Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Роль художественно-эстетическо...

Роль художественно-эстетического направления во внеурочном образовании


Лусникова Е. А.
педагог
Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования
г. с. Панаевск, Ямальский район

Лусникова Е. А., педагог

муниципального казенного учреждения

общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего

(полного) общего образования»,

с. Панаевск, Ямальский район,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

 

Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками. Развитие творческих способностей, самостоятельности детей является в настоящее время одной из приоритетных задач дополнительного образования.

Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности. Работа в кружке «Умелые ручки» – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. В силу того, что каждый ребёнок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Именно этими принципами я руководствовалась, когда разрабатывала программу дополнительного образования детей в кружке «Умелые ручки».

Программа, которую я разработала, имеет инновационную направленность и практическую значимость, цели и задачи программы способствуют реализации задач дополнительного образования детей в связи с реализацией программы внеурочной деятельности при введении ФГОС (НОО). Я руковожу данным кружком в Панаевской школе-интернате 5 лет. В программу работы кружка входит работа с различными материалами. Но особенно актуален и интересен модуль «Работа с газетой». Данный модуль был включён в режим внутреннего эксперимента и прошёл апробацию в рамках внеурочной деятельности учащихся 1-х и 2-х классов.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта, поэтому модуль предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Бумага – универсальный материал, и для работы с ней (кроме собственных рук) требуется совсем немного инструментов. Содержание данного модуля построено таким образом, что воспитанники кружка под руководством учителя смогут не только создавать поделки из газет, но и узнавать новое об окружающем их мире. Занятия кружка проходили под девизом: «Дадим газете вторую жизнь!» Оказывается, плести различные изделия можно не только из лозы, а из чего угодно – из ткани, ниток, из бумаги!

Особенно интересно плетение из газет. Внешне изделия ничем не уступают плетенкам из лозы. И для домашнего использования они довольно прочны.

Используя при плетении различные лаки, краски и пропитки для покрытия, можно создавать плетёнки всех цветов радуги. Украсив корзинки бусинами, цветами, лентами или аппликациями в технике декупаж, и вовсе можно превратить их в произведения искусства. Плетение и кручение из газетных трубочек – не только оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия. Это ещё и вторичное использование, казалось бы, бросового материала.

Тематика наших занятий строится с учётом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. Но с первоклассниками мы начинали с самых простых вещей – с подставок под горячее. Наши первые изделия мы не плели, а крутили. Этот вид работы чем-то похож на технику квиллинга. Для поделок выбирали простые формы, чтобы первоклассникам было легче. Наклеивали на основу, покрывали красками и лаком. Когда выбирали оформление изделий, знакомились с различными видами грибов и рыб. Решили, что рыбки будут яркие, как те, которые живут в тёплых морях. Готовые подставки используются дома до сих пор.

Ко дню Победы мы с ребятами, посещающими кружок, осуществили небольшой проект, который назвали «Оружие Победы». Сначала мы искали в интернете, в других источниках фото- и видеоматериалы о вооружении советской Армии. Познакомились с «Катюшей», танком Т-34. Результатом этого проекта явилось стилизованное изображение танка. В рамках районного конкурса «Пусть небо мирным остаётся над Землей…» эта поделка получила специальный приз жюри. Не забываем мы и про малую родину. Участниками кружка была выполнена коллективная работа «Северный олень», которая стала победителем в 8 районной выставке-конкурсе декоративно-прикладного искусства. В рамках программы был разработан и реализован проект внеклассной работы по экологическому воспитанию младших школьников «Идеи, "завёрнутые" в газету». Работа в данном направлении преследует сразу две цели – экологическое воспитание младших школьников и развитие творческого воображения через знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетической выразительности предметов. Дети не только овладевают практическими навыками работы с разными материалами, но и получают навыки исследовательской работы, которые пригодятся им в дальнейшем. Проект опубликован на сайте «Социальные сети работников образования», а также принял участие в международном проекте «Экологическая культура. Мир и согласие».

Стараюсь сделать всё, чтобы дети поняли, что понятие «мусор» для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением.

За период работы по данной программе мною подготовлены победители и призёры творческих конкурсов различных уровней.

Информация о реализации программы освещается в средствах массовой информации, на сайтах образовательных организаций, на собственных страницах социальных сетей, на педагогических конференциях.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт