Роль мультипликационных фильмов в развитии
эмоциональной сферы подрастающего поколения
Бердникова Антонина Николаевна,
МБОУ «Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова»,
местная религиозная организация православный Приход
храма блаженной Ксении Петербургской с. Яр-Сале Ямальского района ЯНАО Тобольско-Тюменской Епархии Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат),
Ямальский район
Слово «мультфильм» у большинства взрослых и детей вызывает положительные эмоции. Эта любовь у взрослых идёт от советских и российских мультфильмов, которые воспитывали в детях лучшие качества человека: любовь и уважение друг к другу, к взрослым, к родителям; мультфильмы учили не лгать, не предавать, никого не обижать и не брать чужого. В советском государстве при атеистическом режиме и отсутствии православного обучения эти художественные средства воспитывали в детях качества, близкие к христианским заповедям. С наступлением девяностых годов подрастающее поколение оказалось среди американских мультфильмов «Утиные истории», «Чип и Дейл спешат на помощь» и другие, характерными чертами в которых являются материальные блага, деньги, возможность и желание обидеть другого. Не приходится удивляться поколению родителей сегодняшних школьников, которые мало общаются со своими детьми; встречаются даже педагогически несостоятельные родители, которыми ребёнок манипулирует с ранних лет. И к моменту прихода в школу главенствующим человеком в таких семьях является ребёнок.
Мой педагогический опыт работы в обшеобразовательной и Воскресной школах позволил определить свою человеческую позицию, заключающуюся в том, что взрослые не должны стоять в стороне от детей (родных и не родных), нужно делиться с ними своим жизненным опытом, своими умениями. Так, вместе с сыном и его одноклассницей мы создали анимированный сюжет (без звука) под названием «Мультфильм о жизни двух мальчиков», пропагандирующий здоровый образ жизни без компьютера. Этот простой незамысловатый сюжет имел большой успех у сверстников в школе. Будучи учителем информатики и видя интерес детей к созданию анимационных сюжетов, я разработала программу внеурочной деятельности «Мульти-пульти», которую реализую в одноименном кружке. С детьми на занятиях мы просматриваем лучшие произведения отечественной мультипликации, поскольку, возможно, только в школе некоторые ребята могут видеть эти добрые истории. Процесс создания мультфильмов дает положительные результаты: дети совместно со взрослым с интересом пишут сценарий или раскадровку сюжета, лепят (рисуют и вырезают) героев, делают фоны и декорации, выполняют покадровую съёмку на цифровом фотоаппарате, записывают слова героев с помощью компьютера, комплекта наушника и микрофона в Стандартной программе «Звукозапись операционной системы Windows», монтируют мультфильм в программах Киностудия, MovieMaker, Dragonframe. При этом дети учатся взаимодействовать между собой, пробуют себя в роли режиссёра, сценариста, художника, звукорежиссёра, монтажёра. Важным этапом в создании мультфильма становится написание сценария на основе литературного произведения, таким образом, ребята приобщаются еще и к чтению. С первым мультфильмом «Первобытный человек», созданном ребятами в кружке «Мульти-пульти по одноименному рассказу Т. Сенчищевой, ребята участвовали в Международном литературно-педагогическом читательском конкурсе «Добрая Лира» в номинация «Презентации, фильмы» и заняли первое место. Сейчас ребята с увлечением работают над созданием мультфильмов про пионера-героя Зину Портнову и по ненецкой сказке «Кукушка».
В автономном округе в настоящее время есть региональные и муниципальные проекты, позволяющие приобщить наших детей к созданию анимационных мультфильмов. Один из них – региональный проект «Азбука Арктики», в который вошли мультфильмы-азбуки о Ямале от каждого муниципального образования округа. Ребята из кружка «Мульти-пульти», предварительно обучившись азам анимации у профессионального режиссёра-мультипликатора, выпускника ВГИКа Михаила Солошенко в рамках муниципального фестиваля «Пози TV», создали фрагмент к Азбуке Арктики под названием «Чудо Ямала».
Следует отметить, статистика исследований по данному вопросу свидетельствует о том, что отечественные мультфильмы смотрят только 52 % современных детей. Поэтому педагогам, родителям, неравнодушным взрослым стоит задуматься о тех 48 % детей, находящихся в «группе риска» в агрессивной информационной среде. Ведь для создания с детьми мультфильмов мы можем выбирать любой сюжет, связанный с Православием, литературой, социальными проблемами, вопросами безопасности в быту и на улице и т. д. И развивать детей можно в образовательных учреждениях, Воскресной школе, учреждениях дополнительного образования детей, используя разные формы работы. Главное – чтобы взрослые были рядом с детьми, обучали их, направляли, передавали всё то лучшее, что есть в нас, что мы получили от наших предков.
Список литературы
1.https://www.youtube.com/watch?v=7bRTtfOiqdw
2.https://sites.google.com/site/itberdnikovaan/uroki/k-uroku
3.https://www.youtube.com/watch?v=hhtdZwyWRQY&feature=youtu.be!
4.https://www.youtube.com/watch?v=pu7V2tgCrTs 5.https://sites.google.com/site/itberdnikovaan/home/vneurocnaa-deatelnost