Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛ...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТА


Хасматулина Ольга Владимировна,

заместитель МБОУ ДО

«Тазовский районный Дом творчества»

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТА 

 

Исторически сложилось, что за последние десятилетия развилась целая система школ интернатского типа. Туда из труднодоступных, удалённых мест к началу учебного года привозят детей на обучение и постоянное пребывание. У детей есть возможность получить среднее общее образование.

Важным аспектом образовательного и воспитательного процесса является сохранение культуры коренных народов Севера. Каждый год молодёжь уезжает из региона, пытается найти себя в других отраслях и сферах. Понятно, что в системе интерната детей в первую очередь отрывают от языковой среды, от тех важных знаний, на которых веками строится культура и жизнь коренных малочисленных народов Севера. Это фактически приводит к нарушению социализации и адаптации, утрате подрастающим поколением многих традиционных навыков.

Для снятия неблагоприятных последствий обучения и воспитания в интернате, становления личности детей, эффективности их адаптации к трудовой деятельности необходимо выстраивать образовательную политику по определённой траектории с учётом регионального компонента. С целью сохранения и дальнейшего развития этнической целостности коренного населения Севера в создавшейся ситуации в Тазовском районе создаются новые организационно-педагогические и здоровьесберегающие условия для детей народов Севера.

Деятельность по социализации воспитанников в интернате осуществляется через реализацию программ, конечными целями которых являются:

-     формирование у воспитанников осознанного отношения к ценностям национальной культуры, к прошлому, настоящему и будущему этноса;

-     успешная социализация детей коренной национальности;

-     сохранение физического и духовного здоровья детей.

В Тазовском районе происходит тесное сотрудничество между школой-интернатом и районным домом творчества по реализации программ дополнительного образования. Детям коренных народов присуще своеобразное мышление, психическое состояние и поведение, адекватное условиям обитания, родной стихии Севера. В связи с эти педагогически целесообразно в местах компактного проживания коренных народов Севера вводить программы, направленные на развитие практических трудовых навыков, применимых в условиях проживания в тундре, таких как «Малая техника Севера», «Организатор предшкольной подготовки». Срок реализации данных программ составляет 1 год.

В 2019 году обучение по программе «Малая техника Севера» прошли 24 человека. По результатам обучения 12 обучающихся получила водительское удостоверение категории А1.

Обучены и трудоустроены в 2019 году по специальности «Организатор предшкольной подготовки» 16 человек. В течение двух месяцев они в условиях тундры проводили занятия с детьми в возрасте от 3 до 7 лет по развитию навыков и умений, необходимых для обучения в школе.

Также на базе дома творчества и школы-интерната созданы объединения, способствующие развитию творческих качеств личности и сохранению национальных традиций «Художественная обработка дерева», «Резьба по кости и рогу».

Некоторые объединения ориентированы на развитие прикладных способностей у девочек: «Макраме», «Меховая мозаика», «Низание бисером», «Швея-мастерица». Данные навыки применяются для шитья и оформления национальных костюмов.

По данному направлению обучение в 2019 году прошли около 300 воспитанников школы-интерната. Ребята с удовольствием посещают данные объединения и являются активными участниками и призёрами муниципальных, окружных, всероссийских конкурсов творческих работ.

Большое значение придаётся в интернате физическому развитию детей. Одним из основных направлений работы является реабилитация и сохранение здоровья воспитанников. Функционируют такие объединения, как «Корригирующая гимнастика», «Фитнес», «Полиатлон». Охват по данным объединениям составляет около 150 человек в возрасте от 9 до 16 лет.

В интернате традиционно проводится неделя здорового досуга, месячник ЗОЖ. Воспитатели проводят мероприятия по охране и укреплению здоровья, вовлечению воспитанников в спортивную деятельность.

Вся воспитательная работа в интернате основана на этнических принципах. Многие мероприятия уже стали традиционными: праздник Севера, День оленевода, спортивные конкурсы, творческие конкурсы, праздник Семьи.

Для воспитанников, у которых в процессе социализации имеется препятствие в виде неудачи в учёбе (чаще всего это знание языка, письмо и чтение), созданы объединения социально-педагогического направления: «Мир обществознания», «Юный книголюб», «Занимательное чтение». Охвачены данным направлением около 150 человек.

Дополнительное образование имеет важнейшую роль в воспитании детей. Организация деятельности объединений дополнительного образования существенно снижает вероятность асоциального поведения детей.

Партнёрами школы-интерната в образовательно-воспитательном пространстве являются учреждения дополнительного образования и культуры. Специфика каждого учреждения позволяет существенно дополнять, обогащать процесс воспитания. Объединяющим фактором являются народные традиции, ремесла, исторические и культурные памятники.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт