Актуальность темы.
Перемены, происходящие в России в последние десятилетия, затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную духовно-нравственную сферу жизни общества. В связи со вступлением в силу ФГОС НОО второго поколения актуализировались сфера духовно-нравственного воспитания личности, вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников. Именно они оказываются в наиболее затруднительном положении, так как их мир восприятия осуществляется в тех ситуациях, когда прежние ценности отвергнуты, а новые ещё не полностью определены.
Что ценит человек? То, что связано с его внутренней духовно-нравственной сферой. К чему стремится? К истине, добру и справедливости.
«Семья, школа, общество – взаимодействие ради будущего». Это направление продолжено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». Воспитание ценностного отношения к семье у школьников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем. От решения данной проблемы зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.
Одним из важных показателей деятельности образовательного учреждения является результативность воспитательного процесса, а именно воспитанность школьника. Проблема образования в современных условиях – это не просто подготовка образованного и даже высокообразованного специалиста, а формирование человека цивилизованного, культурного, гуманного, нравственного. Впервые за последние 30 лет перед школьным образованием поставлена задача формирования системы ценностей. В настоящее время в условиях переоценки традиционных ценностей, и это внушает тревогу за состояние нравственности нашей молодежи, в том числе и детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – это период позитивных преобразований в становлении личности ребёнка.
Школа и семья – это два социальных института, от взаимодействия которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. В основе новой философии взаимодействия семьи и школы лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а школы призваны помочь, поддержать, стать центром духовного развития личности каждого ученика. Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся, родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Наша учительская задача - помочь учащимся и их родителям в осознании и формировании ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности. А.С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи школы с семьёй – через учащихся. Преимущество этого способа не только в его оперативности, но и в том, что ребёнок, принимая требования учителя, становится их проводником в семье. Такое партнерство способствует сплочению связей между семьей и школой, учащимися и родителями. Школа, ученики и родители становятся единой командой. Несомненно, что такая работа укрепляет взаимопонимание и доверие между семьей и школой.
Самое главное место в этой системе занимает семья. Семья была и в будущем будет основой воспитания подрастающего поколения. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, в этом не приходится сомневаться. Являясь ведущим фактором развития личности ребёнка, семья воспитывает гражданина, будущего семьянина, законопослушного члена общества, оказывает существенное влияние на выбор профессии.
В семейных традициях заложена великая сила семейного воспитания. Семья дает маленькому человечку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, об уважительном отношении к ценностям. Именно в семье ребёнок впервые узнаёт «что такое хорошо, а что такое плохо». Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Из семьи складываются представления ребенка о вежливости, внимательности, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе.
Цель: изучить возможности формирования семейных ценностей у обучающихся через изучение и анализ художественных произведений на уроках ОРКСЭ.
Задачи:
· способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности;
· формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
· воспитание чувства ответственности, любви к своим ближним.
· проанализировать отрывки художественных произведений, в которых поднимается проблема семейных отношений;
· на основе материала художественных произведений выработать у учащихся стойкое убеждение в необходимости уважительного отношения к семейным ценностям.
Методы исследования: изучение, обобщение и анализ литературы
Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково её значение для развития у детей духовного начала? Какой она должна быть, чтобы дать людям счастье? Эти вопросы давно и неизменно волнуют философов, писателей, социологов, психологов, да и всех людей на земле. На каждый из таких вопросов люди, имеющие семью, отвечают в зависимости от того, какими идеалами и потребностями они руководствуются, в каких социальных условиях живёт их семья. Все писатели и философы сходятся на том, что именно хорошая семья больше всего способствует воспитанию у ребёнка нравственных качеств, высокого стремления к идеалам.
«Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение» (А.С. Макаренко)
Цель нашего общества - счастье людей, и одним из важнейших его слагаемых является здоровая, крепкая семья. Именно она растит и воспитывает новое поколение.
Семья, несомненно, имеет свою специфику, но вместе с тем является формой коллективной жизни. Любая семья, если она хочет сохранить себя как семью, должна быть коллективом, где каждый стремиться жить интересами другого, помогать другому, чувствовать ответственность друг за друга. Жизнь в семье требует от человека любви к ближнему, душевности, взаимопонимания, доверия, постоянного самопожертвования, способности заботиться о другом человеке, жить его интересами.
В хорошей, сплочённой семье не стоит остро вопрос о родительском авторитете: отцы и матери – чуткие, вдумчивые воспитатели, готовые во всё вникнуть, помочь, знающие, как поощрить за хорошее и наказать за плохое. В такой семье полезные навыки усваиваются в силу постоянно действующих добрых влияний, семейных традиций и обычаев, редкое слово требования или порицания становится особенно веским, запоминающимся.
Л.Н.Толстой утверждал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Неповторимая атмосфера семейной теплоты и уюта основана на рациональном и справедливом распределении обязанностей между членами семьи, хотя у каждого есть свои занятия и увлечения, которые поддерживаются и поощряются глубоким интересом и сочувствием всей семьи.
Но и в хорошей семье успехи в воспитании детей не приходят сами собой. Просто так рядом с хорошими родителями не всегда вырастают хорошие дети. Воспитание – процесс творческий, волевой, активный и не всегда бесконфликтный. Нельзя воспитать правильно, только любя ребёнка, только лелея его и обеспечивая.
Педагогическая грамотность, педагогические умения важны не только в школе, но и в семье. Единство действий семьи и школы – залог воспитания всесторонне развитого человека, хорошо образованного, здорового физически и нравственно, умеющего и любящего трудиться, патриота и интернационалиста, все помыслы которого связаны с коллективной созидательной деятельностью. В семье, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Семья должна строиться на началах любви и взаимопонимания, заботы друг о друге. В.А. Сухомлинский говорил: "Я сразу вижу ребенка, родители которого по-настоящему любят друг друга: у него мир и покой в душе, вера в добро, красоту человека, в слово воспитателя".
У ребенка, воспитанного без родительской ласки, возникает ощущение, что мир вокруг него холодный и неприветливый. Он пугается этого мира, еще не зная его. У него рождается состояние страха и агрессивности по отношению к другим людям, он оказывается способным на жестокость, тогда как дети, воспитанные в условиях постоянных дружеских контактов с родителями, как правило, миролюбивы и покладисты. Исследования показывают: едва родившись, ребенок уже чувствует, какие руки его касаются - любящие или безразличные, и реагирует на недостаток родительской любви так остро, что это принимает характер психической травмы. «Все мы родом из детства»,- говорил Экзюпери. Все мы родом из нашего отчего дома, все мы вышли из наших семей, связаны с ними, как дерево связано с почвой, на которой выросло. Стремление человека внести в отношения с другими людьми теплоту и душевность имеет своим истоком сердечность отношений в родительском доме - доме его детства.
Особенно благоприятные условия для воспитания создаются в многодетной семье. В ней ребенок растет в коллективе, он с детства привыкает к мысли, что должен принимать во внимание не только свои желания, но и желания братьев, сестер. Многочисленная семья, особенно такая, где совместно проживает несколько поколений, представляет собой могучий воспитательный коллектив, который направляет и контролирует поведение ребенка. В таких семьях дети следят за младшими, помогают старшим, учатся ответственности за свои поступки, правилам общежития, необходимости труда. Когда детям надо ухаживать за маленькими сестренками и братишками, за старенькими бабушками и дедушками, эти семейные, обстоятельства как бы сами по себе взывают к доброте ребенка, к его человеколюбию. Культура семьи передаётся по наследству от поколения к поколению. Каждая семья создаёт свои традиции. Очень важно, чтобы взаимоуважение и взаимопонимание стали традицией, а тактичность и высокие отношения вошли в привычку и остались в семье на всю жизнь.
Каким же нравственным принципам учится ребенок в семье? Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в школу, а затем в наше общество в целом? Принесет ли он в общественную жизнь своекорыстные претензии эгоиста или будет думать, чувствовать и действовать как коллективист? Это во многом зависит от отношений, которые сложились у ребенка в его самой первой социальной среде - семье.
1.Уважение к окружающим людям. Ребенок видит, каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной жизнью. Не столько из слов родителей, сколько из наблюдений за их поведением, ребенок выносит свои первые понятия о чести, долге, любви к Родине.
2. Забота всех о каждом и каждого обо всех. Семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности и взрослых, и детей удовлетворяются разумно. В такой семье радостно жить. В ней нет деспотизма взрослых и приниженности детей. В ней нет и людей, которые добровольно приносят себя в жертву остальным. В ней каждый готов прийти другому на помощь. Ребенок видит, как заботливы к нему родители, но это не создает у него ощущения собственной исключительности: ведь так же внимательны родители и друг к другу. Внимания к матери требует от него отец. Да и мать постоянно учит его, как проявлять заботу об отце, что сделать, чтобы его порадовать. Так в семье принято, это традиция, неписаный закон.
3.Умение принимать ответственность на себя, отвечать за всё, что сделал, не перекладывая своей вины на другого. И надо понимать, что сначала семья формирует ребёнка, а затем выросший ребёнок оказывает своё влияние на неё. Ребенок должен помнить: что он сам сделает для своих родителей, того же надо ему ожидать впоследствии и от своих детей.
4.Мир и лад в семье – высшая ценность. Самым конструктивным способом взаимоотношений в семье психологи считают сотрудничество. Оно основано на взаимном уважении взрослых и детей. Здесь никогда не кричат, потому что понимают, что криком невозможно решить ни одну проблему. Семьи, в которых отношения строятся по принципу сотрудничества, отличают взаимная тактичность, вежливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды. Нужно развивать у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы. Дружба воодушевляет и окрыляет, делает человека целеустремлённее, благороднее, увереннее в себе, добрее, воспитывает бескорыстие.
5.Основа жизни семьи – честный, добросовестный общественно полезный труд.
Как и другие положительные качества, любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. На ней основаны уважение к труду, вкус к работе, чувство долга, которые высоко ценятся в обществе во все времена. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. Трудовая атмосфера в семье формируется постепенно. Дети оказывают взрослым посильную помощь, а взрослые воспринимают труд как источник благосостояния. Справедливо заметил К.Д.Ушинский: «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям,- это воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».
6.Здоровье – одна из важнейших ценностей человека, это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие составляющие.
· Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям.
· Стремление и умение управлять собственным здоровьем. «Всё в твоих руках!» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечивает здоровье и счастье себе и каждому из членов семьи.
7.Семья предоставляет неограниченные возможности для творчества, духовного развития и совершенствования. Людям, любящим свой дом, он платит не только красотой и уютом, но и помогает сплотиться семье, незаметно решить многие проблемы, приучает к творчеству, которое одаривает минутами бесценного общения с красотой. «Каково на дому, таково и самому»,- гласит народная мудрость.
К сожалению, современная семья претерпевает значительные изменения. Выделим общие черты, характерные семье на современном этапе развития общества:
- рост разводов. Соответственно, возрастает число неполных семей, а также семей с неродными родителями. Широкое распространение внебрачных рождений;
- полная занятость обоих родителей, высокая занятость женщин-матерей (работающая мать проводит с ребёнком в среднем 1 час 24 минуты в сутки);
- социальные проблемы семьи (проблемы с жильём, материальное обеспечение семьи и др.);
- возрастает количество одиноких мужчин и женщин;
- длительная и сильная связь с родительской семьёй, усиление зависимости родителей от детей в позднем возрасте в связи с недостаточно развитыми социальными программами в обществе;
- семейное двоевластие: проблемы с лидерством в семье (формальное лидерство мужа и неформальное – жены).
Несмотря на отрицательные тенденции развития российских семей, в последнее время наметились и положительные изменения, такие как:
- распространение «сознательного» родительства в молодых семьях;
- более сильная включенность молодых отцов в жизнедеятельность семьи;
- возрождение интереса к семейной истории, семейному древу не просто как к генеалогическому хобби, а как к потребности в восстановлении семейной культуры.
Также отметим, что вопросами семьи и семейного воспитания заинтересовалось государство: появились лозунги: «Крепка семья – крепка Россия», социальные программы поддержки молодых семей, государственная программа материнского капитала.
Таким образом, в условиях XXI века российская семья должна приложить все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, что в итоге обеспечивается более безопасный и человеческий мир вокруг.
Там, где семейные нравственные устои совпадают с запросами школы и общества, ребенок растет нравственно здоровым.
Родители и учителя – властители дум детей. Только их объединенными усилиями создается 90% всех духовных, нравственных, физических и эстетических ценностей.
Формирование таких ценностей напрямую связано с получаемой детьми духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
Воспитание идёт дальше развития интеллекта, хотя и начинается с него. Взрослые должны помочь ребёнку преодолеть внутреннее сопротивление в нравственном развитии. Нравственные ценности должны стать частью характера ребенка.
Одной из задач, которую ставит перед собой школа – формирование у учащихся нравственных, духовных, семейных ценностей. Применение на уроках ОРК СЭ художественных литературных произведений помогает в решении этих задач, ведь художественная литература – прекрасный источник материалов для воспитания полноценной личности. Литературные произведения играют особенно важную роль для формирования личности учащихся. Ведь огромное количество произведений русской литературы воспитывают общечеловеческие ценности.
Что же относится к общечеловеческим ценностям? Гражданственность, патриотизм, социальная солидарность, труд, семейные ценности, толерантное отношение друг к другу… Этот список можно продолжать долго. В своей жизни каждый человек испытывал желание стать чище, добрее, человечнее. И все хотят видеть эти качества в своих детях. Но если взрослый человек понимает, что его нравственность зависит только от него, то нравственность детей воспитывается и в семье, и в школе.
На литературное чтение в 4 классе по программе выделяется 3 часа, из них один час «уходит» на курс ОРК СЭ. Изучая тему «Семья. Семейные ценности», можно использовать для анализа художественные произведения, позволяющие увидеть воспитывающую роль семьи. «Величайшая нужда человечества – нужда души», - утверждает главный редактор христианского журнала «Семя истины». И это не только недостаток чего-то необходимого и желаемого у людей, но и бедность, страдания, несчастья. Художественная литература учит не просто усваивать информацию, но и различать нравственные поступки литературных героев, соотнося их со своими собственными. С помощью художественных произведений родители могут научить детей и нравственному мышлению, и нравственной практике. Семья – это главное и важное, что есть у каждого человека, семья переживает с нами самые тяжёлые моменты и радуется нашим успехам и гордиться нашими достижениями. В семье происходят и разные интересные истории.
Во всех религиях семья считается важнейшей ценностью потому что, именно в семье люди узнают о традициях народа, своей страны, об основах веры.
В своей семье человек с самого рождения развивает способность любить, начиная с любви ребенка, затем любви к братьям и сестрам, затем постигая супружескую любовь и, в конце концов, любя собственных детей. Люди наследуют или перенимают хорошие и дурные черты родительских характеров, их точки зрения, поведение. Умение различать хорошие и плохие качества и ценности родителей и перенять хорошие, но не умножать плохие очень важно не только для семьи, но и для общества в целом. Можно еще раз утверждать, что семья есть школа любви.
-О том, что семья играет большую роль не только в жизни человека, но и в жизни общества в целом, говорит и введение в календарь праздников, посвящённых семье. В России 8 июля отмечается день семьи. В этот день православная церковь чтит память Святых Петра и Февронии
В круг детского чтения входит множество произведений, имеющих большой потенциал для семейного воспитания. Коснёмся лишь некоторых из них. Ещё в XIX веке Л.Н. Толстой говорил одному из своих друзей: «Дети - строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно».
Сам писатель, создавая свои рассказы, сказки, басни для детей, следовал им неукоснительно. Так, в одной из своих басен отец призывает своих сыновей жить между собой в мире и согласии, приводя пример веник, развязанные прутья которого легко сломать. «Если будете ссориться, да все врозь – вас всякий легко погубит», говорит литературный герой словами автора.
Другой пример семейного воспитания ярко прослеживается в «Косточке» (быль). Сюжет этого художественного произведения довольно прост: мальчик взял без спроса сливу и съел её. Мать рассказала об этом отцу, но когда тот спросил о том, кто съел сливу, признания он не получил. Тогда отец сказал, что в сливах есть косточки, и кто проглотит её, через день умрёт. А Ваня ответил: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал. Здесь Л.Н. Толстой затрагивает не только вопросы непослушания или обмана в семье, но также пример мудрого родительского воспитания.
К. Д. Ушинский также не раз подчёркивал важность родительского авторитета для детей. Многие его рассказы построены на диалоге отца и сына. Книги К. Д. Ушинского помогают детям ответить на вопрос – в чём радость и счастье человека. Счастливым может быть только добрый, честный и трудолюбивый человек, уважающий себя и свою семью. Очень поучителен рассказ «Дедушка». Мы все понимаем, что старшее поколение надо уважать, но нередко в жизни встречается и другое. Так получилось и в этом рассказе: дедушка сильно постарел, он плохо видел и слышал, руки и ноги у него дрожали. Когда он ел, расплёскивал суп. Это не нравилось сыну и невестке, и они решили кормить его из старой деревянной миски. Но однажды мать увидела, как их сын что-то мастерит. Выяснилось, что он делает деревянную коробочку. «Когда вы с тятенькой состаритесь, я буду вас из неё кормить». Стыдно стало родителям, недаром говорят, что дети – наши лучшие учителя. В конце рассказа автор приводит нравственное правило: «Уважай старика: сам будешь стар».
Не в пример этому произведению рассказ Л.Чарской «Гимназистки. Урок». Внучка Верочка осталась со старенькой бабушкой. И хотя ей всего 16 лет, девочка принимает на себя обязанности по содержанию и обеспечению старенькой бабушки. Произведение очень трогательное, описывает любовь и уважение младшего поколения к старшему. «…До свидания, бабушка! Господь с Вами! – До свидания, пчелка-хлопотушка моя! Бабушка крестит Верочку, Верочка – бабушку. Это уж у них так заведено с тех пор, как осиротели они со смерти дедушки, обе – девочка и старушка. Раньше дедушка крестил бабушку. Теперь дедушки нет……, и его трогательную обязанность Верочка взяла на себя….»
Семейное воспитание относится к числу тех вопросов, которые никогда не потеряют свою актуальность. Не только писатели XIX века, но также и наши современники говорят об этом. Прежде всего, это А. А. Лиханов. Он говорит: "Мои книги для всех, и, может быть, для родителей более, чем для детей, хотя, честно говоря, я хотел бы, прежде всего, быть услышанным ребёнком". Эти слова могут послужить эпиграфом к его творчеству.
Глубокие чувства вызывает прочтение романа «Слётки» об удивительных взаимоотношениях двух братьев Бориса и Глеба. Они росли без отца, но старший стал для младшего всем. Автор вопрошает: «Не есть ли чувство братства, чувство любви мальчика постарше к младшему, одной крови, человеку, желание его защитить от бед и злых сил – предчувствие своего отцовства, пролог к будущей взрослости и страха за другую жизнь?». Жестокая проза жизни принесла им много разочарований и обид, но главная мысль произведения отчётливо прослеживается в призыве к людям охранить детей, уберечь, ведь они же беззащитны перед суровой действительностью. «Они сами поднимутся на крыло, надо только подождать немного, набраться терпения». Но также не надо бояться людского осуждения, не стесняться проявления родственных чувств, «ведь каждый из нас взрослеет за чьей-то спиной».
Современные сказки Инны Гамазковой не только интересны, но и поучительны.
Их обязательно нужно читать всем вместе, так как они учат и взрослых и детей. Вот сказка «Волшебная семья». Ребенок в семье один и отказывается слушаться маму. С помощью сказки автор показывает, что все в семье взаимосвязаны. Один не слушается другого, этот не слушается третьего, и т.д. Что же из этого может получиться?! Без нотаций ребенок понимает, послушание в семье это не обязанность, это – любовь и уважение друг к другу.
И еще одна сказка автора «Бабушкина тайна» о безграничной любви бабушки к своим родным и об их равнодушии к пожилому человеку. И. Гамазкова рисует бабушку, готовую прийти на помощь своим родным, забыв про себя и пожертвовав своим здоровьем. А вот родные не очень внимательно относятся к бабушке. Автор доносит свою мысль до детей ненавязчиво, заставляет задуматься, почему в конце сказки с бабушкой произошли такие перемены. «Сорви да отдай мне столько травинок, сколько есть у тебя родных. Я на те травинки дуну и тогда…. Если кто из родных тебе ласковое слово скажет, обнимет-поцелует, подарком обрадует - хоть на каплю малую, а прибудет у тебя здоровья-молодости. Но не спеши, подумай хорошенько! Ведь если скажут тебе "отстань", "не надоедай!", "не твоё дело!", если забудут о тебе, не поздравят, вкусным не угостят - берегись! Умножатся твои хвори-болезни, появятся новые морщины. Улыбнулась бабушка, сорвала травинки...... И с тех пор стали замечать соседки: мол, что это с нею? Вчера как девочка скакала, пританцовывала, а сегодня, гляди-ка, сгорбилась, за сердце хватается... Только бабушка соседям ничего не сказала. Ведь это - большая тайна.
В народе есть примета: хочешь взять себе жену хорошую, мужа доброго - присмотрись, молода ли, весела-здорова в той семье бабушка...»
Итак, взаимная любовь родителей – главный воспитательный фактор. Семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Улыбка и положительные эмоции - сочувствие, душевное равновесие, утешение, уверенность, оптимизм – создадут то, что можно назвать семейным очагом, который сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, даёт пищу чувствам и отдых душе. В таком доме всегда царит хорошее настроение.
Во всех религиях мира говорится о семье, о ее важной роли для общества.
В заключение в разговоре о счастье семьи уместно вспомнить слова Платона: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное». Помните: радость жизни, счастье семьи в ваших руках!
Художественная литература имеет для семьи большой воспитательный потенциал. С одной стороны, это примеры рассказов и сказок с хорошими отношениями в семье, образ литературных героев как пример для подражания для ребенка, а с другой – возможность совершенствования педагогической культуры родителей.
Мир ребёнка начинается с семьи. Первые шаги, слова, книжки… И привычка к чтению зарождается, прежде всего, в семье. Хорошая книга в руках родителей и их ребёнка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным.
Нужно заострять внимание учащихся на том, что человек, не ценящий свою семью, не умеющий вовремя прийти на помощь, понять своего ребёнка, не может быть привлекательным, вызывать сочувствие и оправдание, подобная работа помогает в воспитании высоконравственной и духовно-развитой личности и приобщении учащихся к семейным ценностям.
Изученная литература
1. М.И.Кондаков «Семейное воспитание». Издательство «Педагогика». Москва 1972 г. Стр 3-6
2. И.В.Гребенников «Этика и психология семейной жизни». Москва «Просвещение» 1984 г. Стр 9-15
3. Журнал «Воспитание школьников» № 2 -2008, стр. 75-79; №1-2004, стр 33; №1 -2008, стр 45-49; № 4-1989 стр 110-112; № 3 – 1989 стр 144 -146, №5 – 1989 стр 122-130
4. Энциклопедия для детей. Том 18 ЗАО Детское издательство «Аванта +»
Приложение
Правила, разработанные психологами для детей-школьников:
1) Дорожи своим именем. Добрые дела могут быть неприметными, потому что доброе дело - это норма. А вот твой скверный поступок способен надолго запятнать твое имя.
2) Твое имя - это твоя честь и достоинство. Если ты не дорожишь своим именем, значит, ты не дорожишь именем семьи, именем родителей, именем твоего коллектива.
3) Научись уважать свое имя. А это значит, ты должен каждый день прибавлять к своей доброй славе такие дела и поступки, которые способны украсить твое имя.
4) Помни: богатство коллектива - это достоинство отдельных личностей, способных приумножать богатство добрых отношений и развивать формы общения.
5) Не торопись судить товарища, помоги ему научиться дорожить своим именем.
6) Умей вникнуть в чужую судьбу. Помни: сегодня человек мог совершить проступок, а завтра и всю жизнь он окажется способным на благородные дела.
7) Никогда не покидай отверженных. Если ты покидаешь человека, попавшего в беду, ты уничтожаешь лучшее, что есть в тебе.
8) Высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать гражданином. Это означает способность разрешать острые противоречия, возникающие в жизни. Это значит быть причастным к судьбе своего народа, Родины.