Козьменко А. М., педагог дополнительного образования
муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования детей
Ямальский Центр внешкольной работы, с. Яр-Сале,
Ямальский район, Ямало-Ненецкий автономный округ
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный патриот Ямала-4» раскрывает методику патриотического воспитания и духовно-нравственного воспитания детей среднего и старшего школьного возраста в условиях учреждения дополнительного образования детей. Программа была разработана в 2006 г., согласована с районным экспертным советом, внесены изменения в 2009 г., опубликована в районном сборнике дополнительных образовательных программ «Я в мире, мир во мне». Открывая свои достижения педагогическому сообществу, педагог с данной программой участвовал в IX Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ с высокими результатами на районном и окружном уровнях, также данные материалы принимали участие в интернет-конкурсах:
· диплом 1 степени в номинации «Военно-патриотическая», районного тура IX Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования (приказ ДО АМО Ямальский район от 03.03.2010 № 54);
· диплом за 3 место в номинации «Военно-патриотическая» окружного этапа IX Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования (приказ ДО ЯНАО от 30.04.2010 № 520);
· диплом участника 4 конкурса в номинации «программы дополнительного образования» 2013, международный кластер «Инновационные технологии в практике образования» (www. pedmix.ru).
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что сегодня значительная часть общества, особенно молодёжь, оказались без чёткого понимания основных ценностных ориентиров. Возрождение патриотизма – шаг к возрождению России. Патриотическое воспитание – одна из главных целей системы образования. Это необходимое условие движения к такому ориентиру, как «формирование общегражданской целостности российского общества». Военно-патриотическое воспитание граждан является составной частью патриотического воспитания в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Ведущая идея программы в воспитании юнармейца, готового к службе в частях МО, МВД, МЧС, ФСБ, либо к продолжению своего обучения в военном учебном заведении любого рода войск.
Цель программы: воспитание гражданина, патриота своего Отечества и Ямала, создание основы для подготовки воспитанников к служению на гражданском и военном поприще через развитие профессионально значимых качеств, умений и навыков, готовности к их активному проявлению в дальнейшей жизнедеятельности; интеллектуальное, физическое и нравственное воспитание юношей.
Задачи:
· развивать у воспитанников познавательный интерес к изучению истории Отечества, основ военной службы, к овладению военной специальностью, стремление добросовестно выполнять обязанности юнармейца, совершенствовать свои военные, специальные умения и навыки, физическую подготовку;
· включать воспитанников в познавательную деятельность по изучению техники и вооружения ВС РФ, истории Отечества и Ямала;
· способствовать приобретению начальных знаний в области обороны государства (основ военной службы), основ безопасности жизнедеятельности, истории ВС РФ и России;
· выполнять одиночные строевые приёмы на месте и в движении, с оружием и без него; командовать отделением; обучиться навыкам обращения со стрелковым оружием; защитить себя от оружия массового поражения; оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и травмах; ориентироваться на местности и читать топографические карты; действовать в качестве солдата в составе отделения в современном бою, в поиске, в походном охранении, в разведке; исполнять обязанности в суточном наряде и карауле; владеть основными приёмами самообороны;
· развивать мотивацию стать офицером или готовность к службе в частях ВС, МВД, МЧС, ФСБ, ФПС и др.;
· формировать у воспитанников социальную и гражданскую активность; беззаветную преданность Отечеству; культуру поведения в современном обществе; высокое сознание общественного долга, дисциплинированность; навыки ведения здорового образа жизни;
· развивать деловые, морально-этические качества, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, дисциплинированность и исполнительность у воспитанников;
· формировать потребность в самопознании и саморазвитии личности.
Программа способствует специфике дополнительного образования. Содержит не только военную составляющую но и условия для формирования гражданской позиции (любовь к Родине, уважение к обычаям, традициям, истории своей семьи, края, поселения, народов населяющих Россию, воспитание толерантного отношения к различным верованиям.)
Патриотическая работа в МБОУ ДОД Ямальский Центр внешкольной работы строится под руководством опытного педагога, гвардии майора запаса Козьменко А. М. За последние годы 36 воспитанников клуба стали спортсменами-разрядниками по гиревому спорту, четверо по стрелковому спорту, 20 воспитанников получили первый юношеский разряд по туризму, один – третий спортивный разряд по скалолазанию и 10 – первый юношеский разряд по скалолазанию. Военно-патриотический клуб «Разведчик», поддерживая свой статус, имеет свой флаг, гимн, Устав, форму. Юнармейцы клуба несут Почётный Караул у памятника погибшим воинам во время Великой Отечественной Войны, Почётный Караул у памятника воинам-интернационалистам, ежегодно участвуют в акции Памяти 8 мая, принимают участие в поселковых концертах, посвящённых Дню Защитника Отечества и Дню Победы. Традиционными стали встречи с воинами-афганцами и участие в мероприятиях, посвящённых Дню Призывника. Воспитанники клуба участвуют практически во всех соревнованиях, проводимых в посёлке, районе, школе и Центре. Ежегодно команда клуба занимает первые места в районных заочных соревнованиях по военно-прикладным видам спорта «Патриот». Неоднократно воспитанники клуба защищали честь района на окружных соревнованиях по военно-прикладным видам спорта. Последние три года лучшие воспитанники клуба проходят подготовку на окружных учебно-полевых сборах для допризывной молодёжи «Горные стрелки», на которых юнармейцы получают новые знания по военной подготовке и практически отрабатывают их. На десять дней они окунаются в военно-полевую обстановку, живут в палаточном лагере, питаются армейскими сухими пайками, подчиняются армейскому распорядку дня, совершают 80-ти километровый поход, соревнуются в скалолазании, преодолении военизированной полосы препятствий, стрельбе, пейнтболу. Именно здесь, в условиях, максимально приближённых к армейской жизни, воплощается давняя мечта педагога о возможности юнармейцам клуба получить практические навыки по спортивному туризму, комплексным единоборствам, выживанию в природной среде и огневой подготовке. Все участники сборов получают удостоверения о прохождении сборов со значками, а самые отличившиеся – спортивные разряды по туризму, скалолазанию, рукопашному бою. С воспитанниками клуба систематически проводятся музейные уроки, круглые столы с ветеранами военных конфликтов, ветеранами труда. На день Победы в Великой Отечественной войне, день Защитников Отечества, 22 июня и день вывода войск из Афганистана, день призывника юнармейцы клуба принимают активное участие в мероприятиях и акциях, несут почётный караул у памятников, посвящённым воинам, павшим в годы Великой отечественной войны 1941–1945 годов и воинам- интернационалистам, погибшим в локальных конфликтах.
Главная задача клуба – воспитать будущих защитников Отечества, не простых исполнителей приказов, а всесторонне развитых граждан, любящих свою Родину, хорошо физически развитых и готовых не слепо жертвовать собой для её защиты, а побеждать и остаться в живых. Первые выпускники клуба с честью отслужили в рядах Вооружённых Сил РФ, служат сейчас и готовятся служить, многие проходили и проходят службу в элитных войсках, несколько воспитанников проходят службу по контракту.
Реформирование общества в наши дни ориентирует педагогическую науку и практику на разработку новых концепций воспитания порастающего поколения, цели и содержание которых базируются на общечеловеческих ценностях: вечное стремление человека к добру, к красоте, истине, справедливости, к самосовершенствованию. Но, несмотря на все реформы, особое место отводится чувству любви к родному очагу, к своему отечеству. Отечество – это единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.
Данная образовательная практика реализации развивающей программы военно-патриотического направления «Юный патриот – Ямала»:
· соответствует целям и современным требованиям образования;
· соответствует познавательным возможностям учащихся;
· обеспечивает соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта.
Опыт работы по программе «Юный патриот Ямала-4» показывает практический высокий уровень подготовки юнармейцев к воинской службе, создания условий для развития личности старшеклассника, воспитания настоящего гражданина и патриота.