Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА И ПЕ...

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА И ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Муравьёва Анна Мячеславовна,

МБОУ «Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района

Модернизация российской школы предполагает ориентацию образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей, на формирование ключевых компетенций.

Долгое время низкая мотивация и активность не позволяли нашим воспитанникам раскрыться в полной мере. Решая эту проблему, мы постарались создать условия для развития и самореализации каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности.

Главная идея, положенная в основу концепции развития школы-интерната, – создание необходимых предпосылок и комплекса условий для развития национального образования посредством приобщения развивающейся личности к этнокультурным традициям, духовным ценностям своего народа, формирование представлений об основах ведения традиционных отраслей хозяйства.

К решению таких серьёзных задач мы подошли комплексно. На основании концепции были разработаны программы и проекты, призванные оказать содействие и поддержку и наметить ориентиры дальнейшей работы: Программа развития школы-интерната «Развитие личности ученика и педагога в условиях этнокультурологического образования», инновационный проект модели школы старшей ступени «Школа профессионального самоопределения учащихся», проект «Программа предшкольного образования детей-тундровиков как фактор формирования готовности ребёнка к обучению в школе», проект «Кадры для агропромышленного комплекса» и другие.

Основной целью представленных программ и проектов является создание новой модели образовательной деятельности.

Организация образовательного процесса в школе-интернате основывается на этнокультурных ценностях и трудовом воспитании. В часть учебного плана школы-интерната, формируемую участниками образовательного процесса, начиная со ступени начального общего образования и далее, внедрены курсы общеразвивающей и этнокультурологической направленности: «Экология», «Оленеводство», «Основы медицинских знаний», «Педагогика», «Художественная обработка материалов», «Одежда и украшения ненцев», «Профессиональное самоопределение» и другие. Изучение курсов этнокультурологического направления включает в себя проведение теоретических и практических занятий. В рамках договора о сотрудничестве МКОУ «ШИСОО» с. Самбург и АО «Совхоз Пуровский» старшеклассники школы-интерната в период летних каникул работают в оленеводческих и рыболовецких бригадах совхоза. В обязательной части учебного плана на ступени среднего общего образования в рамках предмета «Технология» реализуются программы «Плотник» и «Швея».

Для решения задач трудовой подготовки воспитанников школы-интерната нами была разработана целевая программа «Кадры для агропромышленного комплекса», основная задача которой – готовить учащихся к жизни в экстремальных условиях Севера, к труду по профессиям, распространённым в регионах тундры и лесотундры.

Для материально-технического обеспечения программы построен дополнительный корпус, в котором размещены мастерские: столярная, швейная, гончарная, кулинарии, косторезная. В мастерских проводятся уроки технологии и работают объединения дополнительного образования: художественная обработка древесины, резьба по кости, малая механизация Севера, гончарное дело, декоративно-прикладное творчество, национальный сувенир, театр моды и другие. Ребята изготавливают нарты для оленьей упряжки и утварь для чума, занимаются резьбой по дереву и выжиганием, осваивают резьбу по кости. Девочки шьют национальную одежду, изготавливают сувениры из сукна, меха и бисера, изготавливают ненецкие куклы Нухуко в красивых суконных орнаментированных ягушках, из голубой Самбургской глины изготавливают замечательные глиняные изделия. Новое направление работы – «Театр моды» – настолько заинтересовало и педагога, и воспитанников, что за короткий период времени совместными усилиями уже разработаны различные коллекции моделей ненецкой стилизованной одежды.

Обновляется материально-техническая база – приобретаются оборудование, инструменты, расходные материалы. Источником финансирования являются не только бюджетные, но и внебюджетные средства, в том числе полученные нами Гранты (более 3 млн. рублей).

Разработанная и реализуемая в школе-интернате модель образовательной деятельности включает пять основных направлений: интеллектуально-нравственное, эстетическое, проектно-исследовательское, политехническое и физкультурно-оздоровительное. Отличительной особенностью данной модели по сравнению с предшествующими является «интегративная» направленность деятельности, включение учащихся в творческую исследовательскую деятельность, направленную как на познание культуры своего народа, так и самого себя в этой культуре. Организация деятельности по каждому направлению осуществляется в соответствии с кластерным подходом, устанавливающим взаимодействие и взаимозависимость между различными участниками кластера (поддерживающими структурами – партнерами).

В стенах школы-интерната дети вовлекаются в разнообразную интеллектуальную и творческую деятельность. В системе дополнительного образования работают кружки, клубы, секции, которые стимулируют инициативу и самостоятельность ребят, развивая их творчество и способности. Ребенку предоставляется возможность свободного выбора занятий по интересам.

Понимая значение человеческого фактора, большое внимание мы уделяем подготовке квалифицированных кадров. Педагоги занимаются на курсах повышения квалификации («Технология изготовления национального костюма», «Обучение школьников устройству и вождению мототранспортных средств»), выезжают в командировки по обмену опытом (в кочевую школу А. П. Неркаги на факторию Лаборовая; в Центр национальных культур и в Окружной Дом ремёсел). Кроме того, мы готовим и свои кадры:  только за последние годы 6 выпускников школы-интерната закончили средние профессиональные и высшие учебные заведения по данному направлению и работают в школах села, района, округа и области.

С учётом нашей отдалённости и некоторой изолированности от внешнего мира не менее важным фактором развития школы-интерната является трансляция собственного опыта. Мы стараемся использовать для этого любые возможности: творческие отчёты и выставки и в Самбурге, и за его пределами (Тарко-Сале, Салехард, Москва); дни культуры в других поселениях (Уренгой, Новый Уренгой, Тобольск и др.); сувениры для музеев Уренгоя, Тарко-Сале, Нового Уренгоя; статьи и сюжеты в школьных, районных и окружных средствах массовой информации; книжки, брошюры, буклеты и сборники разной направленности (информационные, познавательные, методические); виртуальные экскурсии в музеи и многое другое.

Современный подход к организации внеурочной деятельности в школе-интернате ориентирован на создание системы подготовки воспитанников к разносторонней самостоятельной жизнедеятельности. Данная система основана на взаимодействии школы-интерната с родителями воспитанников, мастерами села Самбург и Пуровского района, внешкольными, культурно-просветительными, спортивными и прочими учреждениями и организациями, которые в деловом сотрудничестве со школой-интернатом не только продолжают начатое в семье и школе воспитание, но и создают оптимальные условия для повышения результативности всего процесса формирования личности; строят свою работу со школой-интернатом на основе совместного определения перспектив, взаимной ответственности, информированности, помощи; способствуют активизации роли детей и подростков как субъектов обеспечения своего гражданского становления, жизненного самоопределения.

В решении социальных и общественно значимых проблем села, района, округа важным шагом является выявление, разработка и внедрение инновационных идей и проектов, представляющих практический интерес и значимость для социально-экономического развития региона. Поэтому у каждого педагога школы-интерната в личной методической копилке собрано немало интересных идей для организации проектно-исследовательской деятельности воспитанников, развития интеллекта ребёнка в самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и склонностей. Приятно отметить, что большинство исследовательских творческих проектов наших школьников посвящено мастерам родного края. Это говорит о том, что мы на верном пути – ребята не просто знакомятся с творчеством своих земляков, но и хотят узнать как можно больше об их творчестве и поделиться своими знаниями с другими.

Подводя итог вышесказанному, хочется ещё раз отметить, что в школе-интернате села Самбург созданы условия для развития и самореализации каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, что подтверждается качеством и уровнем участия в олимпиадах, фестивалях, конкурсах, смотрах различного вида.

За последние три года доля победителей и призёров творческих конкурсов увеличилась на 50,3%. Число выпускников 9, 11 классов, трудоустроившихся в АО «Совхоз Пуровский», возросло на 6%; поступающих в вузы по сельскохозяйственным, педагогическим и медицинским профилям – на 7%.

В 2012 году МКОУ «ШИСОО» с. Самбург вошло в число учреждений, на базе которых организована деятельность региональной стажировочной площадки, позволившей повысить квалификацию 187 педагогам округа. В 2014 году по итогам Всероссийского конкурса добровольной сертификации продукции детского ассортимента, услуг для детей и подростков по категории КАЧЕСТВО «Лучшее – детям» опыт работы школы-интерната с. Самбург по теме «Предпрофильная подготовка и профильное обучение, ориентированные на традиционные отрасли хозяйствования и этнокультуру коренных малочисленных народов Севера» отмечен Знаком качества.

В дальнейших планах коллектива школы-интерната – расширение сотрудничества между школой-интернатом и образовательными учреждениями района и округа; укрепление связей с предприятиями, являющимися партнёрами учреждения, для подготовки к освоению новых профессий.

Начало такому сотрудничеству было положено в 2015 году, когда был дан старт социальной программе «Будущее вместе – Самбург», основная цель которой – создание благоприятных условий для проведения профессионального ориентирования обучающихся школы-интерната для дальнейшей подготовки квалифицированных кадров, востребованных ООО «Газпром добыча Уренгой».

 

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт