Аннотация
В статье представлены современные подходы к экологическому образованию старших дошкольников в рамках проектной деятельности (на примере проекта «Маленький исследователь»). В проекте систематизирован и структурирован материал по развитию экологической культуры, культуры мышления и познавательной активности у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности. На примере реализации показаны пути решения поставленных в образовательных программах задач по формированию у детей познавательной активности и экологически целесообразного поведения в природе, навыка практического познания окружающего мира. Педагогический проект может быть использован при организации системы инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении, в практике работы инновационных ДОУ, реализующих задачи познавательного развития детей дошкольного возраста, в системе повышения квалификации педагогических кадров по проблеме инновационной деятельности.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески [2]. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.
Поскольку мы, педагоги – дошкольники, являемся важным звеном в подготовке детей к обучению в школе, нам необходимо знать, на что ориентировать выпускников, насколько меняется подход к обучению в школе, что ожидает в будущем сегодняшних дошколят.
Тем более что современные требования, закрепленные в основных нормативно-правовых актах (Президентская инициатива «Наша – новая школа», ФГТ), продиктовали нам необходимость пересмотра подходов к экологической образовательной деятельности дошкольников.
Каждый педагог, так или иначе, коснулся содержания национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», и других нормативных документов понимает, что модернизация в образовании и инновации, которые уже внедряются в образовательный процесс, неизбежны, так как новые образовательные стандарты не могут быть достигнуты иным способом.
Цитата: «Новая школа - это школа, где ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому. Новая школа - это центр взаимодействия, как с родителями, так и с социумом» [3].
На сегодняшний день для всех однозначно ясно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы.
МКДОУ «Детский сад «Незабудка» уже много лет работает по экологической программе Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа». В программе активно реализуется принцип интеграции. Вместе с этим, в программе используются традиционные формы работы с детьми, такие как занятия, наблюдения, беседы. Содержание образования ограничено сугубо экологическим компонентом, мало уделено внимания познавательно-исследовательской деятельности, совсем отсутствует образовательный компонент, направленный на формирование основ элементарной физики и химии в экологии. Мы наткнулись на ряд проблем в профессиональной деятельности.
В результате возникли противоречия между современными запросами общества, требованиями, предъявляемыми дошкольным образованием к организации познавательно-исследовательской деятельности и устаревшей моделью организации экологического образования дошкольников в программе «Наш дом – природа».Возникшие противоречия таковы:
Ø Содержание образовательного компонента программы не в полной мере соответствует требованиям ФГТ.
Ø Формы и методы для реализации подходов в соответствии с требованиями образования являются традиционными, не соответствует современным требованиям.
Ø Не разработаны критерии и механизм мониторинга.
Ø Недостаточная осведомленность родителей с познавательно-исследовательской деятельностью в экологическом образовании.
Пути преодоления проблем:
Ø Обновление содержания программы циклом познавательно-исследовательской деятельности (в соответствии с Федеральными государственными требованиями). Непосредственно образовательная деятельность (занятия), направленная на формирование основ элементарной физики и химии.
Ø Обновление условий к организации образовательной деятельности данного направления, игровым комплексом «Профессор ЭЙН».
Ø Отбор применяемых средств для реализации подходов к исследовательской деятельности, в соответствии с требованиями образованиями.
Ø Отбор критериев и отработка механизма мониторинга.
Ø Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Для преодоления противоречий в профессиональной деятельности был разработан проект по развитию культуры мышления и познавательной активности у старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности «Маленький исследователь». Проект был реализован в ДОУ на протяжении двух лет.
Цель проекта: создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процесс саморазвития путем совершенствования познавательно - исследовательских способностей в экологической деятельности.
Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Формированием у дошкольников фундаментальных экологических представлений.
2. Развитием познавательных мотивов и способностей дошкольников.
3. Обучением дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и экологического проектирования.
4. Формированием и развитием у дошкольников умений и навыков исследовательского поиска.
5.Формированием у родителей представлений об исследовательском обучении как ведущем способе экологической деятельности.
Направления реализации проекта:
1) организация деятельности с детьми;
2) взаимодействие с родителями;
3) работа, направленная на повышение компетентности педагогов ДОУ.
В процессе формирования у детей дошкольного возраста эколого-познавательной активности необходимо руководствоваться следующими принципами: принцип научности, принцип развития, принцип дифференциации и индивидуализации, принцип диалогического общения, принцип доступности, принцип системности, принцип последовательности [4].
Первый этап – подготовительный.
На данном этапе происходило:
1. Постановка целей и задач;
2. Подготовка предметно-развивающей среды, создание условий для продуктивной учебно-познавательной деятельности;
3. Подбор методической литературы, иллюстративного материала по данной теме;
4. Подбор диагностического инструментария для выявления знаний и умений детей.
Второй этап – основной.
1. Реализация проекта: реализация плановых мероприятий, проведение образовательной деятельности с детьми; организация работы с родителями и педагогами.
2. Проведение первичного мониторинга результативности проекта.
3. Диссеминация педагогического опыта через публикацию материалов в СМИ, Сайте ДОУ;
4. Разработка методического пособия, практических и методических рекомендаций.
Для реализации второго основного этапа в детском саду оборудован центр экологии и экспериментирования, к нему относятся:
- лаборатория, обогащенная игровым оборудованием серии «Профессор Эйн»;
- эколого-географический уголок;
- библиотека юного исследователя.
Для реализации практического этапа определен перечень форм и методов реализации проекта. К ним относятся как традиционные формы и методы обучения, так и новые современные и актуальные формы познавательно-исследовательской деятельности.
К традиционным формам относятся факультатив «Маленький исследователь», поисково-познавательные занятия, наблюдения, экологические сказки.
К новым современным и актуальным формам – экспериментирование, моделирование, исследование. А также конкурсы и викторины, природоохранные акции, экологические выставки, различные игры, праздники и развлечения.
Остановимся на актуальных и новых формах.
Экспериментирование – вид познавательно-исследовательской деятельности, направленный на преобразование объекта с целью познания, результатом которого является формирование обобщенных способов практического исследования ситуации [1]. Экспериментирование как вид познавательно-исследовательской деятельности является второй ведущей деятельностью в дошкольном возрасте [6]. В течение года были проведены многочисленные опыты, ряд опытов с инновационным игровым оборудованием серии «Профессор ЭЙН»: «Энергия света», «Магнетизм», «Бактерия», «Организм человека», «Вирус», «Глобальное потепление». Все эти опыты помогли воспитанникам приобрести знания и навыки практической деятельности по различным естественно-научным направлениям, по основам элементарной физики и химии.
Моделирование – вид познавательно-исследовательской деятельности, который предполагает опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не интересующий нас объект, а вспомогательная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом[5]. Для проведения познавательно- исследовательской деятельности использовались в работе схемы, модели, алгоритмы проведения опыта.
Исследовательская деятельность – вид познавательно-исследовательской деятельности, связанный с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающий наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере[6].
В течение года проведен ряд крупных исследований по темам «Почва», «Воздух», «Вода», «Растения», «Животные», «Солнце», «Лес», «Человек и природа».
В процессе обучения проводили познавательные беседы на разнообразные темы. С большим интересом изучали ландшафты разных климатических поясов (тропики, антарктида, пустыня). Регулярно проводили экологические праздники и развлечения («Зов джунглей», «В лес ходить - природу любить», «Вот труба - над нею дым»). Также делились опытом с коллегами на интерактивных площадках, различных семинарах и педагогических советах.
При реализации проекта активными участниками многих мероприятий были родители. Им было представлено новое игровое оборудование серии «Профессор Эйн», проводились экологические развлечения. К 80-летию ЯНАО группа авторов детского сада выпустила для родителей и педагогов газету «Лучик», посвященную природному миру и обычаям Ямала. А зимой на участке детского сада педагоги и родители строили снежные городки для детей.
Третий этап – заключительный (апрель). Включает в себя проведение заключительного мониторинга, оценки эффективности проекта. Обработка данных, подведение итогов. Обобщение и диссеминация передового педагогического опыта.
Сегодня, по истечению двух учебных лет, можно реально оценить результативность проекта на основе мониторинга.
Таблица №1.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДАННЫХ МОНИТОРИНГА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Уровень |
2011-2012гг. |
2012-2013гг. |
Низкий |
- |
- |
Средний |
16,6% |
17,6% |
Высокий |
83,4% |
82,4% |
Мониторинг выявил следующее: результаты диагностики по экологической и познавательно-исследовательской деятельности детей за два года (2011-2013) отражают положительную динамику. Наблюдается повышение процента детей с высоким уровнем знаний. В 2011 учебном году, по сравнению с 2010 годом он повысился на 12.6%. В 2012 учебном году процент высокого уровня несколько снизился из-за уменьшения количества воспитанников. Наряду с этим процент среднего уровня уменьшается, а низкого уровня на конец учебного года нет и не прогнозируется.
На данный момент можно утверждать, что разработанная модель работы по познавательно-исследовательской деятельности (проект) имеет результативность и положительный опыт.
Реализация программы экологического воспитания Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» и проекта «Маленький исследователь » позволила достичь следующих результатов работы с воспитанниками за последние три года (2010 -2013 гг.). Доля воспитанников, освоивших содержание программы экологического воспитания Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа» - 100 %;
Доля выпускников, успевающих на начальном этапе обучения – 96%;
Удовлетворенность родителей качеством организации и содержанием работы педагога – 98%.
В заключение хочется еще сказать о теоретической и практической значимости проекта.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- результаты работы расширяют представления о возможности формирования экологических знаний у дошкольников в познавательно – исследовательской деятельности, позволяет оптимизировать процесс экологического образования в дошкольном учреждении;
- в работе конкретизируется важность, актуальность, педагогическая целесообразность познавательно-исследовательской деятельности, современные методы и подходы в организации исследовательской деятельности.
Практическая значимость заключается в том, что в результате исследования:
- разработаны рекомендации к организации познавательно-исследовательской деятельности в рамках экологического образования старших дошкольников;
- определены особенности планирования, дополнено содержание образовательного компонента, обозначены особенности организации образовательного процесса на основе актуальных форм и методов.
- произведен отбор критериев и отработан мониторинговый механизм.
Библиографический список
1.Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
2.Методическое пособие «Инновации в детском саду» Микляева Н.В.
3.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 04.02.2010 года).
4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
5.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002.
6.Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. СПб., 2004.