Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » 11. «Развитие патриотизма в се...

11. «Развитие патриотизма в семье на основе подвигов Александра Невского»


Смальченко Наталья Федоровна

МБОУ СШ №1

ЯНАО, г. Новый Уренгой

 

Подлинный патриотизм в России всегда основывался на подвигах и заслугах перед Отечеством. Великие полководцы Руси одерживали победы над несокрушимыми врагами, за что их уважали, перед ними преклонялись как перед святыми. Недаром многие русские князья после своей естественной смерти во время боев увековечивались в пособиях для школьного образования, для воспитания подрастающего поколения и для вечной памяти как Героев России.

Русская православная церковь еще в 15 веке увековечила светлую память великого полководца Александра Невского. Именно этот князь Великого Новгорода, а позже Владимиро-Суздальского княжества стал прототипом спасителя Руси от немецких и шведских рыцарей в 1240-1242 годах, а тремя годами ранее и от монгольских захватчиков Хана Батыя.

Итак, разберемся, на основе каких факторов формируются патриотические начала и почему они так важны для канонизирования православной церковью? По мнению историков и теологов Академии Наук России, влияние церкви обусловлено такими факторами как:

1. Приближенность к божественному и идолопоклонничеству.

2. Необходимость внедрения в сознание детей отсутствие разницы между небожителями и князьями, что лишний раз доказывает существования Святой Руси.

3. Передача из поколения в поколение осознания принадлежности к божественным началам и роли в их становлении православной веры.

Александр Невский отличался смелостью и находчивостью, усердием и неприязнью к врагам. Именно эти четыре составляющих считаются важнейшими в плане увековечивания князя в рамках православной церкви, начиная с 1550-х годов.

Всего современные историки насчитывают не менее 100 важных подвигов, которые прославили князя Александра Невского. При этом нравственная подоплека не выставлена на показ. Русские дети со времен Средневековья не видели в физическом насилии заслуг перед Родиной - как раз наоборот. Церковь всегда учила веротерпимости и необходимости сообща бороться с врагами, дабы не потерять свой имидж в глазах будущих патриотов.

По данным специалистов, православие как ветвь христианства в Россию пришло из Византии греческими монахами Кириллом и Мефодием. Эта вера считается более высокочтимой, чем ислам, буддизм и протестантизм. Связано это с тем, что православие, тем более русское, имеет тесную связь с небожителями, защитниками земли и веры. Родина уже более 8 веков имеет тесную связь с Богом, Царем и удельными князьями, чья власть передавалась им по воле божьей.

Александр Невский был крещеным князем. В каждом городе Великой Новгородской земли он выстраивал храм в честь удачного похода на врагов. При этом маленькие дети были частыми посетителями церквей, что вызывало у них благоговение, душевный трепет и уважение к своему отечеству.

Согласно летописям, князь Александр Невский умер в 1283 году, будучи виднейшим национальным деятелем, почти полубогом. Таким образом, влияние православной церкви невозможно не связывать с собором Ростово-Ярославских святых. Патриотические настроения у детей развивались даже вне образовательных учреждений, во время обедов дети были обязаны молиться во славу Руси и петь хвалебные песни про святого Александра Невского. Именно пение в хоре способствовало наиболее быстрому нравственному подъему.

Перенесение мощей Александра Невского в Санкт-Петербург в мае 1724 года стало новым витком в воспитательном влиянии на детей, как своего рода пропаганда. Многие подвиги Александра Невского воспевались в хоровых песнопениях на протяжении 200 лет вплоть до революции в России 1917 года, когда любое упоминание о монархии стало табу.

Православная вера претерпела значительные изменения в силу своего духовно-нравственного подъема. Патриотизм в воспитании детей с 13 по 20 век значительно менялся, переходя на новую стадию, чаще всего из-за отсутствия возможности участвовать в воспитании ребенка отцами и другими представителями мужского пола. Постоянные войны, которые вела Россия, вынуждало служить в армии пожизненно. Однако церковные соборы 1547 и 1663 годов вывели проблематику православной веры на новый уровень. Отныне церковное песнопение, восхваляющее подвиги Александра Невского в его боях с монголами и шведами, становится обязательством для всех детей старше пятилетнего возраста.

Мы считаем, что такие меры по многим показателям вынужденные, ибо церковь, власть и воспитание отныне выступают как одно целое, не способное существовать друг без друга.

Соборное уложение 1765 года в свете церковной реформы в России создало предпосылки для миссионерских миссий во Владимире с целью исцеления от ран после прикосновения к мощам Александра Невского. Иными словами, способность исцеляться после паломнической деятельности в Александро-Невскую лавру стала настоящим поворотным моментом в плане религиозной миссии.

Нравственное воспитание детей после посещения Благовещенского собора во Владимире проходило ряд стадий:

1. Очищение и принятие на веру знаний о божественном влиянии на человеческое существо.

2. Дети осознавали, что сакральные мощи способны быстро исцелять любые раны.

3. Чтение летописей и сказаний об Александре Невском позволяло проникаться идеями особого предназначения Руси, воспевать ее былые подвиги и верить в вечное царство добра после своей смерти.

Мы полагаем, что такие меры дали возможность русским матерям уделять большее внимание воспитательной деятельности своих детей за неимением возможности привлечь к процессу насаждения патриотизма отцов.

Выше мы уже упомянули о том, что большинство подвигов относится к сфере военной деятельности. Битва на Чудском озере 15 апреля 1241 года стала знаменательной, так как шведские рыцари превышали в количестве и опыте военных действий русских воинов не менее чем в пять раз. Несмотря на численное шведское превосходство, князю и его дружине удалось сломить сопротивление.

В связи с этим русская православная церковь способствует развитию патриотизма у детей и внедренную в сознание идеи о том, что русские люди способны побеждать и на голову громить превосходящих в численности врагов. Случаев подобного рода подвигов у Александра Невского не счесть. Однако каждый такой подвиг и божественная провидения подробно описаны летописцами в 13-14 веках.

Мы убеждены, что многие нравственные установки на базе православной церкви более понятны тем, кто глубоко патриотично относится к религии. Понятие нравственного воспитания достаточно условно, так как категория религии и власти сегодня не отождествляется. Современные дети не способны проникнуться тем морально-этическим компонентом, который был свойственен поколениям 500-700 лет назад. В наши дни влияние православной веры намного ниже, чем столетия назад, так как церковники практически не дают о себе знать.

Воспитание детей в русской семье также затруднено, так как дети не могут становиться настоящими патриотами вне взаимодействия с канонами религиозной жизни. Раскрывая заявленную проблематику, мы приходим к выводу о том, что нравственность и долг перед Отечеством имеют мало общего.

Например, какая связь между подвигами Невского в 1240-е годы и их отождествление с этикой и любовью к родине в 2020 году? Однозначно, напрямую она не прослеживается. Тем не менее, в сельской местности в России православие, патриотизм и Александр Невский - это почти синонимы, которые не интерпретируются по отдельности. Поклонение мощам сейчас не является показателем духовности в том виде, в каком это было развито в 14-17 веках. Однако перечислим, на каких столпах держится репутация Невского во Владимире, Новгороде и в Петербурге:

1. Забота о прошлом славных предков.

2. Возможность получать быстрое исцеление за счет святых молитв, адресованных Невскому.

3. Чтение и изучение на уроках литературы летописных преданий и наказов потомкам великих воинов из прошлого.

Русская епархия создала коллектив патриотов России, состоящий из наиболее одаренных музыкантов и стихосложителей.

Мы далеки от мысли, что русская православная церковь отдает миллионное вознаграждение за особые заслуги перед обществом и формированием патриотизма в 21 веке. Тем не менее, влияние православной веры в еще большей степени затруднено в плане нравственного воспитания детей и подростков в национальных школах. Иными словами, православная вера и нравственное воспитание в семье не согласуются вне представительства с русской национальной диаспорой.

