Алиуллина Полина Солувна, МБУ ДО «ДШИ №2», г. Губкинский
«Род ПанхиПяк. От истоков до современности»
«История государства начинается с истории жизни и деятельности отдельных личностей, семей, из которых складываются социальные группы, сословия, классы, являющиеся главными движущими силами «большой» истории. С каждым ушедшим годом и с каждым ушедшим человеком часть истории невосполнимо утрачивается. В редких семьях сохранились подробные, достоверные данные о прапрадедах, не говоря уж о более далеких от нас поколениях. Очень немногие семьи могут похвастаться тем, что имеют написанную историю рода. Сохраните то, что пока еще можно сохранить. Каждый человек, выросший в семье, впитывает ее традиции и устои и таким образом не только генетически, но и исторически связан с корнями своего рода. В отрыве от своих родовых корней нельзя постичь собственное «я», ощутить свою принадлежность к нации и стране, без чего невозможна созидательно - активная позиция по отношению к ним».
«Пишем «Историю семьи».
Богородская О.Е.
Аннотация
Доклад на тему«Род ПанхиПяк. От истоков до современности»
раскрывает моменты нелегкой, но по своему интересной жизни представителей рода ПанхиПяк. Периоды революции, гражданской войны прошли незаметно, но коллективизация и Великая отечественная война оставили глубокий след в судьбе многочисленного рода Панхи.
Цель доклада: собрать фотоматериалы и систематизировать полученную информацию о жизни и деятельности представителей рода ПанхиПяк в годы Великой отечественной войны и послевоенные годы.
Начало рода ПанхиПяк
Род ПанхиПяк начался от предков, которые в древние времена жили ДяМахаханна, - у Сибирских увал. Территория между современными Ханты–Мансийским автономным округом и Ямало-Ненецким автономным округом. Как гласит легенда, во времена великого голода из них многочисленного
рода выжили только два брата, у одного было прозвище Манхол,тадяай, а у другого Н,айвападял. Как рассказывал мой отец, ПякСолуВэйсович, от этих двух братьев и пошёл наш род ПанхиПяк. Много интересных моментов жизни нашего рода пересказано моим отцом. Вся эта информация нами, потомками собирается для того чтобы передать своим детям, чтобы они помнили свои корни.
ПякВэйсы (Вайсы)
Из воспоминаний Турутиной П.Г.
«Мой дед ПякВайсы был богатым оленеводом, князем лесных ненцев на реке Пур. Вести хозяйство помогали его старшие дети. Он был первым, который перешел в сторону советской власти. В 1930-35 годах, когда организовали колхоз «КетчукоКандина» в д.Харампур он добровольно вступил в колхоз. Его семь уже взрослых сыновей и дочери стали членами колхоза. Из его личного имущества и оленей формировалось хозяйство колхоза «КетчукоКандина», впоследствии переименованного в колхоз «им. Сталина». Все его работники, охотники, рыбаки перешли в колхоз». Ему выдали документ, который подтверждал, что он не воспрепятствует и оказывает всяческую помощь советской власти. Впоследствии благодаря этому документу его сыну Пяк Шотле удалось вытащить его из заключения, куда он попал по ложному доносу недоброжелателей. Он был мудрым человеком. Ненцы часто обращались к нему за тем, чтобы он разрешил их спор. Был негласным судьей на территории Пуровского района«Княжеским титулом нашего деда Вэйсы удостоил император. Мы в детстве играли этой грамотой».Из воспоминаний Благининой Г. Е.
ПякШотляВэйсович.
Из рассказа Зерновой Евгении Шотлевны
«Мой отец Пяк Шотля Вэйсович родился 21 февраля 1921 года в семье богатого оленевода в Харампуровской тундре. Свою трудовую деятельность начал с 15 лет. Наравне с взрослыми ловил рыбу, добывал пушнину. Позднее его за настойчивость и трудолюбие назначили бригадиром рыболовецкой бригады колхоза «им.Сталина» в д. Харампур.
В 1942 году- председатель сельского совета депутатов трудящихся «Верхне-Пуровский» д. Харампур;
С 1944 года –по 1948 год председатель Тарко-салинского сельского совета.Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Медаль вручена 15.10.1946года».
ПякСол,уВэйсович
ПякСол,уВэйсович родился в 1930 году в Харампуровской тундре, в многодетной семье. Он был самым младшим в семье. В военное время Пяк Сол,у, будучи подростком, трудился вместе с родителями, ловил рыбу, пас оленей, собирал ягоды.
«Заработанные деньги, добытую пушнину сдавали в фонд обороны, покупали облигации займа». Из воспоминаний Пяк С.В.
В 18 лет Сол,у остался сиротой. Устроился работать в колхоз пастухом, пас оленей своих братьев, которые добывали рыбу для колхоза и также с братьями рыбачил, чтобы выполнить государственные планы.
В 1950 году за освоение новых рыбных водоемов и выполнение плана по рыбодобыче, он награжден значком «Отличник социалистического соревнования Министерства рыбной промышленности СССР» и ценным подарком - патефоном.
За период своей трудовой деятельности он неоднократно награждался дипломами и ценными подарками. Награжден медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда». Все свои награды он бережно хранил, изредка вытаскивая и вспоминая каждый момент своей нелегкой трудовой жизни, трудился, отдавая свои силы на становление сельского хозяйства в Пуровском районе.
«После создания колхоза ненцы стали строить в деревне Харампур дома. Их учили приезжие русские. В 1950 годах работали полеводами, выращивали картошку, морковь, капусту, репу для нужд колхоза.Летом делали кирпичи из глины. Глину привозили на неводниках из Тарко-сале до устья реки Харампур, а дальше по реке Харампур нам приходилось грести или тянуть лодки вверх по течению». (Неводник – большая деревянная лодка с прикрепленными по бокам кольцами или крюками для весел– ред.).
Во время войны ненцы делали берестяные покрышки для чума, которые отправляли потом в Салехард. Для фронта шили малицы, кисы, топаки, гуси белые». Из воспоминаний Турутиной Полина Гилевны.
АйваседоВульчиЛун,кутович
Из воспоминаний Турутиной Полина Гилевны.
Мой двоюродный брат АйваседоВульчиЛун,кутовича был призван Ямало-Ненецким окружным военкоматом 26.07. 1943 года. Вульчи был внуком ПякВэйсы. Его маму звали Неткоди – Мария Вэйсывна. Вульчи родился в 1921 г.р. Когда его призвали в армию, ему было 22 года.
Погиб в июле 1943 года,так и не узнав о том, что победа,за которую он боролся, и которую все ждали, кто трудился в тылу, придет в мае 1945 года. У конторы сельского Совета часто собирались ненцы и слушали радио, хоть и не понимали русского языка. У Татьяны Третьяковой мужа собрали на фронт еще в начале войны. Она слушала все сводки по радио и рассказывала обо всем сельчанам».
Информация о АйваседоВульчиесть в Книге Памяти Пуровского района, в раздела списки воинов –пуровчан, погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., стр 12.
АйваседоЭнтакЛан,ывич
АйваседоЭнтакЛан,ывич родился в 1916 году в Харампуровской тундре, малограмотный. До мобилизации в армию жил в тундре, затем в д. Харампур. С 1 сентября 1937 года работал председателем колхоза «КетчукоКандина». 16 июня 1942 году был призван окружным военкоматом на фронт. Служил в 206-м запасном стрелковом полку рядовым. В феврале 1944 года был ранен на фронте осколком в левое бедро. 9 сентября 1944 года военно-врачебной комиссией была установлена вторая группа инвалидности. После выписки из госпиталя вернулся домой. В марте 1945 года райкомом ВКП(б) был принят кандидатом в члены партии. Затем был избран депутатом Таркосалинского сельского Совета депутатов трудящихся, а с 1 мая 1945 года стал его председателем. Умер 04.01. 1983 года, похоронен он в п. Харампур.
«На фронте, когда ходили на разведку, одевали белые кумши – гусь (национальная меховая верхняя одежда – ред.). Подкрадывались на деревянных приспособлениях с центральным отверстием для стрельбы. (Такие «лыжи» ненцы обычно использовали на охоте для подкрадывания к диким оленям - ред). С земляком Константином Анагуричи были участниками Сталинградской битвы». Из воспоминаний участника ВОВ АйваседоЭнтакЛан,ивича.
До тех пор пока АйваседоЭнтак жил, он не мог участвовать на традиционном забое оленя, так как при виде крови ему становилось плохо. Это говорит о том, что в его сознании глубоко отпечатался следжестокой, кровавой войны.
Очерк о АйваседоЭнтак был напечатан на страницах районной газеты «Северный луч», №15 (2530) от 15 апреля 1995 года.
Сколько судеб рода ПанхиПяк, которые, так или иначе, переплелись с судьбами нашего многострадального народа. Воспоминания,которыми когда то поделились свидетели войны и тыла имеют огромную ценность для поколения потомков. С годами ещё больше начинаешь понимать, что они прожили хоть и нелегкую, но достойную жизнь. И это понимание,гордость за их подвиг, мы передаем своим детям и внукам.