Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » «Роль благотворительности в з...

«Роль благотворительности в защите материнства и детства»


Беляева Л.Р.
Управление социальных программ Администрации муниципального образования Надымский район

 

«Если бы каждый оставил себе лишь потребное

                            на текущие нужды, а избыток раздал  неимущим,

                                                                                                              то не было бы ни богатства, ни бедности…

                                                                                                                 Почему ты богат, а ближний твой беден?

                              Не для того ли единственно, чтобы твоя

                        доброта и бескорыстное хозяйствование возымели

                 награду свою, между тем как бедный был бы ублаготворен

                                                                                          щедрыми дарами, обещанными ему по долготерпении?»

Святой Василий Великий

 

         В последние десятилетия в России стало возрождаться такое понятие как благотворительность. Время вносит свои коррективы, и сейчас как никогда появилась необходимость возрождения этических и нравственных норм и ценностей, направленных не только на оказание помощи малоимущим и нуждающимся слоям населения, но и совершенствование личной духовности.

         Благотворительность, бывшая в почете еще у древних славян, когда чужестранцы с удивлением говорили об огромной любви и сострадании русичей друг к другу, имевшая глубокие и давние традиции, в одночасье стала в послереволюционной России постыдным пережитком. Какую же роль сегодня в современном российском обществе играет благотворительность? Не забыты ли такие особенные черты национального характера, как великая доброта, сострадательность и отзывчивость на чужое горе? Сегодня возрождение благотворительности происходит не только на бытовом уровне, но становится приоритетным и актуальным направлением в социальной политике нашего государства, основой профессиональной деятельности. Принимаются законы, регламентирующие оказание государственной социальной помощи, которые являются государственными документами, гарантирующими помощь гражданам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина. Предоставляются меры социальной поддержки, направленные на защиту семьи, материнства и детства. Основные цели оказания государственной социальной помощи и предоставления мер социальной поддержки – повышение доходов населения, снижение уровня социального неравенства и т.д. Но как бы ни заботилось государство о своих гражданах, как бы много различных видов помощи в виде выплат, пособий ни оказывалось нуждающимся, законы любви, заботы, великодушия никто не отменял, и поэтому, протягивая руку помощи, мы сами приобретаем такие ценные качества души, как милосердие, человеколюбие и умение благо творить.  

         Что такое благотворительность? Следуя точному и правильному, но сухому и холодному языку нормативного документа, под благотворительной деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [4].

         Обратившись к словарю Брокгауза и Эфрона, увидим следующее: «Благотворительность как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему была совершенно чужда классической древности… Благотворительность в истинном смысле этого слова является вместе с христианством. Божественный Учитель христианской религии начал свою проповедь о Царстве Божием с того, что призвал в него и обещал в нем блаженство всем обездоленным, всем плачущим, алчущим, жаждущим и гонимым, нуждающимся и обремененным» [3].

         Что же такое благотворительность на самом деле? Если буквально – то «творить благо». В более широком смысле – оказание бескорыстной помощи тем людям, которые в этом нуждаются. Помощи, основанной на таких православных ценностях и добродетелях, как кротость, сердоболие, человеколюбие, милосердие. 

         В ветхозаветной книге Товита сказано: «Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу; ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды, ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму. Милостыня есть богатый дар для всех, кто творит ее пред Всевышним» [2].

         В одной из проповедей, переданной Святым Апостолом и евангелистом Матфеем, Иисус Христос говорит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас, иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» [1].

          Эти слова говорят о том, что любая милостыня должна быть тайной от людей, что надо подавать от чистого сердца, с любовью, не ожидая похвалы. И только тогда это будет делом богоугодным, и только тогда нам зачтутся наши доброта и милосердие.

         Принятие христианства на Руси произошло почти 10 веков спустя после рождения Иисуса Христа. Годом крещения Руси считается 988 год. Тогда-то и появилась благотворительность с особым религиозным чувством как возможность избавления человека от многих грехов и как средство спасения его души. Киевский князь Владимир, изначально бывший жестоким и нечестивым язычником, после долгих и тяжелых исканий сделал свой выбор, приняв христианскую веру и став крестителем для русичей. Он возложил на духовенство обязанность заниматься призрением бедных, направляя средства на содержание монастырей, церквей и богоделен. Как пишут летописцы, он велел всякому нищему и убогому приходить на княжий двор, «брать кушанье и питье, и деньги из казны», а дряхлым и больным посылал телеги, груженные хлебом, мясом, рыбой, «овощем разным», медом в бочках и квасом [5].То есть состояла благотворительность исключительно в раздаче милостыни «сирым и убогим». 

         Именно в период правления князя Владимира в Киеве была возведена церковь Пресвятой Богородицы, в которой кормились вдовы, сироты и нищие. То есть уже в те далекие времена появилась забота именно о материнстве и детстве. Князь служил народу примером благочестия и добротолюбия, став добрым примером нищелюбия для последующих русских князей.

         На государственном уровне, при царе Иване Грозном, было положено начало принятия законов о благотворительности. Законы финансировались как на уровне государственной казны, так и за счет частных благотворителей.

         По приказу Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых, были открыты сиротские дома, пожертвованы земли для строительства новых монастырей.

         Эпоха правления Петра I ознаменовалась как период непримиримой борьбы с нищенством, хотя при этом была попытка формирования целостной системы организации помощи нуждающимся.

         Православная Церковь, взявшая на себя заботу о неимущих людях начиная с самого Крещения Руси до петровской эпохи, дела «общественного призрения» держала в своих руках.

         История же светской благотворительности начала формироваться в России во времена царствования Екатерины II. Новая социальная система  стала утверждать призрение как отрасль на уровне государственного управления.

         Была разработана нормативно-правовая основа благотворительной деятельности, затрагивающая не только органы государственной власти, но и частные лица. Этот период был ознаменован созданием прообраза государственного пенсионного фонда.

         Конец XIX века был ознаменован тем, что благотворительность в России стала масштабным общественным явлением, и к началу XX века она переживала пик своего развития.

Грянувшая в 1917 году революция и политический строй, пришедший к власти, методично и старательно начали уничтожать веками создаваемые христианские традиции российской благотворительности.

Так, например, значение слова «благотворительность» в Толковом словаре русского языка Ушакова, изданном в 30-е годы, трактовалось как оказание материальной помощи бедным, с пометкой «устаревшее». Невозможно было даже допускать мысли о том, что в стране Советов могут быть бедные и нуждающиеся. Любая благотворительность фактически была под запретом. Любая благотворительная помощь считалась постыдной, а людей, принимавших милостыню, клеймили позором.

В течение почти целого века благотворительность, которая по своей сути является дорогой к Вере, дорогой к Богу, искоренялась всеми возможными способами.

Но прошли годы. Развал страны Советов стал возрождением некогда гонимого милосердия и благотворительности. Люди, изначально стыдливо и с оглядкой принимавшие помощь, все смелее стали и сами обращаться за поддержкой к ближним. А как было выжить в те времена, когда многие граждане из бывших союзных республик были вынуждены уезжать с насиженных мест, бросая дома, вещи, иногда спасая свою жизнь и жизнь родных. Россияне, сами оказавшиеся не в лучшем положении, познавшие, что такое безработица, рост преступности, нищета, стали вспоминать, что такое помощь ближнему и нуждающемуся. Именно человеколюбие, великодушие, сострадание помогали не просто существовать, а жить, оставаясь при этом людьми и великой нацией.

Начали появляться различные гуманитарные фонды и благотворительные организации, стали проводиться благотворительные мероприятия, возрождалась частная благотворительность.

         Новое тысячелетие, новый век, новые добрые дела. Понимание того, что чужой беды и чужих детей не бывает, помогло объединиться неравнодушным и чутким людям в команду единомышленников. Благодаря стараниям этой команды в 2000 году в Надыме появилась идея проведения благотворительного марафона «Лето», уникального и масштабного проекта добра и милосердия. Целью марафона стал сбор средств на организацию летней оздоровительной кампании для детей из многодетных,  малообеспеченных и неблагополучных семей,  детей-инвалидов и детей с проблемами здоровья. Детей, чьи семьи находились в сложной жизненной ситуации.

         Музыкальный марафон, был организован силами детских хореографических, вокальных, музыкальных коллективов при поддержке Дома культуры «Прометей», управления культуры и туризма, управления общим и профессиональным образованием, управления дошкольным образованием, управления по делам молодежи и спорту. Специалисты Управления социальных программ совместно с представителями общественных объединений приглашали коллективы различных организаций и предприятий принять самое активное участие в акции добра и милосердия.

         В рамках проведения первого благотворительного марафона, благодаря небезразличному и участливому отношению к этой идее надымчан, общий взнос в организацию летнего отдыха детей составил более 100 000рублей. В проекте приняли участие более десяти предприятий, свой вклад в организацию летней оздоровительной кампании сделали более 30 частных предпринимателей. Появилась возможность за счет собранных средств  оплатить проезд в санатории и лагеря отдыха юным надымчанам из социально неблагополучных, малообеспеченных и многодетных семей, обеспечить детишек необходимой одеждой. В целом в 2000 году оздоровилось более 200 надымских ребятишек.

Ежегодный  искренний призыв помочь детям, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, желание помочь им осуществить самые сокровенные желания увидеть голубое, безбрежное и теплое море, погреться под лучами ласкового летнего солнышка, побегать босиком по песочку нашли самый широкий отклик в сердцах жителей Надымского района. Наверное, это и стало тем фактом, который обеспечивает столь высокий статус благотворительных музыкальных марафонов, ставших ежегодными грандиозными районными мероприятиями, причиной объединения и активности всех жителей Надымского района независимо от их статуса, возраста и вероисповедания в желании творить добрые дела, поддерживая людей, попавших в трудную ситуацию, стараясь внести свой посильный вклад в Чашу добра.

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени детей. Это период, необходимый для развития их творческих возможностей, шанс восполнить израсходованные силы, восстановить здоровье, усовершенствовать личностные возможности, приобщиться к социокультурным и образовательным ценностям. Именно это явилось главной причиной того, что, начиная с 2003 года, благотворительный марафон стал проводиться и в поселке Пангоды. А с 2010 года эстафету марафона подхватили поселения так называемого южного крыла Надымского района: Приозерный, Лонгъюган и Ягельный.

         Время неумолимо движется вперед, и сегодня благотворительный марафон «Лето» из яркого, красивого и креативного праздника превратился еще и в серьезное мероприятие районного масштаба. Разработано и внедрено Положение о благотворительном марафоне «Лето» в поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии с Положением установлена цель марафона: поддержка семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем сбора денежных средств и оказания материальной помощи для организации оздоровительного отдыха или (и) лечения детей, финансирования мероприятий с участием несовершеннолетних детей указанной категории. Задачи марафона:

- проведение благотворительных концертов по сбору денежных средств для оказания материальной помощи семьям с несовершеннолетними детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, финансирование мероприятий с их участием и др.,

- привлечение внимания общественности района к социальным проблемам семьи,

- развитие и поощрение благотворительности.

         Благотворительная помощь является адресной и целенаправленной, предоставляется семьям с несовершеннолетними детьми, которые постоянно проживают на территории муниципального образования Надымский район и находятся в трудной жизненной ситуации, из числа:

- семей, воспитывающих детей-инвалидов;

- семей с детьми, имеющими хронические заболевания, состоящими на диспансерном учете в учреждениях;

- семей с детьми, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

- семей с детьми с отклонениями в поведении, состоящими на учете в полиции, в Комиссии по делам несовершеннолетних;

- многодетных из числа малоимущих семей;

- малоимущих и неполных семей.

         В 2016 году благотворительный марафон начал свое шествие 18 марта в поселке Пангоды. В марафоне самое живое участие принимали жители поселков Пангоды, Правохеттинский и Заполярный. 25 марта второй этап марафона прошел в поселке Лонгъюган с участием жителей поселков Ягельный и Приозерный. Жители этих поселений также принимали самое активное участие в этом акте всеобъемлющего добра и милосердия.

