли до читателя определяющую роль также играют сравнения.
По количеству в повести «Белый ягель» среди объектов сравнения преобладают неодушевлённые существительные, а среди средств сравнения – одушевлённые. Это говорит о том, что все, что описывает Анна Неркаги, для неё живое, обладает душой. Сравнительные обороты позволяют избежать многословия, отрицательно оцениваемого ненцами.
Если учитель в системе обращается к теме «Выразительность русской речи» в 5-8 классах, то в 9 и 11 классе на этапе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ ребята легко справляются с тренингами, которые собраны и систематизированы с сайта ФИПИ. Для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ составлена рабочая тетрадь « В мире тропов и фигур речи», с которой ребята работают в классе и дома. В пособии собраны краткие и понятные ученикам определения самых частотных средств выразительности. По тетради дети учатся отличать тропы (лексические средства) и фигуры речи (стилистические фигуры), к котором прибегают писатели и поэты для усиления выразительности. Одна из практических работ из этой тетради составлена на основе творчества ямальских поэтов. [1.1., С. 70]. (Приложение 2).
Развитие выразительности речи детей, для которых русский язык не является родным, – это сложная задача для учителя, которую, бесспорно, нельзя сводить к изучению такого элемента содержания, как тропы и фигуры речи. Данная статья не освещает все аспекты выразительности речи , но открывает перспективы для дальнейшей работы учителя-словесника, направленной на то, чтобы речь наших учеников была способна подержать внимание и интерес слушателя и читателя, эффективно воздействовала на адресата.
Список используемых источников
1.1.Бурыкин А. А. Поэзия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России : Северная библиотека школьника. / Сост.А. А. Бурыкин, Е. Р. Акбальян [Текст]. – М.: Северные просторы. 2002. – 384 с.
1.2. Выготский, Л. C. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский [Текст]. - СПб. : Питер, 2012. – 458 с
Информационные источники
http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1566978418/russkiy_yazyk_2019.pdf
Приложение 1.
«Мои наблюдения над картиной И. А. Попова «Первый снег»
№ |
Предметы окружающего мира |
Выразительные средства, помогающие описать предметы |
1 |
Снег |
Эпитеты: юный, молодой, чистейший, лёгкий, девственный, Сравнения: как пушистый ковёр, точно сладкая вата, Метафоры: набитая пухом перина, чистый бумажный лист, хоровод красоты, манная каша с утра |
2 |
Дома |
Эпитеты: юный, молодой, чистейший, лёгкий, девственный, Сравнения: как пушистый ковёр, точно сладкая вата, Метафоры: суровые рыцари дремлют, ждут назначенного часа,
|
3 |
Небо |
Эпитеты: юный, молодой, чистейший, лёгкий, девственный, Сравнения: как пушистый ковёр, точно сладкая вата, Метафоры: набитая пухом перина, чистый бумажный лист,
|
4 |
Воздух |
Эпитеты: морозный, прозрачный, бодрящий, свежий, праздничный Сравнения: как парное молоко Метафоры: знаком с мечтой облаков |
5 |
девочки |
Эпитеты: легкие, чудесные, радостные Сравнения: точно бабочки, будто феи Метафоры: кружатся в вальсе снежинок |
6 |
собака |
Эпитеты: весёлая, бодрая, растерянная Сравнения: как верная подружка Метафоры: плывёт по снегу |
Приложение 2.
Практическая работа
Прочитайте цитаты из стихотворений ямальских поэтов. Определите средства выразительности, которое используют поэты-земляки, чтобы передать красоту Ямала
1). Внук частушкой точит зубки…(П. Явтысый)
А) эпитет
Б) метафора
В) антитеза
Г) оксюморон
2). Не прятался от вьюги бесшабашной…(В. Ледков)
А) сравнение
Б) олицетворение
В) эпитет
Г) инверсия
3). Язык наш веками отточен, как дедовский нож на станке…(Л. Лапцуй)
А) анафора
Б) сравнение
В) эпитет
Г) олицетворение
4) Плечист, высок посланец из России,… (о геологе) ( Л. Лапцуй)
А) перифраз
Б) метафора
В) олицетворение
Г) литота
5). Светло весною, полон вечер тишиною… (М. Шульгин)
А) метафора
Б) гипербола
В) литота
Г) метонимия
6). Волны пели песни…(С. Няруй)
А) сравнение
Б) эпифора
В) олицетворение
Г) анафора
7). Ах, Харсаим, Харсаим! На крутом берегу ты стоишь, как корабль…(С. Кобцев)
А) олицетворение
Б) сравнение
В) оксюморон
Г) инверсия
8). Как в краю метель-буранном, ледовито-океанном… (Ю. Шесталов)
А) метафора
Б) гипербола
В) окказионализм
Г) сравнение
9). Водит сказка синим оком.. (Ю. Шесталов)
А) эпитет
Б) сравнение
В) оксюморон
Г) олицетворение
10) У озера меньше, чем овода око… (Л. Лапцуй)
А) оксюморон
Б) антитеза
В) анафора
Г) литота
11). Ночь клонилась ко сну, как усталая мать… (Л. Лапцуй)
А) эпитет
Б) олицетворение
В) сравнение
Г) оксюморон
12). И лопоухие бредут, скользя, За маткой, за ветром, за светом… (Л. Лапцуй)
А) сравнение
Б) градация
В) эпитет
Г) инверсия
13). Там всевозможнейших чудес Сто тысяч – и ещё немножко!.. (Л. Лапцуй)
А) гипербола
Б) сравнение
В) эпитет
Г) антитеза
14). Олешки золотистые, как звёзды… (Л. Лапцуй)
А) сравнение
Б) антитеза
В) инверсия
Г) эпитет
15) Вот плеснула заря водой из кувшина…(Л. Лапцуй)
А) метафора
Б) гипербола
В) литота
Г) сравнение
Ответы: 1-Б, 2-В, 3-Б,4-А, 5-А, 6-В, 7-Б, 8-В, 9-Г, 10—Г. 11-В, 12-Б. 13-А. 14-А, 15-А.