Дятченко Жанна Фаритовна,
педагог-психолог МАОУ ДОД ЦДТ
Лабытнанги
Роль православия в патриотическом воспитании молодежи
Проблема воспитания молодого поколения, возрождение духовного потенциала нации является сегодня одной из важных задач, решение которой требует общих усилий не только педагогов, психологов, культурологов, но и всех, кто имеет какое-либо отношение к процессу воспитания.
Ради будущего России надо растить наших детей на основе самобытной российской культуры, которая берет свое начало в национальном самосознании русского народа, принявшего Святое Крещение уже более тысячи лет назад. Отечественная культура, зародившаяся, по словам русского философа И.В. Киреевского, "с первым ударом христианского колокола", основана на ценностях Православия и несет христианский образ жизни. После принятия Крещения Православие обогатило жизнь народов древней Руси, сформировав его культуру. Православие не искореняло народные традиции, а наполняло их новым смыслом.
Сегодня все, кто работают с детьми и юношеством, должны нести подрастающему поколению мировоззренческие понятия и нравственные принципы традиционной для России культуры, основанной на доброте, честности, целомудрии, жертвенности, любви к ближнему и Отчизне. Надо, чтобы молодое поколение не только знало о родной культуре, но и воспитывалось в ней. Наши дети должны не только иметь к ней уважение, но быть ее носителями.
Духовно-нравственное воспитание молодежи состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества мы превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство, которые должны прививаться у них еще в дошкольных образовательных учреждениях.
Здоровье духовное неразделимо связано со здоровьем физическим, как говорится в поговорке «В здоровом теле - здоровый дух».
Здоровый индивидуум и здоровое общество – это слова синонимы. Поэтому важно с детства прививать человеку привычку к здоровому образу жизни, который напрямую связан с его здоровьем, в том числе и здоровьем нравственным.
Так что же такое "здоровый образ жизни"?
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система разумного поведения человека на фундаменте культурно-исторических, нравственно-религиозных и национальных традиций, присущих нашей русской культуре: оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие болезней и вредных привычек, все это обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (здоровье) в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие. При переходе людей к здоровому образу жизни происходит изменение мировоззрения, приоритетными становятся духовные ценности, исчезает душевный вакуум, обретается смысл жизни; исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков; формируется хорошее настроение; увеличивается жизненная емкость легких, сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно.
Духовное воспитание в сочетании с активным занятием физической культурой и спортом, способствует развитию нравственного отношения к жизни, труду, защите Отечества; укрепляет российскую семью; развивает чувство воинской, офицерской чести, личного достоинства, чувства ответственности, непримиримости к бездуховным и безнравственным проявлениям, проступкам, несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и т.д. (греховным проявлениям). Венцом духовного воспитания творческой, социально ориентированной личности является образование национального характера, основанного на патриотизме.
В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной, русской культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин,
С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество», что тесно перекликается со священными канонами: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Тема духовно-нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Хотелось бы, чтобы будущее России строилось на прочном фундаменте уважения россиян к истории своей страны, к ее традициям, к абсолютным духовным и культурным ценностям человечества. Ярчайшей фигурой русской истории является Князь Владимир Святославович, который стал символом государственного становления, заложив православный фундамент будущей историии культуры России.
Гражданско-патриотическое воспитание через привитие любви и уважения к своему языку, истории, литературе, армии, территории и т.п. призвано помочь молодежи глубже понять экономические и культурные особенности своей страны, увидеть красоту и своеобразие ее природы и задуматься над тем, чтобы стать достойным и полезным ее гражданином.
Есть такое высказывание: «Какие дети – такое и будущее». На нас взрослых лежит ответственность за судьбу и будущее наших детей, а значит за будущее нашей Родины, за сохранение и развитие нашей страны, жизнь последующих поколений, т.е. за сохранение нации.
История – это генетическая память народа о том, что было раньше; это взгляд в прошлое. История России тесно переплетена с историей Русской Православной Церкви, без знания которой трудно или подчас невозможно понять истинные причины многих исторических событий и мотивацию поступков тех или иных государственных деятелей. «Судьбы народа, - пишет Иван Александрович Ильин, - сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собою его духовное естество: и его силу, и его дар; и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа; таинственная запись его судеб; пророческое знамение грядущего».
Это наша история, и нам есть чем гордиться!
1. «Православная культура и молодежная среда» Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), 26.01.2005г.
2. Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, 2012 г.
3.«Роль Церкви и общества в патриотическом воспитании молодежи» Игумен Иоанн (Ермаков), Русская народная линия, 15.02.2011г.
4. Шаталова Г.С. Философия здоровья. М, 1997.
5. Все о здоровом образе жизни. Ридерз Дайджест, 1998г.
6. «Прозрение», Н.Н. Острожная, О.П. Мазурова.
7. И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. Школа здоровья.