Реализация проекта «Открытие школьного музея» в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»
и духовного краеведения
Солянникова Наталья Владимировна,
педагог-организатор МБОУ «Школа № 6»,
г. Муравленко
Материал представляет собой описание школьного проекта «Открытие школьного музея» в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) и духовного краеведения.
В начальной школе эта форма проекта является одной из наиболее эффективных инновационных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей и компетенций учащегося, формированию навыков саморазвития и самообразования. В нашей школе она реализуется через проект «Открытие школьного музея».
Данный проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания младших школьников на уроках духовного краеведения и основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ).
Как и прежде, цель нашего проекта состоит в том, что мы перенесли акцент на сам процесс подготовки музейных предметов, предшествующий открытию новой музейной экспозиции.
Задачи проекта:
Участниками проекта являются администрация образовательного учреждения, учителя по краеведению и истории, педагоги дополнительного воспитания, родители, учащиеся, соискатели, городские организации г. Муравленко (музеи, парки, библиотеки).
Основа проекта:
Конкурс мини-проектов «Музейный предмет». В конкурсе участвуют классные коллективы 1-4 классов. Обучающимся 2-4 классов было предложено поделится на группы по четыре или пять человек, а ученикам первых классов принять участие совместно с родителями. Прежде чем приступить к выполнению мини-проектов, младшие школьники посетили Эколого-краеведческий музей города Муравленко, где для них провели занятия, экскурсии. Ребята изучали исторические события и факты из биографии своих родственников, участников Великой Отечественной войны, оформили творческие проекты, после чего представили их на школьном конкурсе мини-проектов «Музейный предмет». Конкурс проходил в два этапа. Первый отборочный тур прошёл в классах, где были определены лучшие мини-проекты. Работы всех участников были размещены на классных стендах. Победители представили свои проекты в ходе проведения гостиной.
Данный проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания младших школьников на уроках духовного краеведения и основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). В основе нравственно-патриотического воспитания лежит ориентация на духовные ценности человека.
В соответствии с основными сферами общественной жизни, традиционно различают 3 группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные.
Материальными ценностями считаются такие природные объекты и предметы, которые имеют ценностную важность, то есть средства труда и вещи конкретного потребления. Природные ценности – естественные блага, которые заключены в природных богатствах. К предметным ценностям относятся такие вещи материального мира, которые сделаны посредством человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.
Социально-политическими ценностями считаются ценностно-значимые социальные и политические явления, события, политические акты и действия. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также современное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д.
Духовными ценностями мы называет нормативно-оценочную сторону явлений общественного сознания, которая выражена в соответственных формах. Как правило, к духовным ценностям относят то, что связано с наукой, моралью, искусством, философией, правом и т. д.
Так же ценности можно классифицировать по субъектам. В данном случае распознают ценности личные, групповые и общечеловеческие.
Среди общечеловеческих и личных ярко выделяются патриотические ценности – любовь к Родине, родной земле, городу, память о тех, кто воевал за страну, гордость за предков, уважение к старшим предкам и т. д.
По мнению большинства педагогов и психологов, любовь к Родине, своему городу, его природе – это важная часть развития школьника.
Именно школьные годы – самое благоприятное время для привития чувства любви к своей стране, к развитию духовно-патриотического воспитания.
Что же включает в себя патриотическое воспитание?
В рамках проекта планируется реализовать следующие мероприятия: чтение отечественной литературы и книг авторов города об истории г. Муравленко, Ямало-Ненецкого автономного округа, поход в музей и библиотеку, изучение городских памятников, мемориальных досок, городских построений, изучение городской доски почета, работа с сайтом http://www.muravlenko.com/, подготовка рисунков и докладов на данную тему, выступления учеников с докладами, пополнение Школьного музей новой информацией (стенгазеты, фотографии, доклады).
В таблице представлена информация о мероприятиях проекта на 2017-2018учебный год.
Таблица 1
План мероприятий в рамках курса краеведения и ОРКСЕ по проекту «Музейный предмет»
Период проведения |
Количество часов
|
Описание
|
Примечание (оборудование, материалы, участники) |
Сентябрь 2017 |
1 |
Презентация на тему «Мой родной город Муравленко» |
Подготавливается педагогами |
Сентябрь 2017 |
1 |
Архитектурное наследие города (картинки, фотографии) |
Подготавливается учащимися совместно с педагогами |
Октябрь 2017 |
2 |
Поход с учащимися в Центральную городскую библиотеку имени В. И. Муравленко, знакомство с библиотекой и её устройством |
Педагоги и учащиеся |
Октябрь 2017 |
2 |
Поход с учащимися в Центральную городскую библиотеку имени В. И. Муравленко, чтение книг и журналов по истории города, фотографирование |
Педагоги и учащиеся |
Октябрь 2017 |
1 |
Подготовка стенгазеты на тему «Мы в библиотеке» |
Подготавливается учащимися совместно с педагогами |
Октябрь 2017 |
1 |
Круглый стол с родителями на тему «Наша природа» (план показан в приложении) |
Педагоги, учащиеся и их родители |
Ноябрь 2017 |
2 |
Поход в Эколого-краеведческий музей г. Муравленко, знакомство с музеем, его историей |
Педагоги и учащиеся |
Декабрь 2017 |
1 |
Подготовка докладов на тему «Мой любимый уголок города». Ученики должны рассказать о своем любимом месте (двор, парк, пляж и т.д.) в городе, возможны презентации |
Учащиеся и их родители |
Январь 2017 |
1 |
Урок на тему «Город зимой» с докладами учеников о том, что интересного происходит в городе зимой (как украшен, какие места реставрируются и т.д.) |
Активные участники учащиеся, педагоги и родители в качестве наставников |
Февраль 2017 |
1 |
Презентация на тему «Достопримечательности моего города» – о «Капле нефти», «Детям Севера посвящается», «Север выбирает достойных», «Памятник В. И. Муравленко» |
Активные участники учащиеся, педагоги и родители в качестве наставников |
Март 2017 |
2 |
Работа с журналом «Образование Ямала», поиск информации, фотографий, подготовка стенгазеты «История города» |
Педагоги, учащиеся и их родители |
Апрель 2017 |
2 |
Поход к памятнику В. И. Муравленко, в парк культуры и отдыха, фотографирование |
Педагоги и учащиеся |
Апрель, 2017 |
1 |
Подготовка учениками докладов на тему «Герой войны моего города». Ученики с помощью журналов и Интернет-ресурсов составляют доклады о жизни и биографии жителей г. Муравленко, принимавших участие в ВОВ (можно в виде презентаций). Ученики могут рассказать также о своих дедушках и бабушках. |
Активные участники учащиеся, педагоги и родители в качестве наставников |
Май, 2017 |
4 |
Подготовка и проведение конкурса «Музейный предмет» (в 2 этапа)
|
Активные участники учащиеся, педагоги и родители в качестве наставников |
Май, 2017 |
2 |
Конкурс стихотворений к 9 мая «Мой герой». Ученики выбирают любое стихотворение на тему Великой Отечественной Войны и рассказывают его, либо пишут сами. Возможно групповое чтение по ролям |
Учащиеся, родители |
Май 2017 |
1 |
Подготовка стенгазеты «На улицах города» с фотографиями, сделанными за год |
Педагоги и учащиеся |
Май, 2017 |
1 |
Работа в компьютерном классе с сайтом http://www.muravlenko.com, поиск и анализ информации |
Кабинет информатики, педагоги, учащиеся |
По окончании каждого мероприятия учителем выставляются оценки за активность учеников. По завершению учебного года готовятся грамоты и похвальные листы всем участникам проекта (педагоги, родители, особо активные учащиеся). Также на всеобщем собрании подводятся итоги года, принимается решение о плане мероприятий на следующий учебный год с учетом мнений учеников и их родителей. Вся собранная информация (стенгазеты, фотографии с прогулов, вырезки с журналов и газет, доклады и т.д.) заносится в Школьный музей (специально отведенный кабинет).
Список литературы