Человек, не видящий в искусстве искусства,
и многого другого вокруг себя не видит, не замечает,
не понимает.
Кормилов С.И., проф. МГУ, д-р филол. наук
Литература – часть искусства. Многие художники (В. Шмаринов, И. Глазунов, Л. Пастернак, А. Дейнека, О. Верейский и др.) в своём творчестве обращаются к художественным произведениям. Порой сами писатели иллюстрировали свои творения.
Рассматривая литературные произведения, мы знакомим учащихся с взглядом того или иного художника на героев, с отражением отдельных эпизодов в рисунке, на точность выражения идеи произведения в оформлении обложки книги; порой проводим сравнительный анализ между видениями одного и того же героя, момента (эпизода) произведения двух-трёх художников…
При систематической работе к старшим классам ребята уже достаточно подготовлены, чтобы начать самостоятельно пробовать силы в отражении своего видения, прочувствования через рисунок, отвечая на разнообразные задания учителя.
Цель подобных заданий – развитие:
· выработка умения «видеть» текст «изнутри»
· возможность проявления потенциальных способностей к художественному творчеству (подобное в старших классах предоставляет только урок литературы);
· помочь глубже, шире взглянуть на произведение в целом, на героев, на отдельные детали, особенно в лирическом тексте. (Часто дети знакомятся с текстом поверхностно. А создание понятийного, ассоциативного, образного рисунка развивает «медленного» (С.Маршак), т.е. вдумчивого, т.е. настоящего, читателя);
· помочь показать себя через рисунок, если ученик не может по разным причинам иначе раскрыться в полной мере. (Например, ученик мало говорит на уроке, т.к. речь его не развита или он стесняется высказаться – объясняя созданное им, ребёнок развивает свою речь, учится строить доказательства, побеждает свои комплексы);
· помочь научиться доказывать свою точку зрения еще через один из видов деятельности – так рождается самостоятельно мыслящая личность;
· помочь в закреплении знаний по теории литературы и умения ими пользоваться в самостоятельной работе;
· помочь в развитии понятия «интерпретация» и вместе с ним – в воспитании чувства толерантности;
Для работы предлагаются разнообразные виды заданий, учитывающие
1) индивидуальные особенности учеников и их подготовленность,
2) возможность для проявления разных сторон творческого восприятия,
3) разный уровень восприятия одного и того же отдельными учениками.
Виды заданий:
— зарисовать образы стихотворения,
— цветовая гамма стихотворения,
— цветовое восприятие стихотворения, рассказа, образа, поэта – писателя, …
— зарисовка олицетворения, метафоры, оксюморона, …
— отражение творчества писателя, поэта через образы, символы его произведений,
— показать образ поэта через символ или предмет (например, музыкальный инструмент),
— обложка к книге стихов,
— тема одиночества (…) в стихотворении,
— создать рисунок в стиле Пушкина, Маяковского…
Конечно, в данном виде работы нужна последовательность. Есть стихи, которые так и хочется зарисовать со всеми данными в нем образами. В 5 классе, на начальном этапе вхождения в поэтику, в этом плане интересно стихотворение «Красота» И. Бунина (об олене, убегающем от охотников). Вопросы: что стоит внимания для рисунка (назвать образы), как изобразить убегающего оленя (тем более, если не умеешь рисовать). При этом дети только предлагают, что рисовать, а рисую картинку я на доске (это несложно). Это первый этап – рисование вместе с ребятами образов-картин по содержанию стихотворения (И. Бунин. «Красота»).
В другом произведении(-ях) обратить внимание на использование автором цвета и обсудить вопрос о значении выбора того или иного цвета и, может быть, наоборот – об отсутствии цветовой гаммы (Соллогуб, «Ступни горят»).
Интересно рассмотреть стихи, которые невозможно проиллюстрировать или из-за отсутствия поддающихся изображению образов (А.Фет, «Шёпот, легкое дыханье…»). Вопрос: как зарисовать? Не получится дать точные образы, хотя в стихотворении одни существительные (!): есть тени, тем более бесконечные, но не названы предметы, от которых они отражаются; нельзя нарисовать звуки, трели (если только нотными знаками – тогда это абстракционизм или символизм). Но получится дать образ стихотворения в целом через цвет (серый, фиолетовый предлагают ребята).
Невозможно порой проиллюстрировать из-за наличия такого количества образов, для которого нужно монументальное полотно (В. Маяковский. «150 000 000»). Когда ученики готовы будут создать что-то самостоятельно, следует для начала давать конкретные задания, затем – варианты для выбора вида работы; сначала рисунки с «точным» изображением, потом – связанные с ассоциациями, с образным мышлением.
На интегрированных уроках пробуждаем образное воображение, зарисовывая Неизвестный цветок из Платонова (5 кл.). Анализ рисунков: каждый увидел свой цветок, зарисовали его в разных обстоятельствах – вопрос: о чем это говорит? Так ребята учатся «примеряться» к чужому взгляду на окружающий мир.
Стихотворение И. Бунина «Стрижи»: сколько картин даёт поэт? (2); что изобразим на первой, на второй, их соотношение друг к другу (одна – в прошлом, другая – в настоящем); что дают эти образы; главный образ в стихотворении; что хотел данными картинами сказать автор?
Хороши для зарисовки шуточные стихотворения. Задание: включить в рисунок все образы. Вопрос: какие художественные приёмы использовал автор?
Рано утром вечерком, поздно на рассвете
Баба ехала верхом в раскидной карете,
А за нею во всю прыть тихими шагами
Волк старался переплыть миску с пирогами.
В любом случае каждый рисунок должен быть объяснен – «защита рисунка». Хорошо предложить сразу двум ученикам «нарисовать» одно и то же стихотворение – есть возможность дать увидеть, как мы по-разному воспринимаем (интерпретируем) окружающий мир; обсудить, почему это происходит; подумать о том, плохо это или хорошо в мире искусства – так разворачивается дискуссия. (Так появляется возможность помочь научиться слушать других, помочь в развитии чувства толерантности). Разрешим ребятам вдвоем создать одно изображение – такая работа взаимообогащает и развивает активнее: ведь один, скорее всего, движет идею, а другой рисует.
Кстати, ребята боятся приступать к рисованию, потому что «не умеют». Надо убедить их в том, что здесь важно не умение рисовать, а желание отобразить мысль, «высказать себя».
Ребята на первые подобные задания реагируют с недоумением. Но, когда начинают работать или видят, как что-то интересное получается у других, их мнение меняется. Более того, некоторые хотят создать сразу несколько тематически разных рисунков, например, по творчеству одного поэта; кто-то работает на опережение: только познакомившись с творчеством какого-либо писателя или поэта, к первому уроку несёт рисунки-иллюстрации; кто-то сам начинает предлагать темы для творческого отражения.