Тютюнникова Т.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»,
г. Ноябрьск
Одно колесо часовой машины спросило другое:
– Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами,
а в другую сторону?
– Потому что так меня задумал мастер, – ответило колесико.
– Но ведь этим я вам нисколько не мешаю, а, наоборот, помогаю показывать правильное время.
И хоть крутимся мы в разные стороны, главная цель у нас общая.
(Притча)
Разные школьные предметы, как колесики часового механизма, служат одной цели – обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить обучающихсятаким важным умением, как умение учиться.
В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии.
В Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации сказано: «Владение русским языком, в том числе языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию в образовательной деятельности, является конкурентным преимуществом гражданина при получении высшего образования и построении профессиональной траектории» [1].Для того, чтобы это владение было осознанным и продуктивным, необходимо формировать представление о том, что многие общенаучные термины, понятия, методы являются общими для различных наук, которые лежат в основе многих предметов. Следовательно, одной из задач в преподавании русского языка является формирование представления о целостной картине мира, его единстве и многообразии через интеграцию терминов, понятий, явлений. Многие обучающиеся недостаточно владеют навыками устной и письменной научной речи, поэтому им сложно выразить свою мысль, описать научное явление, самостоятельно изложить содержание проектной или исследовательской работы. Школьники не понимают лексического значения терминов и понятий, которые используют, не умеют проводить аналогий, не видят ассоциативных связей между процессами и явлениями. Это, в свою очередь, приводит к тому, что, поступая в средниеспециальные или высшие учебные заведения, выпускники школ испытывают затруднения при описании выполнения научных работ.
Связь предметов и дисциплин одного цикла – явление, давно изученное иуспешно используемое в процессе преподавания. Так, например, совершенно очевидной является связь русского языка, литературы, истории, обществознания, музыки, мировой художественной культуры. Гораздо труднее обнаружить взаимосвязь русского языка и математики, русского языка и физики, биологии, химии. На первый взгляд кажется, что это абсурд, невыполнимая задача. Надо попробовать посмотреть на окружающий нас мир другими глазами – всё взаимосвязано! Самое главное – учителю попробовать выйти за рамки преподаваемого предмета, научить детей находить ассоциации и обуславливать взаимосвязи. Если научить ребят работать над этим в системе, выработать навык постоянного использования метода аналогий, то выиграют обе стороны образовательного процесса. Учитель получает высокомотивированных обучающихся, способных сопоставлять, сравнивать, рассуждать, аргументированно доказывая свою точку зрения. А обучающиеся получают интересные уроки с «нешаблонными» заданиями, которые открывают новые возможности для познания мира, создания собственных ассоциаций, возможности импровизировать, творить.
В качестве иллюстрации к сказанному приведём несколько примеров.
Для большинства обучающихся грамматика – это окаменелый набор правил, понятий, признаков. Можно ли доказать ребятам, что грамматика – это живой исток, заставляющий человека мыслить образно, эмоционально? Можно. «Рыбий скелет» – диаграмма Исикава («Fishbone») – помогает систематизировать объёмный материал, показать внутренние связи между разными частями проблемы:
Рисунок 1. «Рыбий скелет»
Не секрет, что самым сложным для обучающихся является морфологический разбор разных частей речи: сложно запомнить все признаки, установить между ними логическую и понятийную связь, систематизировать информацию. «Рыбий скелет» отлично справляется этой задачей! Располагаем нужную информацию следующим образом:
Таблица 1
Имя существительное
«Хребет» (горизонтальная стрелка) – название части речи |
Имя существительное |
«Голова» – вопросы |
|
«Верхние кости» – постоянные грамматические признаки |
|
«Нижние кости» – непостоянные грамматические признаки |
|
«Хвост» – синтаксическая роль |
Рисунок 2. «Рыбий скелет» имя существительное
Когда мы чертим такую схему первый раз, мы делаем это в специальном «Справочном материале», который есть у каждого обучающегося. Затем переводим бумажный формат в электронный, снабжая «рыбий скелет» гиперссылками. Названия «верхних» и «нижних» костей – это гиперссылки, позволяющие в случае необходимости перейти на нужный слайд и вспомнить условия определения того или иного грамматического признака. Так у нас появился «Лингвистический аквариум», в котором «живут» самые разные виды «рыб». Используя знания по биологии, обучающиеся дают названия рыбам, опираясь на строение скелета и индивидуальные особенности животных, обитающих в воде. Образ рыбы хорошо сохраняется в памяти, порядок морфологического разбора легче запоминается, тем более электронная версия «Лингвистического аквариума» занимает немного места на рабочем столе компьютера или в любом гаджете ученика.
Лингвистический термин «морфология» является общенаучным понятием: морфология в биологии – это наука о форме и строении организма (морфология растений, морфология человека).
Интересна взаимосвязь математики, физики и русского языка. Во-первых, эта взаимосвязь обнаруживается на уровне понимания терминологии. И математики, и лингвисты используют тождественные понятия: точка, отрезок (причастный и деепричастный обороты как смысловые отрезки), параллельность в математике и параллелизм в стилистике, гипербола (в стилистике фигура явного или намеренного преувеличения), алгоритм решения задач и алгоритм применения правила (например, пошаговые действия при определении написания -Н- и -НН- в причастиях). Если на уроке русского языка в 9 классе при изучении темы «Способы подчинения придаточных предложений» провести аналогию с последовательным и параллельным соединением проводников, собрать электрическую цепь и показать, как это работает в физике, а затем представить параллельное и последовательное подчинение придаточных предложений в составе сложноподчинённого предложения, усвоение одного из сложных вопросов синтаксиса обеспечено.
При сдаче основного государственного экзамена по русскому языку обучающиеся 9-х классов в третьей части задания редко выбирают сочинение-рассуждение 15.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему), а если и пишут, то, как правило, допускают много фактических ошибок, связанных с непониманием терминов, неверной аргументацией, неумением определять роль частей речи, изобразительно-выразительных средств и т.п.
Все выпускники, оканчивающие среднюю школу, знают, что глагол –это самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета, отвечающая на вопросы. Но знают ли они о том, что эмоциональный строй глагола необычайно рельефен и выразителен? Наверное, нет. Именно поэтому, думается, выпускникам 9-х классов так сложно осмыслить определение Алексея Кузьмича Югова: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самаяалая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!». Мы взяли отрывки из текстов писателей разных исторических эпох и провели математический подсчёт, оказалось: у А. Куприна из 500 знаменательных частей речи – 77 глаголов, у А. Пушкина – 110, у А. Чехова – 127. А потом, естественно, возникает желание подсчитать количество глаголов в собственных текстах и поразмышлять над их гармоничностью и над тем, какова роль глагола в речи.
На занятиях курса внеурочной деятельности «Голография слова» мы пошли ещё дальше: подсчитали соотношение самостоятельных частей речи в текстах разных типов речи (повествование, описание, рассуждение). Вывели математическую формулу для текста каждого типа речи, проверили её «работоспособность» на отрывках из текстов классических произведений и на текстах сочинений обучающихся разных классов. Формула работает! Её ценность в том, что она помогает ребятам проверить уже написанное сочинение на предмет соответствия тому или иному типу речи.
Мир ассоциаций и аналогий безграничен. Задача современного учителя – показать эту безграничность, научить видеть важное и полезное в самых простых или, напротив, в совершенно не связанных, на первый взгляд, вещах. Подобная интеграция в преподавании – это реализация системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении и развитии.
Список литературы
1. Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://4ege.ru/documents/52523-koncepciya-prepodavaniya-russkogo-yazyka-i-literatury.html.