Нельзя не согласится, что «Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться»
А.Г. Асмолов выделяет следующие «регулятивные УУД, которые относятся к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы ООО:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления
Поэтому, практическая работа на уроках математики выступает удачной формой проведения учебного занятия, в рамках которого учитель имеет возможность так организовать деятельность учащихся, которая будет способствовать формированию у них регулятивных универсальных учебных действий.
Практические работы по математике – это самостоятельное решение обучающимися задач, условия которых даются в моделях, схемах или чертежах. Учитель, организуя практическую работу, тем самым создаёт условия для обучающихся получат возможность научиться:
· решать задачу, поставленную учителем или самим учащимся при решении конкретной проблемы.
· ставить цели
· выбирать оборудование, различные инструменты для измерения
· планировать ход решения поставленной задачи
· подбирать и использовать полученные знания для решения поставленной задачи
· имеет возможность, выполнять измерения
· самостоятельно получать данные для решения поставленной задачи, оценивать свои результаты, вносить коррективы, искать причины ошибок
Практическая работа как форма, создаёт условия достижения не только метапредметных результатов, но и личностных. Так, она формирует у обучающихся мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
И наконец, ещё одно достоинство данной формы организации деятельности в рамках урока математики – это достижение предметных результатов обучающимися через развитие специфических умений в ходе освоение учебного предмета «математика», а именно, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и приёмами, преобразование и применение новых знаний в учебных ситуациях. Предметные результаты зависят от выбранной темы изучения предмета.
Ниже представлена методическая разработка практической работы для учащихся 6-го класса по теме «Нахождение площадь заштрихованной фигуры» (Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Б. Истомина. – Смоленск: «Ассоциация ХХ век»)
Этапы практической работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Тема: «Нахождение площади заштрихованной фигуры» |
Оглашение темы практической работы |
|
Цель: научиться находить площадь заштрихованной фигуры, используя клетки тетради. |
|
Самостоятельное определение цели |
Оборудование: |
Учитель предлагает рассмотреть лист с заданиями (Приложение 1) |
Учащиеся самостоятельно определяют оборудование, которое они будут использовать при выполнении практической работы |
Знания, которые понадобятся для достижения поставленной цели: Формулу площадей геометрических фигур: прямоугольника, прямоугольного треугольника, квадрата, круга, полукруга, четверти круга; Число пи. |
Совместная деятельность учителя и учащихся (беседа) |
|
Учитель предлагает учащимся: опираясь на рисунки, выписать необходимые формулы, для достижения цели; Использовать дополнительные источники (справочник по математике, учебник, опорный конспект) Учитель под диктовку учащихся записывает опорные знания на доске |
Учащиеся переносят запись в тетради |
|
Ход работы: |
Перед выполнением работы учитель и ученики договариваются о единицах измерения. Это могут быть реальные измерения (1 см – 2 клетки тетради или применить масштаб, длину стороны 1 клетки принять за 1 см). |
|
Задача № 1 |
Совместная деятельность учителя и учащихся (в ходе эвристической беседы планируется и определяется ход решения задачи) |
|
Учитель задаёт проблемные вопросы, которые помогут учащимся самостоятельно определить ход решения задачи, записывает образец оформления на доске |
Ученик отвечает на проблемные вопросы учителя, самостоятельно определяет ход решения, доказывает и объясняет правильность выбранного решения, переносит запись в тетрадь. |
|
Рефлексия |
Учитель организует деятельность через постановку вопросов. |
Ученики отвечают на поставленные вопросы, в устной форме переносят приём на другие задачи |
Самостоятельное решение задач № 2 - № 6 |
Учитель наблюдает, корректирует деятельность учащихся в течение учебного занятия. |
Ученики в парах самостоятельно решают задачи, получают по мере необходимости консультацию у учителя или соседа по парте. |
Рефлексия |
Учитель организует деятельность через постановку вопросов. |
Ученики отвечают на поставленные вопросы, подводят итоги совместной деятельности, делают выводы |
Домашнее задание |
Учитель задаёт домашнее задание: выполнить задачи № 7, 8 самостоятельно. Написать вывод по результатам выполнения практической работы. Определяет с учащимися критерии оценивания работы в ходе беседы: Постановка цели, запись оборудования, знаний и вывод по 1 баллу – итого 4 балла Задачи № 1 – 6 по 2 балла – итого 12 баллов Задачи №7,8 оцениваются по 3 балла – итого 6 баллов. Максимальное количество баллов за практическую работу – 22 Напоминает, что при выполнении работы: Ниже 40% - «1» От 40 – 49% выполнения – «2» От 50% - 74% выполнения – «3» От 75% - 90% выполнения – «4» От 91% - 100% выполнения – «5» |