Дорогие читатели, весна 2019 года привнесла в ямальское образование всплеск активности: это – обработка материалов IV Арктического форума «Лидерство в ямальской системе образования: от прорывных идей к эффективной реализации проектов», Стратегической сессии, обобщение инновационной деятельности за истекший период.
В майском номере мы предлагаем вам для ознакомления ряд материалов, освещающих муниципальные практики, по различным аспектам инновационной деятельности организаторов образования – управленцев муниципального и институционального уровней, учителей-предметников, педагогов-психологов, работников учреждений дошкольного и дополнительного образования. Материалы публикуются в авторской редакции, как правило, с сохранением орфографического, речевого, грамматического и пунктуационного оформления.
Процесс командообразования становится неотъемлемой частью жизнедеятельности любого образовательного учреждения, поскольку инновационная деятельность в настоящее время – это управление проектами.
Именно такое групповое управление позволяет распределить роли, повышает солидарную ответственность субъектов образовательной деятельности в решении неотложных задач в период реализации региональных проектов «Образование».
Ощущение группы, когда члены группы начинают чувствовать себя большим, чем просто функциональной единицей, а групповое мнение оказывается для них приоритетным в принятии каких-либо решений, меняет организационно-управленческую культуру. Появляется ощущение ответственности перед членами группы. Обозначается общегрупповая цель, как правило, связанная с целью учреждения.
В креативной стадии проекта группа становится большим, чем каждый член, входящий в неё. Проявляется эффект самообучающейся организации. Члены группы начинают черпать уникальный опыт изнутри, при этом каждый проявляет большую креативность в решениях, когда он находится в группе, чем вне её. Группа начинает действовать намного продуктивнее, вырабатывая при этом план дальнейшего развития и совершенствования в рамках организации.
Представляется значимой и завершающая стадия, когда группа подводит итоги своей деятельности по отношению к достижению поставленных целей (или цели). Группа, понимая конечность своего существования, усиливает общегрупповой опыт, начинается его передача другим сотрудникам или группам для сохранения в организации.
Полученный опыт в достижении общегрупповых целей соотносится сотрудниками с достижением личных целей. Усиливается роль формального лидера. Он помогает сотрудникам аккумулировать полученные знания, анализирует пути достижения целей, выделяет наиболее успешные моменты работы группы и отдельных сотрудников.
Напомню: в данном номере журнала мы представляем региональный проект «Матричное управление региональными инновационными площадками». Его инновационная значимость состоит в использовании механизмов матричной структуры управления, технологий проектирования, командной работы в целях достижения новых результатов и решения новых задач в сфере образования Ямала. В рамках проекта совмещаются две управленческие структуры: линейная (по вертикали) и программно-целевая (по горизонтали). При этом активно реализуются возможности проектно-ролевых команд, направленных на выполнение каждым участником команды конкретных ролевых задач, а в целом - общих задач РИП.
Проект нацелен на совершенствование механизмов управления инновациями в системе образования автономного округа и развитие педагогического потенциала по горизонтальной линии. Его реализация началась 20 октября 2017 года и была рассчитана на 1 год. По истечении года 50% продуктов, подготовленных командным способом, были одобрены экспертами.
Таким образом, использование элементов матричного управления инновационными площадками оказалось весьма эффективным. На основании представления результатов работы Центром научно-методического сопровождения инновационной деятельности регионального института развития образования департаменту образования автономного округа реализация проекта была продлена по настоящее время, поскольку зарекомендовала себя как перспективная.
Читайте, дорогие друзья, перенимайте опыт, осваивайте и творчески переносите «на подготовленную почву» своих образовательных организаций!
С уважением
редактор журнала В.Г. Паршуков,
директор ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО», к.п.н.