Ничкова Т. А., зам. директора по методической работе,
Ничков Н. В., учитель технологии, педагог дополнительного образования муниципального казенного учреждения общеобразовательной школы-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»,
с. Панаевск, Ямальский район,
Ямало-Ненецкий автономный округ
В настоящее время в связи с реализацией стандартов второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности, задаются основные направления развития дополнительного образования как в условиях Российской Федерации в целом, так и Арктического региона в частности.
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся и понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Панаевская школа-интернат – модернизированная (согласно требованиям ГОС «второго поколения») сельская школа-интернат Крайнего Севера, с усовершенствованной материально-технической базой, где есть мобильные классы, интерактивные доски, мультимедийные проекторы и выход в Интернет. Школа равных возможностей: в ней функционируют как общеобразовательные классы, так и классы для детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении. 90 % обучающихся – дети коренных национальностей (ненцы, ханты). Для подготовки поселковых детей к обучению в школе I ступени ежегодно проводятся занятия Школы будущего первоклассника, а для детей-тундровиков реализуется дополнительная образовательная программа подготовки к школе. С целью формирования этнического самосознания обучающихся коренных национальностей в школе реализуются дополнительные образовательные программы, программы внеурочной деятельности.
Разработан педагогический проект «Творите прекрасное своими руками!» / Авторы-составители: Т. А. Ничкова, Н. В. Ничков. Основная идея: через разработку и реализацию учебно-методического комплекта (УМК) «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки» по обучению школьников навыкам работы с проволокой в рамках внеурочной деятельности создать условия для формирования творческой, эмоционально и культурно развитой личности, любящей свой край, свою Родину, с чувством прекрасного, обладающей коммуникативными и общекультурными компетенциями, способной на разработку и реализацию творческих проектов.
Проект основан на опыте работы. В 2011 году творческой группой Панаевской школы-интерната в рамках муниципальной инновационной площадки (МИП) «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОСНОО)» разработана и завершает апробацию Модель организации внеурочной деятельности как условия создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОС НОО). Одним из направлений Модели является «Общекультурное», ставшее содержательным ориентиром при построении работы кружка «Прекрасное – своими руками!» и реализуемой им дополнительной образовательной программы «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки», прошедшей процедуру лицензирования (Лицензия А № 0000488 от 06.07.2012, рег. № 1732) – подпрограммы МИП и трёхчастного блока муниципальных стажировочных площадок (МСП): «Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности как основа для реализации ФГОС НОО», «Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности как основа для реализации ФГОС НОО: практические аспекты», «Внеурочная деятельность как основа для реализации ФГОС НОО: обучение навыкам работы с проволокой, бумагопластика, фелтинг».
Возможность и готовность к разработке УМК по работе с проволокой, положительная динамика результатов обучающихся, эффективность работы программы в рамках МИП и МСП, общественное признание программы позволили отнести данную программу к разряду лучших практик дополнительного образования художественно-эстетического направления.
Внедрённая и развивающаяся муниципальная практика – неоднократный победитель конкурсов; диссеминация материалов осуществлялась через участие разработчиков в семинарах, конференциях, форумах, стажировках различного уровня.
Почему именно проволока? Во-первых, в связи с быстрым ростом объема знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности обучающихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ художественно-эстетического, декоративно-прикладного и технического творчества.
Во-вторых, проволока – универсальный материал, и для работы с ней кроме собственных рук требуется совсем немного инструментов.
В-третьих, этот материал мало кем используется на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, а новое – всегда приветствуется потребителем.
Муниципальная практика имеет и экологическую направленность: проволока – материал, бывший в употреблении, ей даётся «вторая» жизнь, что, в свою очередь, предотвращает загрязнение окружающей среды, а имеющиеся в программе темы, посвящённые Малой родине – Крайнему Северу, Ямалу, способствуют решению задач этнокультурного образования.
Следовательно, актуальность обусловливается:
· мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;
· необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей;
· спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие;
· необходимостью создания программ по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО в условиях сельских школ-интернатов Крайнего Севера, содержащих этнокультурную составляющую.
Данная практика может существенно помочь более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к творчеству, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Практическая значимость инновации обусловливается тем, что полученные на занятиях кружка знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. Овладев же навыками творчества сегодня, школьники, когда вырастут, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Дополнительная образовательная программа и создаваемый на её основе УМК помогут раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире искусства, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором, воспитывает этническое самосознание.
Овладение предложенным программой материалом позволит обучающимся постепенно достичь третьего уровня результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Комплект включает
· дополнительную образовательную программу «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки. 1, 2, 3 годы обучения»;
· тематические презентации;
· рабочую тетрадь-портфолио;
· методические рекомендации по проведению занятий.
В результате завершения первого этапа работы по программе (1–3 год обучения) разработана нормативная правовая база, программа на три года обучения, рабочая тетрадь-портфолио первый, второй год обучения, ЭОР.
Новизна дополнительной образовательной программы [2] заключается в интеграции тем, направленных на развитие технического мастерства, с литературно-художественными темами. Интеграция основана на привлечении лингвистического материала (этимология слова, его закрепление в речи в форме фразеологизмов), на использовании тематических подборок литературного материала (малые жанры фольклора), материалы краеведческого характера, этнокультурного наследия коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Её содержание построено таким образом, что воспитанники кружка под руководством педагога смогут не только создавать поделки из проволоки, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но и узнавать новое об окружающем их мире. Полученное знание служит при этом и доказательством истинности (или ложности) выдвинутых юными экспериментаторами тех или иных теоретических предположений, поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются практикой. Отличительной особенностью программы является то, что она построена на обучении в процессе практики.
Электронные образовательные ресурсы [3] (тематические презентации) являются неотъемлемым элементом проводимых занятий и содержат основные его логические части.
Рабочая тетрадь-портфолио [4]. Тематически и структурно материал тетради-портфолио соответствует содержанию программы «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки» / Авторы-составители: Н. В. Ничков, Т. А. Ничкова.
Тетрадь-портфолио содержит интегративный методический инструмент овладения универсальными учебными действиями (УУД) – пошаговые алгоритмы изготовления проволочных моделей, технологические карты, шаблоны, а также задания, предназначенные для закрепления практических навыков плетения по контуру, на основе базовых фигур. Всё это направлено на формирование образного и логического мышления: поиск выхода из лабиринта, математический изо-диктант, ребусы, кроссворды, раскрашивание по опорным значкам и т. п.
Интеграция тем, направленных на развитие технического мастерства, с литературно-художественными темами носит практико-прикладной характер и укрепляет межпредметные связи в процессе освоения наук.
Ребёнок осваивает содержание программы в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя. Ученик не получает готовое задание, а сам вырабатывает его путём поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы – изделие из проволоки, защищать проект.
Накопительная форма (портфолио) позволяет учитывать результаты, достигнутые ребёнком в процессе работы: от моделирования изделия при помощи геометрических фигур до создания его из проволоки, а также совмещает функции фотоальбома.
Методические рекомендации по проведению занятий. Методические разработки представлены как в форме традиционных конспектов, так и в виде технологических карт занятий.
Информация о реализации муниципальной практики освещается в средствах массовой информации, на сайтах разработчиков, образовательной организации и департамента образования Администрации МО Ямальский район (сайт Панаевской школы-интерната http://89096ps.ucoz.ru, сайт департамента образования Администрации МО Ямальский район http://yar-sale.do.am, блог «Прекрасное–своими руками!» http://nichkovi.blogspot.ru, сайт разработчиков:
http://nsportal.ru/nichkov-nikolay-viktorovich).
В перспективе развития практики – выстраивание образовательных ступеней:
· уровень пропедевтики через распространение опыта и создание учебного модуля для воспитанников детского сада и (или) предшкольной группы;
· начальный уровень через доработку УМК для 1–3 годов обучения, включающего:
- дополнительную образовательную программу «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки. 1, 2, 3 годы обучения»;
- ЭОР (тематические презентации);
- рабочую тетрадь-портфолио;
- методические рекомендации по проведению занятий, а также разработку программы для 4 года обучения с последующим созданием УМК (как правило, год обучения равен классу);
· основной уровень через разработку программы для 5–6 классов (пятый год обучения), 7–8 классов (шестой год обучения) с последующим созданием УМК и включением элементов предпрофильной подготовки (9 класс) через тематические модули элективных курсов;
· возможен переход на профильный уровень (10–11 классы) через ориентацию воспитанников кружка на технический профиль, способствующий созданию условий для формирования духовности, деловой, социально-адаптированной, творческой личности, имеющей знание общей и технической культуры, обладающей техническим мышлением, способной гармонично существовать в условиях «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек» («Специалист технического профиля – это наше завтра»). А также художественно-эстетический профиль с целью приобщения к духовному опыту человечества через искусство, создания возможности обучающегося «прикоснуться» к этому наследию и продолжать свой жизненный и профессиональный путь с приобретенной «духовной полнотой».
Список литературы
1. Ничкова Т. А., Ничков Н. В. Творите прекрасное своими руками!: Проект по организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. – Методическая служба, с. Панаевск, 2012.
2. Ничков Н. В., Ничкова Т. А. Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки. 1–3 класс: Дополнительная общеобразовательная программа. – Методическая служба, с. Панаевск, 2013.
3. Ничков Н. В., Ничкова Т. А. Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки: Электронное сопровождение. – Методическая служба, с. Панаевск, 2013.
4. Ничков Н. В., Ничкова Т. А. Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки. 1 класс: Рабочая тетрадь-портфолио. – Методическая служба, с. Панаевск, 2013.