Подводя итоги к первой части нашего доклада, хотелось бы отметить значимость превосходства Александра Невского как святого перед другими князьями Руси. Такое количество битв никто из иных представителей княжеского рода не выигрывал и способностями подниматься на небеса перед всем честным людом обладают не все святые.

Вторая проблематика доклада согласуется с первой частью применительно к вопросу о роли и места небесных чудес Александра Невского ежегодно в день его смерти 22 мая. Дело в том, что патриотические составляющие держатся также на способности производить на детей ментальное впечатление наиболее сложными и неоднозначными посылами.

Прежде всего, не стоит забывать о фабульном и эпическом происхождении летописных преданий, по которым русские дети черпают патриотизм, и все больше любят свое отечество. Мы, как взрослые адекватные аналитики, не должны упорствовать в том, что мы хотим видеть в патриотических началах и каким образом подаются в России отдельные истории подвигов Невского. Дети до 6 лет склонны верить в божественное происхождение деяний, однако, к 11 годам дети становятся более предвзятыми касательно того, какая информация им подается в религиозном формате.

Исходя из этого, мы не можем не прийти к ряду важных выводов.

1. Патриотизм как фактор воспитания детей должен обращаться к разуму, к интеллекту, а не душевным факторам.

2. Обман ребенка не всегда приводит к росту его патриотических настроений, чаще к их нивелированию.

Навыки великого полководца также способствуют тому, чтобы дети могли гордиться князем Великого Новгорода и Владимиро-Суздальской Руси. Кроме того, православие в России крайне благодарно Александру Невскому за своевременную атаку на католических крестоносцев из стран Западной Европы, которые в 1255 году затеяли поход на русские земли. В большинстве образовательных программ нашего времени данный факт фигурирует среди основных, в которых речь идет о том, чтобы сделать маленьких русских детей истинными патриотами. Данный феномен относится не только к религиозным образовательным программам начальной школе, но и к семейному образованию. Предполагается, чтобы православные отцы и матери в России приобщали детей с двухлетнего возраста к патриотическим началам посредством чтения на ночь сказок и легенд про Александра Ярославича Невского.

Миссионерская деятельность русской православной церкви уже более 10 лет имеет место во всех русскоговорящих регионах страны. Она не касается мусульманских регионов, а также буддистских и еврейских, где патриотизм выстраивается под несколько иным углом. Миссионеры православных регионов России распространяют свои брошюры со сказаниями о подвигах Александра Невского тиражом от 5000 единиц в месяц, чтобы способствовать скорейшему проникновению в сознание христиан только положительных сторон жизнедеятельности Александра Ярославича.

Заканчивая раскрытие проблематики нашего доклада, мы бы хотели особенно подчеркнуть важность миссионеров православных христиан, которые создают предпосылки для глубокого осознания значимости России как великой непобедимой державы. Именно с этой целью дети изучают военную деятельность Александра Невского с разных точек зрения.

В рамках работы мы постарались раскрыть проблематику максимально подробно, рассмотрев исторический и религиозный контекст одновременно. Особенно хотелось бы подчеркнуть важность данного исследования с психологической и этической точки зрения, так как распространение религиозных знаний русской православной церкви - дело непростое. Однако же, на наш взгляд, мы справились с этой задачей в рамках теоретико-практической деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1992. Т. 4.

2. Назарова Е. Крестовый поход на Русь 1240 г. (организация и планы) // Восточная Европа в исторической ретроспективе, М., 1999.

3. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. М., 1975.

4. Theiner A., Vetera Monumenta Poloniae et Lithuaniae. Rome, 1860.

5. Георгий Чистяков. Война глазами христианина. Опыт православного осмысления войны // Размышления с Евангелием в руках. М., 1997.

6. Шаскольский И.П. Папская курия - главный организатор крестоносной агрессии 1240-1242 гг. против Руси // Исторические записки. М., 1951. № 37.

7. Урок православной культуры на тему Святые благоверные князья Святители и Преподобные [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru [сайт]. 01.11.2019. URL: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/11/01/urok-pravoslavnoy-kultury-na-temu-svyatye-blagovernye-knyazya


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт