Кискина В.С., Пономарева Е.А.,
учителя английского языка
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»,
г. Губкинский
В настоящее время информационные технологии играют важную роль в жизни современного общества. Современные электронные образовательные ресурсы (СЭОР), применяемые в образовательном процессе, открывают совершенно новые варианты обучения, являются одним из инструментов обновления и модернизации школьного образования. Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов.
Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство. Роль координатора этого информационного потока – одна из основных ролей современного учителя. Кроме того, профессиональный стандарт педагога включает в себя такое понятие как профессиональная ИКТ-компетентность педагога, (т.е. «квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо»).
Интерактивный тренажёр – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка. Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес, способствует повышению мотивации к обучению иностранного языка [1].
Использование интерактивных тренажёров не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя. Компьютер может использоваться на всех этапах формирования универсальных учебных действий. При этом для учащихся персональный компьютер выполняет различные функции: источника информации, учителя, рабочего инструмента, наглядного пособия, тренажёра, игровой среды, средства диагностики и контроля. В современном образовании система тестирования стала важным направлением модернизации контрольно-оценочного процесса и повышения качества обучения школьников. Тренажёры – методика оценки знаний, умений и навыков учащихся и их целенаправленная тренировка в процессе многократного повторного решения тестовых заданий.
Авторские интерактивные тренажёры можно использовать на разных этапах урока для фронтальной или индивидуальной работы учащихся, для самостоятельной работы вне урока (домашнее задание), для ликвидации пробелов в обучении в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся [1].
Использование интерактивных тренажёров помогает решать следующие задачи:
- образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости;
- воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Самостоятельная работа с тренажёрами повышает активность учащихся в процессе обучения предмету, позволяет работать в комфортном темпе.
Лицензионных современных электронных образовательных ресурсов разработано мало, поэтому актуальным становится создание авторских интерактивных тренажёров по разным темам, с учётом индивидуальных особенностей учеников.
Например, «Hot Potatoes» – инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в данной области.
С помощью программы можно создать 10 типов упражнений на различных языках по разным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.
Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использования ученикам необходим только веб-браузер (например, Internet Explorer); поэтому ученикам не нужна программа Hot Potatoes: она требуется только преподавателям для создания и редактирования упражнений.
Программа широко используется во всем мире для создания заданий для изучения любых дисциплин [3].
В своей педагогической деятельности я отдала предпочтение https://learningapps.org/ , которое является приложением Web 1.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступными. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно, интерактивность. Здесь представлено более 14 различных интерактивных упражнений, 4 из них в форме игры. Преподаватель на сервисе может создать два класса для работы с учениками и создания приложений [1].
А ещё задания, созданные в Learningapps.org, можно продуктивно использовать при организации дистанционного обучения в рамках платформы MOODLE. Задания в Learningapps.org. – эффективное средство повышения у учащихся мотивации к обучению.
Условно все разновидности интерактивных модулей, доступные на данном сайте, можно разделить на шаблоны и инструменты. Шаблоны предназначены для разработки упражнений и игр. Они предполагают наличие заданий, условий выполнения правильных ответов и чётко определённых действий со стороны ученика.
Шаблоны сгруппированы по структурно-функциональному признаку:
- Selection – упражнения на выбор правильных ответов;
- Assignment – задания на установление соответствия;
- Sequence – на определение правильной последовательности;
- Filling– упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах;
- Online-games – упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками.
По данным шаблонам возможно создать любой интерактивный модуль. Вся информация для модулей подбирается самостоятельно. Таким образом, вы можете создать любой модуль по интересующей вас теме [1].
Мною были разработаны различные авторские тематические модули для различных учебных пособий и разных возрастных параллелей https://learningapps.org/myapps.php. Для выполнения домашнего задания ссылки на них размещаются в АИС Сетевой город, также на моем личном сайте https://sites.google.com/site/katerinaponomareva84/ и на платформе dnevnik.ru:
Среди заданий особой популярность пользуются тренажёры на отработку лексических и грамматических навыков, например:
- упражнение «Past Tenses» http://LearningApps.org/watch?v=pb16fxrcn16
было разработано мной по шаблону Assignment (упражнения на установку соответствия) для самопроверки по теме «Прошедшее время» и направлено на проверку знания образования прошедших времен в английском языке и умение использовать свои знания на практике с помощью соотнесения предложений и прошедших времён, которые в них использовались.
- упражнение «Космические объекты» было создано мной для самопроверки знания лексики по теме «Exploring space» с помощью соотнесения термина и его изображения. http://LearningApps.org/watch?v=py1p36ikt16
Types of newspapers
Хотелось бы обратить внимание на важную роль ЭОР в подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку.
По методическим задачам интернет-ресурсы для подготовки к ГИА можно условно разделить на четыре группы:
- Нормативная база (федеральные порталы);
- On – line тестирование, диагностические и тренировочные работы;
- Олимпиады и конкурсы;
- Общественные средства массовой информации с открытым доступом.
Важным и полезным ресурсом для выпускника является открытый банк заданий ЕГЭ и ОГЭ на федеральных порталах: http://fipi.ru , http://ege.edu.ru. В банке размещено большое количество заданий, используемых при составлении вариантов КИМ ЕГЭ по всем учебным предметам. Для удобства задания сгруппированы по тематическим рубрикам. Готовиться к экзаменам можно по темам, особое внимание уделяя разделам, вызывающим затруднение. Решение заданий ЕГЭ и ОГЭ прошлых лет помогает обучающимся представить разнообразие сюжетов и проверяемых элементов содержания по каждому из разделов [11].
Онлайн-тестирование на сайтах https://www.statgrad.org, https://ege.yandex.ru позволяет обучающимся выполнять разнообразные диагностические и тренировочные работы. Образовательный ресурс "Решу ЕГЭ" пользуется особым интересом, т.к является одним из лучших по интерфейсу и наполнению. Он предоставляет возможность создания собственного теста из банка заданий портала, имеет тематическое тестирование для промежуточного и итогового контроля. С целью закрепления и контроля наиболее сложных разделов можно самостоятельно составить тренировочные и итоговые тесты для обучающихся. Следует упомянуть о том, что данный сайт имеет онлайн-тестирование с ограничением времени. Наилучший способ достижения хорошего результата – это ежедневная и разнообразная тренировка не только различных заданий, но и с ограничением во времени. Результаты тестирования сопровождаются с разбором решения заданий, что позволяет обучающимся разобраться в причинах возникших затруднений самостоятельно.
На сайте представлен раздел для централизованного контроля уровня подготовки обучающихся педагогом. Учитель может составить неограниченное количество необходимых ему проверочных работ, воспользовавшись случайным генерированием теста, подобрав определённые задания из каталога или включив в работу собственные задания. Для каждой работы система выдаст индивидуальную ссылку, содержащую номер варианта, который нужно сообщить учащимся. Обучающиеся (дома или в школе) вводят полученную ссылку на странице «Ученику», проходят тестирование и сохраняют результаты, нажав кнопку «Сохранить результаты».
Данный сайт предоставляет возможность создания индивидуальных домашних и контрольных работ. Каждый обучающийся получает индивидуальный вариант и ссылку для скачивания задания [15].
Важное место при подготовке к экзамену занимают он-лайн тренажёры, которые позволяют ознакомиться с основными приёмами работы с программным обеспечением участника экзамена по иностранному языку, что устраняет ряд затруднений у экзаменуемого при прохождении устной части раздела "Говорение" [11].
В сложном процессе подготовки обучающихся к ГИА многое зависит от педагога и его методики преподавания. Огромную помощь здесь окажет методически оправданное использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которое позволит преподнести учебный материал ёмко и наглядно, облегчит организацию проверки знаний обучающихся.
Создавая и используя электронно-образовательные ресурсы, мы можем
сделать уроки разнообразнее, ярче и привлекательнее, используя больше наглядности, в том числе анимацию, музыку, видеоматериалы;
в урок вместить гораздо больше дидактического материала для объяснения и закрепления темы;
уменьшить количество времени для проведения контроля и проверки знаний обучающихся;
привить обучающимся навыки контроля и самоконтроля;
повысить объём выполняемой работы на уроке в 1,5 - 1 раза;
обеспечить дифференцированное обучение, предлагая разноуровневые задания;
пользоваться различными справочными системами, электронными библиотеками, другими информационными ресурсами на уроках;
сформировать у обучающихся навык исследовательской деятельности;
помочь обучающимся в подготовке к ГИА.
Список литературы
Горбатова Т. Н. Использование образовательных интернет-ресурсов при формировании универсальных учебных действий // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 1015 г.). – СПб.: Своё издательство, 2015. – С. 183-187.
Санжаина Б. Г. Использование ИКТ-технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе / [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.nsportal.ru.