Мальцева Ю.В., учитель английского языка,
заместитель директора по УВР ,
Десятова Ю.В., учитель английского и немецкого языков
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2
с углубленным изучением иностранных языков»,
г. Ноябрьск
Сегодня современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности» [1, с. 15]. «Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание» выделены в качестве основных в системе базовых национальных ценностей. «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России» является современным национальным воспитательным идеалом личности гражданина России. В связи с этим, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта, образовательные организации призваны обеспечить школьникам успешное претворение в жизнь их способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации образовательного и воспитательного процессов изменения, обеспечивающие развитие творческого потенциала и творческой активности школьников, которые проявляются в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе в ходе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта. Способностью к творческой деятельности обладает каждый человек, и задача современного образования найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование и развитие творческого потенциала каждого ребёнка на протяжении всего школьного периода.
На наш взгляд, воспитанию творческой личности, раскрытию креативных способностей школьников, развитию их самостоятельности и инициативности по широкому спектру видов и сфер практического применения способствует проектная деятельность. Предмет «Иностранный язык» даёт школьникам стартовые возможности для максимального раскрытия их творческого потенциала, поднимает индивидуальное развитие ребёнка на качественно новый уровень.
На уроках иностранного языка для создания условий повышения творческой активности школьников нами реализуется выполнение учебных проектов. Так, при изучении темы «Путешествия» учащиеся представляют такие проектные работы, как «Путешествуем по России», «Знакомьтесь: Америка!», «Добро пожаловать в Великобританию», «Знакомая и незнакомая Германия», «Курорты Австрии и Швейцарии». Выполняя учебный проект, школьники привлекают имеющиеся знания из курсов географии, истории, литературы, мировой художественной культуры, активно пользуются медиа- и Интернет-ресурсами, уделяют внимание эстетическому оформлению проектов, создают авторский, уникальный продукт. Кроме того, в конечном результате «авторы» выражают определённые аспекты своей личности, и именно эта «личностная заострённость» придаёт продуктам творчества особую ценность [4, с. 87].
Вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность является требованием сегодняшнего дня. Работая над проектом в рамках учебно-исследовательской деятельности, учащиеся достигают уровня образованности, который создает основу для формирования саморазвивающейся, творчески активной личности, способной к самостоятельному решению проблемы в различных сферах жизнедеятельности; овладевают основными интеллектуальными и практическими умениями и навыками, а также навыками научно-исследовательской деятельности. Так, в 2014 году под нашим руководством на городском конкурсе проектных работ среди обучающихся и воспитанников образовательных организаций города Ноябрьска учащиеся 8 класса представили проект «Мир дивных слов: сокращения и аббревиатуры в современном английском языке». На Всероссийском конкурсе проектов учащихся «Созидание и творчество» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» Общероссийской Малой Академии наук «Интеллект будущего» данная проектная работа была удостоена диплома лауреатов III степени в номинации «Учебные проекты». Руководители данной работы Десятова Ю.В. и Мальцева Ю.В. за достижения в проектах программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» в 2013-2014 учебном году были включены в итоговый электронный сборник «Ими гордится Россия».
Большими возможностями для развития творческого потенциала школьников обладает и внеклассная проектная деятельность, которая создает условия для различных видов творчества (художественного, интеллектуального, социального), проявления и развития качеств творчески активной личности. Эффективными педагогическими средствами развития творческого потенциала школьников являются выставки, конкурсы, конференции, на которых представлены работы как индивидуальной, так и групповой и коллективной проектной деятельности учащихся.
В нашей школе ежегодно реализуются такие коллективные творческие проекты, как «День матери», «Рождество», «День Святого Валентина», «Пасха». В их подготовке принимают активное участие обучающиеся всех уровней образования. В рамках тематической предметной недели иностранных языков учащиеся начальной школы оформляют выставки рисунков, открыток, поделок и сувениров. Учащиеся основной и старшей школ с удовольствием готовят информационные радиолинейки, выставки стенгазет в Дни печати, участвуют в конкурсах на лучшую презентацию к праздникам, в поэтических конкурсах, в интеллектуальных страноведческих викторинах. Обучающиеся в классах углубленного изучения английского языка традиционно показывают театрализованные праздничные представления и концертные программы на английском и немецком языках.
Одним из показателей развития творческого потенциала и творческой активности учащихся МАОУ СОШ № 2 УИИЯ г. Ноябрьска, на наш взгляд, является также и результативное участие школьников в очных и дистанционных языковых творческих конкурсах (мероприятия в рамках Недели лингвистики ЦИР «Ювента»; конкурс по иностранным языкам, посвященный Международному дню переводчика, на портале Всероссийских дистанционных мероприятий «Dolphin»; Международный Конкурс-игра по английскому языку «Лев» Центра дополнительного образования «Снейл»; Международный игровой конкурс по английскому языку «British Bulldog»), турнирах (Всероссийский познавательный турнир по языкознанию «Осенний марафон»), олимпиадах муниципального, Всероссийского и международного уровней (Всероссийская олимпиада школьников; Всероссийские дистанционные олимпиады по английскому языку на образовательных порталах «Продленка», «Вот задачка»; дистанционные олимпиады по английскому и немецкому языкам международного проекта Videouroki).
В целом, проектная деятельность способствует повышению интеллектуального потенциала школьников, обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий, отражающих работу с информационными источниками, исследовательскую деятельность в рамках предмета «Иностранный язык», а также навыки в области презентации полученных знаний и перенос предметных знаний в практику собственной жизни. Как в учебном, так и во внеучебном процессе проектная деятельность направлена на создание условий для проявления и развития творческого потенциала ребёнка, его способности быть субъектом своего познавательного и личностного развития, и позволяет нам, учителям, воспитывать творчеством творческое будущее России.
Список литературы
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2014. – 24 с.
2. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку // ИЯШ. – 2000. – № 4.
3. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
4. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения ИЯ», № 2).