         Заключительный этап благотворительного марафона «Лето 2016» состоялся 01 апреля в ДК «Прометей» ООО «Газпром добыча Надым».

         Говорят, что мир не без добрых людей. И желание хотя бы чуть – чуть изменить его, сделав его добрее, отзывчивее, внимательнее, желание подарить частичку наших душ, нашу теплоту тем, кто сегодня взывает к нам о сострадании, соучастии, находит невероятно положительный отклик у наших земляков. Радует тот факт, что не утрачены самые важные христианские ценности: любовь, гуманность, сердоболие.

         Весомый вклад в «Чашу добра» ежегодно вносится работниками Администрации Надымского района, городскими и районными депутатами. Коллективы ООО «Газпром добыча Надым», линейно-производственные управления магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Югорск», представители духовенства, системы образования, банковской сферы, индивидуальные предприниматели, представители общественных организаций и объединений,  жители района -практически никто не остается в стороне, желая помочь хотя бы даже символической суммой.

         Результаты благотворительной помощи жителей Надымского района весьма и весьма впечатляют. За все годы проведения благотворительных марафонов сумма собранных средств составила более 46 миллионов рублей. На эти средства смогли отдохнуть и оздоровиться сотни надымских мальчишек и девчонок. В 2016 году подведение финансовых итогов  собранных средств стало для всех приятным моментом. Сумма 6 478 894 рублей стала рекордной за годы реализации проекта. 229 семей Надымского района, нуждающихся в социальной поддержке, получили адресную материальную помощь на оздоровление детей.

         Интересен еще один аспект участия надымчан в социально значимом проекте. В рамках проведения музыкального марафона организаторы устраивают проведение выставки-продажи творческих работ, изготовленных горожанами в Центрах социальной помощи семье и детям «Домашний очаг»,  социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов  «Добрый свет», представителями Клубов семейного общения «Берегиня», клуба общения граждан с ограниченными возможностями здоровья «Преодоление», местной общественной организации «Многодетные семьи Надымского района». На выставке представляются различные виды ручных изделий: макраме и вязание, вышивка и бисероплетение. Все работы выполнены с душой и любовью. Средства, полученные от продажи творческих работ, также вносятся в «Чашу добра», в общую копилку милосердия.

         Еще одним приятным сюрпризом для детей из национальных сел Ныда, Нори и Кутопьюган  бывает ежегодная акция «Подарок первокласснику». Часть средств, собранных на марафоне, выделяется именно на эти цели. В 2016 году 52 детям из национальных сел к 1 сентября были приобретены портфели первоклассника, которые были укомплектованы тетрадями, ручками, красками, карандашами, цветной бумагой и другими канцелярскими товарами, так необходимыми детям в начальной школе.

Марафон, ставший одной из значимых и знаковых социальных акций Надымского района, уже 17 лет позволяет материально поддерживать нуждающиеся семьи, оказывая защиту материнству и детству. Важным моментом является то, что марафон помогает воспитывать чувство гуманизма и милосердия в детях, учит с чистой душой и добрыми намерениями помогать ближнему, поскольку главными участниками концертных программ являются именно дети. И сегодня можно с уверенностью сказать: благотворительный марафон «Лето» является уникальным проектом не только Надымской земли, но и Ямало-Ненецкого автономного округа.

         Подводя итоги, хотелось бы отметить то, что хотя защита материнства и детства является на сегодня одним из приоритетных направлений социальной политики как нашего государства в целом, так и Ямало-Ненецкого автономного округа, общество должно принимать самое активное участие в этом важном и нужном направлении.

         Список литературы:

1.    Евангелие от Матфея: гл. 6.

2.    Книга Товита: гл. 4.

3.    Словари Онлайн. Благотворительность. Статья в большой энциклопедии Брокгауза и Ефрона. http://slovonline.ru/slovar_brogefron/b-1/id-590/blagotvoritelnost.html.

4.    Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Раздел I. Общие положения, Статья 1. Благотворительная деятельность, Система ГАРАНТ.

5.    Ю. Годунский, Откуда есть пошла благотворительность на Руси. http://www.nkj.ru/archive/articles/7597/. 

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт