С 31 октября по 01 ноября 2019 года в городе Новый Уренгой проводился второй окружной педагогический форум учителей гуманитарных дисциплин «Командообразование в формировании функциональной грамотности обучающихся в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования» (далее – Форум).
Около 250 участников из муниципальных образований автономного округа, экспертов и учёных ведущих вузов страны, издательств («Просвещение», «Национальное образование»), научных работников, педагогов организаций среднего основного, среднего общего и среднего профессионального образования обсудили насущные проблемы гуманитарного образования и задачи на ближайшую перспективу. Всё это обусловлено реализацией ФГОС основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования и концепциями по проблемам преподавания предметов гуманитарного цикла.
На основе анализа состояния дел в ходе обсуждения проблем гуманитарного образования в регионе были определены возможные пути их решения, выработаны общие подходы к преподаванию предметов гуманитарного цикла в образовательных организациях автономного округа.
Участники Форума обсудили наиболее актуальные вопросы, связанные с тенденциями командообразования для решения проблем в школах по предметам «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История» и «Обществознание», повышением качества образования, применением новых технологий и осуществлением инновационных процессов в сфере образования. Наметили пути поддержки одарённой молодёжи и лиц, имеющих особые потребности в образовании, совершенствования системы курсовой подготовки педагогических кадров в условиях развивающейся в стране и в округе в связи с реализацией Национального проекта «Образование» тенденции корпоративного повышения профессиональной компетентности педагога. С этой целью к практической части форума для проведения мастер-классов были привлечены опытные учителя и преподаватели, наставники, педагоги, имеющие статусы (по региональному проекту «Педагогические статусы»), и обладатели грантов (по проекту «Новый учитель Ямала»), сотрудники кафедры гуманитарного образования регионального института развития образования, гости.
Участники Форума предлагают:
1. Департаменту образования автономного округа
1.1. В целях приведения в соответствие имеющейся правовой базы и решения задач, поставленных Национальным проектом «Образование» по непрерывному развитию педагогических кадров, обеспечить нормативно-правовое регулирование проведения диагностики профессиональных затруднений педагогов гуманитарных дисциплин и выстраивание на этой основе индивидуальных, групповых и командных траекторий повышения профессиональных компетенций.
1.2. Инициировать работу органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителей учреждений СПО по мотивации педагогов образовательных организаций автономного округа на команообразование в процессе формирования/развития функциональной грамотности субъектов образовательной деятельности, в том числе по повышению качества устной и письменной речи с учётом современных тенденций, влияющих на нормы употребления русского языка, и требований ФГОС по всем образовательным областям.
1.3. Предусмотреть организационно-управленческие мероприятия по
- увеличению финансирования для расширения участников форума: учителя-предметники общеобразовательных учреждений и педагоги СПО (МХК, музыка, ОРКСЭ, изобразительное искусство, немецкий и иные иностранные языки, преподаваемые и изучаемые в автономном округе как вторые);
- обеспечению высокого результата при переходе к обязательной итоговой аттестации по иностранным языкам;
- по усилению патриотической направленности воспитательной работы с детьми в школах автономного округа в связи с 75-летним юбилеем Великой Победы.
2. Региональному институту развития образования
2.1. На основании диагностики профессиональных затруднений учителей предметов гуманитарного цикла и разработанных модулей программ повышения квалификации продолжить в ходе курсовых мероприятий и индивидуального консультирования работу по повышению профессиональной компетентности педагогов, в том числе и на платной основе.
2.2. Осуществлять методическое и консультационное сопровождение деятельности методических объединений, педагогов по продвижению эффективных педагогических практик командообразования в организации внеклассной работы и преподавания предметов гуманитарного цикла.
2.3. В рамках курсовых мероприятий, проводимых ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО», продолжать системную работу по повышению функциональной грамотности учителей и преподавателей гуманитарных дисциплин, заместителей руководителей и методистов образовательных организаций автономного округа по вопросам ФГОС основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, концепций преподавания (иных нормативных правовых актов, концептуально-методических документов) и перехода к обязательному ЕГЭ по иностранному языку.
2.4. Осуществлять методическое и консультационное сопровождение деятельности учителей обществознания по продвижению эффективных педагогических практик преподавания в формировании правовой и экономической культуры, финансовой грамотности обучающихся.
2.5. Включить в содержание модуля «Государственная политика» программ повышения квалификации учителей предметов гуманитарного цикла вопросы по организации педагогического просвещения родителей, о переходе к обязательному ЕГЭ по иностранному языку; о переходе на линейную систему преподавания истории, о сдаче устной части ОГЭ по русскому и иностранным языкам, о патриотическом воспитании наследников Великой Победы.
2.6. Продолжить научно-методическое сопровождение тренеров-преподавателей иностранного языка, истории и обществознания, русского языка (преподавание русского языка детям с неродным русским языком), прошедших переподготовку по
2.6.1 повышению профессиональных компетенций педагогов на институциональном и муниципальном уровнях;
2.6.2 совершенствованию технологий и методов обучения, направленных на освоение обучающимися особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного языка в урочной и внеурочной деятельности.
3. Органам местного самоуправления, методическим службам
3.1. Активизировать деятельность педагогов гуманитарных дисциплин, получивших статусы и гранты по региональным проектам «Педагогические статусы» и «Новый учитель Ямала».
3.2. Предусмотреть организационно-методические мероприятия, обеспечивающие высокий результат
3.2.1 по созданию благопиятных условий (образовательной среды, обеспечение современными УМК) для преподавания гуманитарных предметов в условиях реализации ФГОС основного общего и среднего общего образования;
3.2.2 посредством командообразования в решении актуальных задач гуманитарного образования, в частности формирования общих компетенций обучающихся, повышения результатов по итоговой аттестации, эфективности гражданско-патриотического воспитания;
3.2.3 при переходе к обязательной сдаче иностранного языка на итоговой аттестации выпускников 11-ых классов, в том числе путём увеличения числа сдающих ОГЭ в 2020 году;
3.2.4 по поддержке сетевых методических объединений педагогов, осуществляющих деятельность по предметам гуманитарного цикла.
3.3. Посредством деятельности подготовленных тренеров-преподавателей совершенствовать корпоративную подготовку учителей русского языка по работе с детьми, для которых русский язык не является родным; учителей иностранного языка и истории – по общим и технологическим проблемам преподавания.
4. Образовательным учреждениям автономного округа
и педагогам гуманитарного цикла
4.1. Осуществлять организационно-управленческую деятельность по созданию образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС, Национального проекта «Образование», регионального проекта «Школа ступеней», обновлению методик и технологий преподавания предметов гуманитарного цикла.
4.2. Учителям русского языка и литературы организовать работу с детьми по повышению интереса к изучению русского языка и литературы, усилению мотивации к чтению посредством проведения различных творческих конкурсов, таких как Всероссийский конкурс сочинений, конкурс методических разработок региональных мероприятий по творчеству писателей-юбиляров, Лапцуевские чтения, иных конкурсов Календаря массовых мероприятий.
4.3. Осуществить приведение в соответствие с Концепцией нового УМК по отечественной истории (Историко-культурного стандарта) и требованиями ФГОС общего образования содержание рабочих программ по учебному предмету «История».
4.4. Поэтапно обновлять фонд школьных библиотек учебно-методическими комплектами по истории в соответствии с Концепцией нового УМК по отечественной истории, а также по другим гуманитарным предметам, и своевременно списывать устаревшие документы.
4.5. Укомплектовать школьные библиотеки электронными образовательными ресурсами по гуманитарным предметам (тренажёрами, электронными учебниками, обучающим программным обеспечением).
4.6. Предусмотреть управленческие и организационно-методические мероприятия, обеспечивающие высокий результат по предметам гуманитарного цикла, в том числе при переходе к обязательной сдаче иностранного языка выпускниками 11 классов.
4.7. Продуктивно использовать в образовательной деятельности всех уровней образования автономного округа потенциал, заложенный в концепциях воспитания и преподавания гуманитарных дисциплин, положения которых носят метапредметный характер, направлены на формирование духовно-нравственных ценностей, гражданственности и патриотизма, развитие коммуникативных компетенций.
4.8. В целях совершенствования муниципальной и институциональной систем повышения (обновления) предметной и методической компетентности учителей предметов гуманитарного цикла продолжать работу по реализации проекта подготовленных тренеров-преподавателей на муниципальном и институциональном уровнях посредством методических тренингов, обобщения и распространения передового педагогического опыта, участия в региональных проектах «Новый учитель Ямала», «Педагогические статусы», конкурсах профессионального мастерства «Учитель года Ямала», «Педагогический дебют», «Самый классный классный!» и др.
4.9. Индивидуализировать приёмы и методы работы с обучающимися в зависимости от их образовательных потребностей и учебных затруднений путём создания групп временного состава, индивидуальных и групповых образовательных маршрутов.
4.10. В соответствии с требованиями ФГОС для ликвидации нарушений выпускниками следования нормам речи, логики и фактологии изложения материала на протяжении всех лет обучения теснее увязывать их подготовку к итоговой аттестации в разных формах (устное собеседование, итоговое сочинение, написание сочинения в рамках ЕГЭ по истории, обществознанию, русскому и иностранным языкам, литературе) с повседневной работой по созданию монологических высказываний в устной и письменной формах от малых вторичных текстов до более объёмных, соответствующих требованиям КИМ(ов) ОГЭ и ЕГЭ.
4.11. В целях повышения/обновления функциональной грамотности регулярно проходить курсовую подготовку как по предметам гуманитарного цикла, так и по общепедагогическим, психологическим, краеведческим вопросам, в том числе по организации научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.