В современном индустриально развитом и высокотехнологичном обществе с неуклонно растущим темпом жизни и требованиям к человеку. Люди все чаще ищут возможность переключится на другую волну, сбежать в другую реальность. Для того чтобы не потерять себя в этом мире. Но иногда выбор досуга и психической разрядки человека может стать деструктивным как для самого человека, так и для общества.
Все чаще во время беседы с пациентами, страдающими алкогольной иили наркотической зависимостью и членами их семей приходишь к выводу, что влечение к алкоголю и ПАВ могло быть предотвращено при повсеместно проводимой профилактике и демонстрации альтернатив разрядки. По опыту работы, одной из основных задач реабилитации и профилактики является укрепление морально-этических установок, как самого пациента, так и членов их семей, восстановление и укрепление внутрисемейных связей. Решению данной важной задачи в немалой степени способствует духовное просвещение и обращение к истокам веры. Главным шагом на пути к выздоровлению и становлению ремиссии является признание своего бессилия перед заболеванием и обращению к Высшей Силе за помощью. Возращение пациенту его морально-нравственной компоненты, как средства противостояния пагубному влечению. Потеря нравственных корней и устойчивых моральных ценностей приводит к деградации и нравственному обнищанию населения страны в целом. Одну из ведущих ролей в восстановлении нравственных основ играет религия. Многие пациенты и их семьи интуитивно обращаются за помощью в церкви, мечети, соборы. Где надеются быть выслушанными и получить утешение, вновь обрести духовные ориентиры.
К аддитивному поведению чаще всего склонны незрелые личности, со слабыми компенсаторными возможностями психики, с низкой социальной адаптацией или в процессе социальной и психологической дезадаптации. На этапе реабилитации для пациента важно укрепить существующие или сформировать новые моральные и духовные ценности, чтобы опираясь на них, пациент вел трезвый образ жизни. РПЦ (Русская Православная Церковь) может являться таким духовным маяком, надеждой и опорой душе, которая встает на путь выздоровления. Задачами церковной реабилитации является не только побудить зависимого человека отказаться от наркотиковалкоголя, но и заполнить «экзистенциальный вакуум», возникающий у него после этого отказа. Сформировать у зависимого человека идеологически обоснованную стратегию избавления от наркотиковалкоголя и установку на отказ от воспроизводства аддиктивных практик в своей повседневной жизни. Развитие воли и ответственности у реабилитанта становится основой выздоровления личности, обеспечивает дальнейшую стойкую ремиссию. Социальная адаптация реабилитантов заключается в выработке навыков конструктивного взаимодействия в социуме, восстановление или формирование способности к регулярной трудовой деятельности. Следовательно, только в ходе комплексного подхода (медицинского и духовного) осуществляется восстановление духовных ценностей, изменение мировоззрения, переосмысление прошедшего жизненного опыта зависимости и воспитание зависимого человека на основе традиционных для России духовных и культурных ценностей.
В вопросах профилактики и реабилитации РПЦ играет немаловажную роль и является полноценным партнером государства в вопросах решения проблем наркомании. Успешность и стойкость ремиссии после прохождения Православных реабилитационных центров составляет 70-80 % по сравнению со светскими центрами. Православные центры зачастую принимают и успешно реабилитируют ту группу пациентов, которые безуспешно проходили светские реабилитационные центры.
Но, как и в любом другом вопросе существует ряд проблем в налаживании конструктивного диалога и взаимодействия с РПЦ. Для продуктивного контакта церкви и учреждения здравоохранения хотелось бы видеть большую заинтересованность и открытость диалогу церкви в вопросах психиатрии-наркологии, отсутствие «зашоренности»» в вопросах модернизации работы священников с зависимыми людьми и проявление большей активности в работе с зависимыми и созависимыми. Совместное участие в мероприятиях посвященных пропаганде трезвости. Обмен опытом, как со стороны священнослужителей, так и со стороны психиатров-наркологов.
Исходя из опыта взаимодействия с РПЦ, для успешности проведения реабилитационных процессов необходимо модернизировать взаимодействие следующим образом:
1. Большая открытость церкви новому опыту в общении с учреждениями здравоохранения. Готовность получать новые знания для более тесного и грамотного взаимодействия с прихожанами.
2. Психиатрам-наркологам, психотерапевтам проводить регулярные обучающие семинары со служителями РПЦ и волонтерами для улучшения понимания и углубления знаний в области психиатрии-наркологии
3. Наладить регулярные встречи служителей РПЦ с пациентами и реабилитантами как на территории учреждений здравоохранения, так и в стенах РПЦ
4. Наладить выпуск информационных буклетов для распространения на территории РПЦ с информацией о проблеме зависимостей, работа со СМИ в сотрудничестве с психиатрами-наркологами
5. Функционирование телефонов доверия по вопросам зависимости в РПЦ г.Ноябрьска
6. Постреабилитационное сопровождении РПЦ зависимых при тесном взаимодействии с психотерапевтами и психиатрами-наркологами. Так называемое духовное наставничество. Необходимо выстроить отношения «священник-воспитанник» так, чтобы наставление принималось реабилитантом на добровольной основе.
7. Открытие на территории ЯНАО православного центра реабилитации зависмых