Роль кино в духовно-нравственном становлении
Костенко Лина Васильевна,
МБОУ «Многопрофильный лицей»,
г. Муравленко
Так случилось, что большую часть своей педагогической практики преподаю в старших классах… почти четверть века. Кстати, с начала 90-х. Тогда всё пугало: с агонией советского периода всё перевернулось с ног на голову, особенно очевидным было резкое падение нравственности. Всем стало просто не до морали и вечных духовных ценностей, главное – выжить. И эта переориентация в каждой семье на житейскую практичность не преминула сказаться на детях и молодёжи, на нравственной системе координат ещё не окрепших душ.
Помню, впервые переступая порог школы в 1993 году в качестве учителя, оказалась абсолютно не готова к «встрече» с усиливающейся разнузданностью, вседозволенностью, с полным отсутствием рамок и границ в поведении некоторых старшеклассников, особенно из проблемных и малообеспеченных семей… тогда таких было… Потеряло свой «авторитет» и учительское слово: читать мораль, душевно, пытаясь достучаться до сердец, или дидактически, назидательно, пафосно, было бесполезно…
«Отголоски» того времени чувствуются до сих пор. Во многих семьях сейчас внушается примат материального благополучия, и осуждать за это, пройдя через 90-е, глупо. Не скажу, что мораль навечно нивелирована, атрофирована, не востребована. Это неверно. Относительная экономическая и социальная стабильность в государстве, обращение многих россиян к вере дают надежду на возрождение в нашем обществе нравственного начала, канонов морали. Задача учителя сегодня – «привить жажду нравственности» только начинающим осознанно жить в социуме подросткам и юношеству.
Какие «средства» при этом можно использовать?
На моей памяти был такой случай. В 7 классе, где я преподавала, почти «затравили» одну девочку, сделали изгоем, парией. Не знаю, за что, но нелюбовь была тотальной, дошло до апогея, кульминации, надо было что-то предпринимать… Но что? Беседы, в том числе психолога, на ребят не действовали. И тогда мы посмотрели с ними фильм «Чучело» (1983 г., режиссёр Ролан Быков). Я сидела в конце класса, лиц детей видеть не могла, но тишина «висела» такая, что я почувствовала – «пробило». Они смотрели на экран и видели… самих себя, безжалостных, жестоких. Это их «вела за собой» Железная Кнопка, это они, одержимые и ослеплённые ненавистью, устроили импровизированный, но все же настоящий инквизиторский костёр своей (страшно сказать!) однокласснице. Кинематографические средства воздействуют сильно. Я и сейчас слышу страшную в своей дисгармонии и скрежете «музыку», сопровождающую «казнь» Леночки Бессольцевой, обезображенной стрижкой «под ноль» (символ нивелирования человечности), сделавшей себя от внутренней боли намеренно страшной, взошедшей на свою Голгофу ради спасения обожаемого Димки, приняв его вину на себя, до последнего момента ожидавшей, что он, её Герой, её Идеал, сейчас проявит мужество и признается, а значит, спасёт её… и себя в её глазах. Чуда не происходит. Самая сильная сцена – та, когда Правда открылась и Димка, слабохарактерный, малодушный, встал на место Леночки, а та, понимая теперь всю его бесхребетность и низость, вместо того, чтобы первой бросить камень… ПРОЩАЕТ его… «Я была на костре!» – вот аргумент Чучела, которая оказалась выше и чище всех «чистоплюев» своего класса. Прекрасный режиссёрский ход в том, что и класс, кроме Железной Кнопки, отказывается от второй волны ненависти, от бойкота в адрес Димки, за Железной Кнопкой они уже не пойдут, никогда… Моим семиклассникам тоже больше ничего не понадобилось…
Бывают моменты в учебном процессе старшеклассников, редко, но бывают… когда нужно остановиться, сделать «паузу»… из-за перегруза или по другим причинам… Чувствую, что надо. И тогда, без предупреждения, устраиваю сеанс «старого кино». Например, показываю фильм 1961 года «Евдокия» (режиссёр Татьяна Лиознова). Сначала большая часть относится к этому скептически-недоумённо, как к странности выжившего из ума педагога. Зачем им, современным детям, живущим в начале XXI века, в совсем другом измерении, это «старьё»?! А я знаю «зачем». Знаю, когда наступит «перелом» и они начнут «жить» происходящим на экране. Когда мальчик-беспризорник, чумазый, изголодавшийся, садится за стол и на вопрос «Мать, отец живы?» отвечает: «В голодовку померли» и его, уже второго приёмного ребёнка, Евдокия и Евдоким Чернышовы берут в свою семью. Именно тогда начинается «кино», живое влияние на душу и сердце. Мои старшеклассники тепло смеются над детскими фразами и наивностью, поражаются готовности бездетных Евдокии и Евдокима взять в свою семью любого ребёнка-сироту или подкидыша… В шоке смотрят на Анну Шкипидар, алкоголичку, предъявившую права на «алименты» от Чернышовых за своего пятилетнего сына Сашеньку, которого сама же и подкинула, вздыхают с облегчением, когда суд выносит справедливый приговор… С неподдельным интересом следят за судьбами выросших приёмных детей, переживают, когда начинается Великая Отечественная война, когда приходит похоронка на Павла… переживают так, что утрачивается временной разрыв и та эпоха, в которую жили их деды, а может, и прадеды, становится им близкой, понятной. Им всё равно, что фильм они смотрят не в формате 3D, что это чёрно-белое кино, что нет компьютерных спецэффектов, что сюжет незамысловат… Но им теперь не всё равно, что такое чужая боль, неприкаянность, сиротство, бездомность. Им понятно, что люди, прежде всего, должны оставаться людьми, в любую эпоху, в любые времена, что души этих очень простых, из народа, малообразованных Евдокии и Евдокима способны своей теплотой согреть всех, кто в этом нуждается, что именно так и надо жить. Иначе кто же мы?..
Такой же «силы» фильм «Дом, в котором я живу»(1957 г., режиссёры Лев Кулиджанов, Яков Сегель). Обычно показываю или «Евдокию», или его, устроить много киносеансов нет возможности. Вроде бы тоже ничего особенного, окраина предвоенной Москвы, 1935 год, новостройки, заселение домов новыми жильцами. Казалось бы, простой житейски-бытовой план. В одной квартире соседи с подселением, обживаются. В двух комнатах – семья Давыдовых, мать, отец, взрослая дочь, сынишка, ещё в одной комнате – «новорождённая» семья Кашириных, Лида и Дмитрий, геолог. Между мальчиком Серёжей, младшим сыном Давыдовых, и соседом-геологом возникает сначала общение, которое затем перерастает в крепкую дружбу, в со-общение. В соседнем подъезде – интеллигентная, культурная семья, в которой проживает ровесница Серёжи девочка Галя, гармонически развивающаяся девочка (занимается музыкой, мечтает стать актрисой). За стеной Давыдовых, в другом подъезде, живёт актриса Ксения Николаевна, с которой по прошествии времени у Гали возникнет особая связь, как и у Серёжи со своим соседом. Это среда обитателей, разных по роду своей деятельности интересам. Несколько сюжетных линий, переплетающихся, пересекающихся. Перед нашими глазами протекает жизнь во всех её разнообразных проявлениях, перипетиях. У Серёжи с Галочкой дружба, перерастающая в самый канун войны в любовь, трепетную, чистую. У Дмитрия с Лидой кризис в семейных отношениях, потому что Лида не способна понять и принять ту жизнь, которой живёт её муж, Человек Долга, она не готова к его постоянным командировкам, не понимает, что смысл его жизни – в служении делу.
1941 год, начинается война. Люблю эти моменты в таких фильмах, они объясняют про оборвавшийся мир и рухнувшие надежды больше, чем учебники истории. Дмитрий Каширин оставляет поиски «своего лучистого колчедана» и в первый же день войны уходит на фронт – «Чего же ждать?..», уходит на войну отец Давыдовых, потом Серёжа, потом Галя, вернувшаяся из эвакуации и окончившая курсы медсестёр. Переворачивает душу встреча Серёжи и Гали во время войны. Сколько чистоты в этой встрече, ни капли пошлости, вульгарности, какое бережное отношение друг к другу…
Оканчивается война, мои дети замирают каждый миг, когда с войны возвращается или не возвращается кто-то из героев. Погиб отец Давыдовых, потерял ногу их старший сын, военный, не вернулся Дмитрий, геолог… вот уже дома Сергей, возмужавший, окрепший, знающий, чего хочет в жизни. Казалось бы, всё хорошо… Потрясает сцена: Серёжа, едва вернувшись с фронта, мчится в соседний подъезд к Гале. «Не ходи туда, Серёжа… нету Гали… убили Галю»…
Эпилог. Прошло несколько лет, Серёжа, теперь уже геолог, возвращается в родной дом из экспедиции, как когда-то возвращался его кумир Дмитрий Александрович. Он продолжил его Путь, и так же «бродит по земле, ищет свои камни»…А из окна их общей квартиры вместе с его семьёй выглядывает Лида, для Дмитрия Александровича – «Лидушка». Она смотрит и улыбается, только теперь осознав, что её Митя на самом деле не погиб, что он жив, потому что живо его дело, жив Серёжа, который продолжит идти дорогой своего наставника и Учителя.
Сидит в своей комнате за столом уже старенькая актриса, в её руках – потрет Галочки, мечтавшей стать актрисой, как её любимая Ксения Николаевна, её кумир, её идеал. «А как же наши занятия, девочка? Как же сцена?» – спрашивает она девушку в военной шинели, прощающуюся с ней на пороге. «Потом, Ксения Николаевна, всё будет потом», – отвечает тонкая, хрупкая, с большущими глазами Галочка. «Отчего люди не летают?» – вспоминает Ксения Николаевна монолог Катерины из «Грозы» Островского, любимый монолог её ученицы, её Галочки…
Мои дети в смятении, многие девочки плачут, как плакали над драматическими моментами «Евдокии», мальчики выражают эмоции более скупо, наверное, смущаются. Но я чувствую, мимо них это тоже не прошло. Может быть, они пока не всё осознали, ведь фильм о многом: о любви, о жизни, о роли наставников, которые иногда ближе, чем родные по крови люди…, о преданности и верности друг другу и своему делу…, о том, что самой страшное на земле – война, которая в одночасье может оборвать всё… Остаётся только твоя Память..., которую не в силах разрушить Время, пока ты носишь это в сердце…
В прошлом году, сразу после итогового допускного сочинения, когда мои одиннадцатиклассники после перенесённого стресса были совершенно не в состоянии нормально учиться, показала фильм «Завтра была война» (1987 год, режиссёр Ю. Кара) по одноимённой повести Б. Васильева. Первая реакция – «в кои-то веки пожалела», «отдохнём, расслабимся», «после экзамена пусть лучше никакая, да передышка». Думаю: «Зря всё это. Сейчас не воспримут так, как хотелось бы, напрасно время потрачу…»
Нет, всё-таки, что такое «сильная» экранизация! Быстро «вошли в Эпоху», можно сказать прониклись мгновенно: довоенная музыка – «Утомлённые солнцем нежно с морем прощались…», старая потёртая школьная фотография 9-го Б, на которой – «растворившиеся во времени черты», неясные лица. Историко-политический аспект тоже дан чётко: сталинская эпоха, предвоенные годы, связь с гражданской войной и революцией, партия, комсомол – созданный режиссёром «колорит» Времени, быт и нравы той поры «срабатывают» как портал.
На экране – ровесники моих воспитанников. Взрослеют, превращаются в юношей и девушек, влюбляются, мечтают, строят планы и модели самолётов, читают запрещённого «упаднического» поэта Есенина и понимают, что это «чудесные стихи», думают о смысле жизни и «презумпции невиновности» (это в Сталинскую-то эпоху!), проводят комсомольские собрания и дни рождений, испытывают тенденциозное идеологическое давление со стороны Валендры, классного руководителя, проникаются всеобщей симпатией к новому директору, бывшему участнику гражданской войны, с воодушевлением по утрам распевают под его гармонику «Мы красные кавалеристы, и про нас былинники речистые ведут рассказ…». В общем, живут полной жизнью, как и положено в юности, живут в Своё Время, которое им досталось… не подозревая, какое оно, это Время…
Комсорг класса Искра Полякова, её мать – «товарищ Полякова», партийный работник, даже дома остающаяся такой, одержимой, идеологически выдержанной, искренне воспитывающей дочь на идеалах коммунизма. Фильм смотрится на одном дыхании, такое ощущение, что восстанавливается связь между поколениями и Эпохами. Столкновение с действительностью – доносительством, распространённым явлением той поры, репрессиями, арестом Люберецкого, отца одноклассницы Вики, комсомольское собрание, на котором Вика должна публично отказаться от своего отца, «врага народа», смерть девушки, не готовой предать единственного родного человека, похороны Вики… чтение Искрой на могиле одноклассницы стихов Есенина («До свиданья, друг мой, до свиданья!..»), снятие с должности директора Николая Григорьевича Ромахина и… освобождение оправданного, в том числе благодаря заступничеству «товарища Поляковой», кристально чистого Леонида Сергеевича Люберецкого… Всё это, данное в калейдоскопе напряжённых событий, страшит… но в то же время и очищает от скверны.
Финал потрясает: казалось конец этой истории, воспитательный эффект достигнут, впечатление уже сильное!.. но ведь это 1940-ой год!.. ведь фильм называется «Завтра была война»!.. – вдруг раздаются знакомые каждому музыка и слова «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой»… На фоне удаляющихся на фронт войск, сквозь пороховой дым, закадровый голос директора школы тихо, без пафоса, очень по-человечески рассказывает о судьбах 9-го Б, почти полностью погибшего в этой страшной войне.
Мои девочки рыдают навзрыд, услышав последнюю страшную «повесть», как немцы повесили подпольщиц мать и дочь Поляковых… – «так они и висели вместе, Искра Полякова и товарищ Полякова»… Таких очищающих всё слёз, такого катарсиса я не видела больше никогда… А на экране под истерзавшую душу в течение сеанса мелодию «Утомлённые солнцем» появляется старая пожелтевшая фотография, на которой от времени растворились лица…
Историческая Память, связь Времён и поколений жива благодаря таким фильмам. Они учат думать об уроках прошлого, о Времени и о себе, о судьбах страны, о людях, некогда её населявших и делавших Историю… нашу с вами Историю…
Таких потрясающих, замечательных фильмов у нас много. Это и современные картины, например, «Мы из будущего» (2008 год, режиссёр Андрей Малюков), «Туман» (2010 год, режиссёры Иван Шурховецкий, Артём Арсененко). Эти фильмы обязательно советую посмотреть, когда чувствую, что дети воспринимают Великую Отечественную как что-то отдалённое, например, как войну с Наполеоном, не понимая сути этого страшного периода… Понятно, что породило такие работы: молодёжь порой пренебрежительна и цинична в своём отношении к исторический памяти, ордена и медали сегодня – товар, предмет купли-продажи, позволяющий безбедно жить. Там, где 75 лет назад шли кровавые бои, сегодня устраивают свадебные фотосессии, а памятники павшим воинам становятся местами для актов вандализма и разгула националистических страстей.
Очень рекомендую фильм «Кука» (2007 год, режиссёр Ярослав Чеважевский). Когда смотришь на шестилетнюю девочку Куку, «похоронившую» во дворе умершую бабушку, присыпав её листьями, чтобы не попасть в детский дом, получавшую за неё пенсию, умудряющуюся в дошкольном возрасте вести домашнее хозяйство, рассчитывать бюджет, то понимаешь, как далеко от совершенства наше общество, в котором ребёнку даже помыслить страшно о казённом заведении, где о нём должны заботиться и создавать тепло и уют.
Сильной работой считаю фильм «Слушая тишину» (2006 год, режиссёр Александр Касаткин). Думаю, что сила его воздействия на молодёжь должна быть велика. Когда девушка Настя с нездоровой почкой отдаёт единственную здоровую почку умирающему племяннику Дане вместо того, чтобы выйти замуж за миллионера и жить беспечно, это не может эмоционально не потрясти. Кстати, фильм не только об этом, в нём много чего важного и глубокого затрагивается.
У меня уже взрослая дочь. Несколько лет назад мы вспоминали с ней о наших семейных киносеансах, которые начались с 90-х и которые, кстати, устраиваем иногда до сих пор. И дочь сказала мне, что старые «мамины» фильмы оказали на неё в своё время серьёзное воспитывающее, нравственное воздействие, и что она до сих пор любит эти картины, пусть её «кинозрительские» интересы и не ограничиваются только старым кино.
Жаль, что в 90-е годы, там, «на Земле», у меня не было в классном кабинете мультимедиа проекторов, экранов, жалюзи, колонок, чтобы за одну минуту превратить помещение в уютный кинозал, а своих воспитанников вырвать из цепких «лап» жуткой действительности 90-х и остановить в их нравственной деградации силой киноискусства и режиссёрского гражданского и гуманистического порыва.