Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Развитие духовно-нравственных ...

Развитие духовно-нравственных качеств школьников посредством арт-терапевтических методов


Фамилия, имя, отчество (полностью) Агафонова Юлия Евгеньевна

Название места работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма»

Наименование муниципального образования Надымский район

Наименование населенного пункта город Надым

 

 

Среди ключевых задач реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования значится обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формирование их готовности к саморазвитию, становление личностных характеристик выпускника, среди которых - активность и заинтересованность в познании мира, осознание и принятие ценности человеческой жизни, умение учиться и применять на практике полученные знания, уважение к личности другим, умение вести конструктивный диалог, стремление к достижению взаимопонимания и сотрудничества с другими людьми. Достижение этих показателей возможно лишь при грамотно скоординированной деятельности всех специалистов основной школы, компетенции которых в том числе призваны создать «буферную» зону для детей, стоящих на пороге изменений, как внешних – переход от начального уровня образования к основному, так и внутренних – перестройки мотивационно-потребностной сферы, становления и переоценки системы ценностных ориентаций подростков [1].

Насколько успешно ребенок адаптируется к стрессу, а таковым является период приспособления к условиям обучения в 5-м классе, зависит от уровня сформированности и развития личностных качеств. В случае недостатка их развития возобладает стратегия избегания трудностей. Данная  стратегия является ключевой при формировании вариантов дезадаптивного поведения[8].

Важнейшим личностным ресурсом с точки зрения формирования адаптационных механизмов следует рассматривать «Я-концепцию». Задача возрастного периода - уметь регулировать свое поведение, эмоциональное состояние. У подростков в активную фазу входят процессы идентификации и персонализации. Среди навыков социальной жизни и развития таких добродетелей как любовь к себе и ближнему, усердие, умеренность, терпение, доброта, смирение, целомудрие ученые выделяют готовность к преодолению трудностей и способность им противостоять как одну из важных задач возрастного этапа [7].

Для решения данной задачи призвана техника арт-терапии. Арт-терапия как метод используется в нашей стране относительно недавно. Вариации арт-терапии многочисленны: это и использование музыкальных произведений, элементов драмы, двигательных навыков, изобразительной деятельности. Арт-терапия в редких случаях имеет ограничения в использовании как метода. Учеными отмечается, что мощный потенциал данного метода для коррекционных целей, в вопросах налаживания взаимодействия людей, особенно «преуспела» изобразительная деятельность [5]. Считается, что такая терапия искусством является безопасным методом снижения эмоционального напряжения, аккумулированием процесса разрешения внутриличностных конфликтов и является хорошим инструментом для духовно-нравственного развития детей и взрослых [6]. Использование комиксов (комикс-технология) является одной из составляющих терапии искусством.

Жанр массовой культуры. Язык современного искусства, на котором можно говорить со своим читателем об очень разных, серьезных и несерьезных, вещах и событиях. Синтез литературы, кинематографа, анимации и изобразительного искусства. Все это про него - комикс.  Несмотря на то, что в современной педагогической действительности комикс пока еще занимает слабую позицию, в своей работе с успехом применяем его как средство психологического воздействия в профилактической работе с пятиклассниками.

В работе с комиксами открываются новые горизонты психокоррекционных и профилактических возможностей психолога. «Можно предложить детям неза­вершенный комикс и попросить их придумать финал...» - сказал В. Собкин, док­тор психологических наук [4, с.76], и, завершая мысль известного психолога, можно добавить: «И тогда мы получим мощнейший психотерапевтический эффект, в том числе развития положительных душевных качеств, а самое главное – радость и уверенность в глазах наших детей».

Для введения в арт-терапевтическую тему происходит знакомство с ребятами с понятием, историей создания комиксов, их структурой, обсуждается процесс создания комикс-историй. Многие ребята самостоятельно давали определение дефиниции комикса, их мнения во многом совпали: «Комикс – это нарисованный рассказ на жизненные темы». А потом дети сами становились творцами: художниками, литераторами, терапевтами.

В соответствии с замыслом технологии зачастую главный герой комикса оказывается в затруднительных жизненных ситуациях, часто испытывает напряжение и дискомфорт при взаимодействии, как с агентами школьной среды, так и в ситуациях взаимодействия дома с родными и семьей, на улице с друзьями и т.д. Работа психолога была организована таким образом, что детям предлагались такие жизненные истории, в которых дети, разрешая трудности, смогли поразмышлять над темами заботы и поддержки ближнего своего (друга, семьи или животных), принятия и прощения, поиска позитивного начала в любой ситуации. Надо отметить, что поначалу работа организовывалась следующим образом: взяв простые листы формата А4, ребята делили их на условно 6 частей (это свидетельствовало о том, что их первый комикс будет состоять из 6 кадров, причем на первом кадре помещался герой с проблемой, а уже на шестом – эта проблема должна была быть разрешена, чтобы герой был доволен. Таким образом, процесс поиска путей выхода из затруднительной ситуации разворачивался на протяжении оставшихся 4-х «срединных» кадров). Так как начинать свой личный комикс ребятам было довольно-таки сложно, им предлагалась исходная ситуация, содержащую проблему. Например, в первом кадре мальчик со словами: «Я сегодня получил(а) «2», либо «Мой друг оказался в беде». В последнем кадре комикса представлен этот ребенок, уже радостный и с решенной проблемой. Конечно, трудности были у многих ребят, так как не всегда приходил образ главного героя, возникал «страх белого листа», тогда выполнялось упражнение «Каракули», в которых ребята пытались обнаружить нужные им образы [4].

В дальнейшем ребята-пятиклассники уже самостоятельно выбирали волнующие их вопросы и творили…Таким образом, находили пути выхода из подчас различных ситуаций сложных и не очень, но которые в данный момент субъективно казались важными и стоящими внимания.

Для облегчения процесса первые пробы создания комикса делались в мини-группах, где школьники совместно выбирали стержневую тему сюжета, главного героя, обговаривали пошаговое воплощение задумки и главное -  сами приходили к решению возникшей проблемы и их поиски были не напрасны! Важным открытием для ребят послужило осознание нескольких вариантов разрешения существующей проблемы. В ходе такой совместной творческой деятельности у ребят формировалась адекватная самооценка, воспитывалась уверенность в себе, развивались навыки сотрудничества, многие «открывали» для себя в новом качестве своих одноклассников - развивались коммуникативные компетенции.

В дальнейшем каждый из ребят, уходил в самостоятельное плавание и создавал свой комикс по индивидуальному замыслу. Таким образом, посредством создания комикс-историй высвобождались затаенные в детском сознании переживания, находились нужные  именно для них решения, что впоследствии явилось основательной платформой для успешного воплощения их в жизнь. 

Необходимо отметить, что процесс создания комикса чрезвычайно долог и кропотлив. И те ребята, которых поначалу данная идея не вдохновила и которые ссылались на неуспех своей изобразительной деятельности, со временем увлекались и трудились. Ведь сама мысль о том, что ты будешь создателем собственной неповторимой истории, снимала все сомнения относительно внешних художественных характеристик комикса. Кстати, несколько ребят воплощали свои идеи в необычной технике: их герои были трехмерными за счет создания объемной комикс-книжки. Таким образом, снимались барьеры и страхи, которые связаны с моментом оценивания так часто останавливающих наших ребят под тенью собственного сомнения и нечуткого внимания педагога, творить и по-своему понимать, чувствовать, познавать наш мир.

Важно отметить слова В. Гуружалова, кандидата психологических наук, заведующего отделом научно-методической педагогики Государственной Третьяковской галереи, который отмечал, что «…учить детей рисовать комиксы было бы неплохо. Ведь чтобы создать его, ребёнок должен научиться вычленять некоторые узловые точки схем образа, события, явления, а значит, неизбежно будет оттачивать возможности своей психики: процессы воображения, анализа, обобщения, что необыкновенно важно» [5, с.32].

Программа «В гостях у сказки» имеет социальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5-х классов. Данная программа обращает внимание на то, что в современном мире создаётся потребность в воспитании нового типа личности – человека, уверенного в себе, самодостаточного, умеющего брать ответственность на себя, свои решения, уметь выражать и понимать чувства и эмоции других членов общества, преодолевать любые стрессовые ситуации, стремиться быть эталоном нравственности. Для формирования и развития этих умений необходимо организовать систему занятий, повышающих активность и эмоциональный интеллект подростков.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет развить духовно-нравственные качества, эмоциональный  интеллект и применить полученные знания на практике посредством реализации своих творческих возможностей через арт-терапевтические методы.

Цель программы: создание условий для выражения учащимися 5-х классов содержания своего внутреннего мира с помощью разнообразных изобразительных материалов и развития копинг-стратегий в различных ситуациях жизнедеятельности.

Среди задач программы выделяются формирование целостного образа «Я», развитие мотивации к самосовершенствованию; развитие творческих и интеллектуальных, коммуникативных способностей учащихся; развитие уверенности в себе, повышение самооценки способности преодолевать трудности; формирование способности к самостоятельному выбору и готовности брать ответственность на себя; развитие навыков рефлексии; снижение уровня тревожности, профилактика и коррекция страхов; развитие чувства коллективизма в общем деловом функционировании, осознания принадлежности к группе.

Значимыми условиями реализации программы являются принципы клиентцентрированной терапии К. Роджерса, среди которых безусловное принятие чувств, выражаемым ребенком; эмпатия -  стремление занять позицию ребенка и понять его чувства и эмоции; отсутствие интерпретации сообщений ребёнка, отказ решать проблемы за самого ребенка [4].

В теоретической части рассматриваются и обсуждаются сведения, связанные с историей возникновения комиксов, их авторов и т.д.

В практической части организуется деятельность по созданию продукта курса (комиксов), а также применяются тренинговые формы работы, основанные на методах: игра - на первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты». Игры становятся инструментом диагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся не доступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения; методы, направленные на развитие социальной перцепции. В ходе занятий с помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию. Они приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия.

Программа рассчитана на детей 11-12 лет, реализуется 1 год (35 часов). Количество обучающихся в группе - 10-12 человек.

Важным представляется описать особенности возрастной группы детей, которым адресована программа. Среди задач развития: выделение круга устойчивых интересов; формирование интереса к другому человеку как к личности; развитие интереса к себе, формирование навыков самоанализа; развитие и укрепление «чувства взрослости»; развитие навыков личностного общения в группе сверстников.

Ожидаемый конечный результат программы: повышение уровня творческих, коммуникативных и познавательных способностей; рост уровня эстетической и этической культуры; снижение уровня тревожности; развитие мотивации к самосовершенствованию; активизация навыков рефлексии.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (конечный продукт программы) включает в себя перечень творческих достижений: оформление галереи «Его величество Комикс», фотографии.

Для выбора адекватных методов контроля результативности психологических занятий необходимо учитывать следующие факторы: 1) особенности протекания адаптационного периода в 5-х классах; 2) соответствие выбранных методик целям психологической работы.

Таким образом, использование арт-терапевтических приемов, в частности комикс-технологии, является одним из безопасных и эффективных методов активизации духовно-нравственных качеств ребенка-пятиклассника, который проживает процесс адаптации к несколько новым для себя условиям школьной жизни.

 

 

Список литературы

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
  2. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось – 89, 2001.
  3. Гребенщикова Л.Г., Косарева Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение детского отдыха. – СПб.: Речь, 2007. – 208с.
  4. Комикс в образовании: есть ли польза от дела?//Народное образование. 2002. №9 (1322).
  5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - Спб.: Речь, 2003.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Изд. Центр «Академия», 1997.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2010 г. (с изменениями от 31.12.2015г. №1577).
  8. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися. Серия: Психология в образовании. - М.: Генезис, 2007. – 205с.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт