Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Развитие отечественных традици...

Развитие отечественных традиций воспитания в детском саду и семье


Андреева Наталья Васильевна
МБДОУ Детский сад № 7 «Крылышки»
г. Салехард

 

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа».
 

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Академик Г. И. Волков справедливо отмечает: «Чтобы понять народ, надо узнать его многовековую традиционную культуру воспитания».

У всех народов издавна основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовно-нравственного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Поэтому неслучайно пристальное внимание к проблеме духовно-нравственного воспитания, поиск эффективных методов,  обращение к культурно-историческим традициям.

Современная эпоха отмечается  наличием целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы. Все негативные тенденции деструктивных изменений духовности российского общества, связанные с падением нравов, распадом семей, появлением большого количества брошенных детей и стариков, детское сиротство и беспризорность, так или иначе, обусловлены разрушением национально-культурных традиций. Наиболее незащищенными от негативных воздействий оказались дети.

    В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, именно в этом возрасте закладываются  ценностные приоритеты, базис нравственности и культурного потенциала, начинается процесс социализации, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

         Воспитание  дошкольников долгое время являлось делом семьи. Однако социальные процессы XIX-XX вв. способствовали становлению и развитию общественного дошкольного воспитания как первой ступени системы образования. В работе «Социальное воспитание, его задачи и пути» В.В. Зеньковский назвал детский сад «самым радостным, плодотворным и живым явлением в системе народного образования» [54, с. 126]; именно из детского сада, «льется свет в современной педагогике», «идут ее лучшие идеи» [Там же]. Поэтому от того, какие идеи и ценности станут определяющими в дошкольном образовании сегодня, зависит не только будущее современных дошкольников, но перспективы развития отечественного образования в целом.Обновление содержания дошкольного образования продиктовано федеральным государственным образовательным стандартом. Во ФГОС ДО одной из образовательных областей, обеспечивающей развитие личности ребенка является социально-коммуникативное развитие.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.Оно направленно на формирование у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника. Благодаря социокультурным традициям ребенок имеет возможность наследовать культурный опыт своих предков.Традиции появились еще в далеком прошлом и принадлежат к духовной стороне жизни человечества. Традиции подвижны и энергичны, как и сама общественная жизнь, они являются связующей нитью между прошлым и будущим, между старшим поколением - нашими бабушками, и младшим поколением - нашими детьми.Они появляются, претерпевают изменения, исчезают и вновь появляются.

Подрастающее поколение далеко от традиций отечественной культуры, от общественно исторического опыта поколений, что является серьезной проблемой нашего времени. Уже в дошкольном возрасте необходимо уделить этому внимание. Таким образом, через приобщение воспитанников к традициям  и культуре своего народа мы должны  подойти  духовно-нравственному воспитанию детей. Развивая нравственные качества ребенка, мы решаем ряд взаимосвязанных задач:

ü  Воспитание любви к родному дому: семье, малой родине – Ямалу и большой Родине – России;

ü  Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;

ü  Уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;

ü  Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Отсюда вытекают принципы воспитания. 

ü  Принцип культуросообразности в воспитании, которое основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфических особенностях, присущи традициям тех или иных регионов, не противоречащие общечеловеческим ценностям. 

ü  Принцип расширение связей ребенка с окружающим миром предполагающие преодоление имеющиеся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутости системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края. 

ü  Принцип приоритетности регионального культурного наследия, которое означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников. 

ü  Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требующие сознания условий для возникновения эмоциональных реакций  и развития  ребенка на объекте познания, собственном поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

За последние два десятилетия мы наблюдаем колоссальный интерес к возрождению культурных традиций.Как и во многих других общеобразовательных учреждениях  в нашем детском саду этому вопросу уделяется большое внимание.

Проживая в Ямало-Ненецком автономном округе, мы не могли обойти стороной культурное наследие народов проживающих на территории округа. Традиционным стало знакомство детей с культурой, бытом, жизнью коренного населения: ненцев, хантов, селькупов, коми-зырян. Из  бесед дети узнавали о традиционном жилье (чум) коренных народов, о средствах передвижения, промыслах, играх, обычаях и т.д. С этой целью не раз организовывались экскурсии для детей и родителей в Музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского. На этих встречах дети смогли рассмотреть традиционную одежду предметы быта, орудия труда.  Посетили выставку посвященную творчеству писателя Юрия Николаевича Афанасьева, который написал для детей замечательные сказки «Хвастливый мышонок», «Сказки дядюшки Ай-по». Дети нашего детского сада не раз были участниками театрализованных представлений по сказкам писателей нашего округа («Белый и Черный»«Хвастливый мышонок») и  можно сказать, что это стало доброй традицией нашего учреждения. При знакомстве детей с животным миром был  разработан  проект  «Гуси»,а знакомство с природой проходило на празднике «Осень на Ямале».На этом празднике дети познакомились с народными инструментами, играми, с природой родного Ямала. Вместе  с нами – педагогами этот праздник вели профессиональные артисты ансамбля «Сыра-Сэв».А как интересно и каждый раз по-новому празднуется «День округа»,    весенний праздник «День  Вороны», для разработки и проведения этого праздника была привлечена родительница Елена Рыбина.  Просто однажды она пришла в детский сад в  национальном платье народов ханты – ернас, а кто  лучше неё расскажет детям о традициях этого праздника, конечно, человек, который чтит и соблюдает эти традиции. Традиционным стало участие наших детей в конкурсах чтецов «Лапцуевские чтения», по произведениям Ругина Романа Прокопьевича. Знакомя детей с культурой и обычаями народов малой Родины, мы не забываем об  ознакомлении детей с культурой, традициями  и бытом русского народа. При этом решаются такие задачи, как

ü Расширять представления детей о народных традициях, обычаях, обрядах, верованиях, быте русского народа. 

ü Создавать условия для формирования представлений об искусстве народов России.

ü Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов. 

ü Активизировать интерес к искусству родного края; воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям искусства. 

С этой целью проводились беседы чтенье литературы, знакомство детей с устным народным творчеством, проводились игры драматизации, постановка сказок для малышей. На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомились с традиционными промыслами, росписями прославившими Россию далеко за ее пределами. Был разработан проект «Как раньше одевались на Руси», в ходе проекта дети ознакомились с различными русскими костюмами. При помощи родителей был проведен большой праздник «В гостях у самовара», традиционно ежегодно  проводятся такие праздники как, «Масленица», «Колядки», «Проводы Зимы» на которых дети продолжают знакомиться с русскими подвижными играми, прибаутками, закличками и т.д.

Проживая  на Ямале, мы понимаем, что необходимо знакомить детей и с другими национальными культурами и их традициями. Так в тесном сотрудничестве с библиотекой «Дружба народов» при активной помощи родителей мы приняли участие в «Дне родного языка» где представляли культуру и традиции Калмыкии. Каково было удивление детей,  когда они увидели свою одно группницу в костюме  калмычки, полюбовались танцем в ее исполнении, услышали игру на домбре. А в заключение поиграли в игры и попробовали традиционную выпечку. Не могу не отметить большой праздник культур и традиций одной из групп нашего сада, на котором  были представлены  все культурные традиции национальностей группы. Это русские, украинцы, дагестанцы, башкиры, татары, грузины  и т.д., каждая семья приняла участие в этом мероприятии  посвященному дню толерантности. Звучала музыка, песни, стихи, исполнялись танцы. В этом мероприятии были задействованы артисты ОЦНК  разного уровня.

Говоря о формировании духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, хочу рассказать  о воспитании чувства гордости за свой народ за свою страну с умевшую защитить  и освободить себя и другие страны от фашизма.  Часто задумываешься о том, что ты знаешь о том времени? Что интересного можешь сделать и рассказать детям, кто может стать твоим помощником  в  этом  вопросе? И как всегда на помощь приходят не равнодушные родители и педагоги.

О Великой Отечественной войне много разной информации, но нам хотелось узнать знают ли дети, то есть внуки и правнуки, о своих героических бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках, благодаря которым мы живем в свободной от фашизма стране.  Так при помощи  родителей были сделаны первые шаги в сборе информации о родственниках, участвовавших в этой войне. В каждой семье есть традиция собирать фотографии. Среди этих свидетелей истории с особой бережливостью хранятся фотографии военных лет. Что они могут рассказать, знают  ли дети  историю этих фотографий. И вот первый вопрос к детям: «Кто из ваших родственников участвовал в боях за освобождение нашей Родины от фашистов?». Даётся первое задание разузнать все у своих родителей… И закипела работа.  Был создан первый проект  «Спасибо нашим дедам за славную Победу!», далее участие в концертах, посвященных Дню Победы. Участие в конкурсах рисунков и поделок, чтение художественной литературы. Группа  педагогов нашего сада  организовала  совместную выставку книг «И память о войне нам книга оставляет…», были собраны детские книги о войне, стихи, рассказы, пословицы, поговорки и т.д.  Для нас, потомков, очень важно, чтобы никто не забывал о величии Победы, не искажал исторических фактов войны. В семье  Сергея Дяглева бережно хранится память о боевых участниках войны братьях Сущих, через книгу «Ямальское притяжение»  мы узнали о боевом прошлом ветеранов-ямальцев. Вместе с детьми мы решили создать книгу памяти, на  страницах  которой будут  размещены сведения о родственниках детей приблизивших День Победы. Так педагоги, родители и дети создали  еще одну  традицию. Широко и торжественно отмечается День Победы это  праздник, на который принято приглашать участников войны, «детей войны», а так же с ним тесно связанна акция «Солдатский платок».

Мы еще раз убедились, что традиции проявляются в разных областях человеческой жизни. В связи с этим любая совместная деятельность родителей и педагогов в этом направлении отвечает требованиям целостного педагогического процесса. Ведь в результате затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности.

В наших  детских  садах дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Литература

 

1. В.В. Зеньковский «Социальное воспитание, его задачи и пути».

2. В.И. Петрова Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008.

3. А.М. Сязи. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. Издательство Томского университета, 2000.

4. Т.Н. Зерина. Родительские собрания в детском саду.-М., Педагогическое сообщество России, 2006.

5. В.Н. Косарева. Народная культура и традиции. – Волгоград,  Издательство «Учитель», 2013.

6. Материалы сайта www.maam.ru/detskijsad/


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт