Сидоренкова Е.Ф.,ГБУ ЯНАО «Центр «Домашний очаг», г. Надым
Прошло более семидесяти лет со дня окончания войны, и нет сомнения в том, что выстоять в Великой Отечественной войне и победить, кроме всего, помогла вера советского народа. За первые годы советской власти Русская Православная Церковь подверглась колоссальному разгрому и репрессиям. Но, не смотря на нанесенный ей ущерб, на совершенное над ней надругательство, погром и бесконечные унижения со стороны власти, Русская Православная Церковь в тяжелейшие годы для страны и народа без каких-либо колебаний и сомнений встала в ряды защитников Отечества, духовно освятила будущую Победу.
Победа досталась нелегко: огромные потери, разруха и кошмар концентрационных лагерей вошли в историю навсегда. Огромную роль в итоге войны сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух. Этот героизм вдохновлялся не только патриотизмом, жаждой мести, но и прежде всего верой. Верили в Сталина, в Жукова, а ещё верили в Бога. Сейчас мы все чаще слышим о вкладе Русской Православной Церкви в победу.
Связь между Церковью и воинством существовала всегда. Русская Православная Церковь всегда благословляла воинов на ратные подвиги, и это вселяло в них мужество. Во все времена Церковь с особым усердием молилась и молится о Божией помощи и даровании побед русскому народу.
Долгое время эта тема не обсуждалась. Не так давно у нас появилась возможность получить информацию, дать объективную оценку роли Православной Церкви в Великой Отечественной войне. Проблема патриотизма и служения Отечеству приобретает сегодня особый смысл. Крепнет государство, а с ним и российская армия. Формируются и оформляются ее идеология, социально-политические взгляды, духовно-нравственные ориентиры и позиции. Идет переосмысление векового наследия, расширение сотрудничества Русской Православной Церкви и государства. Русский народ всегда славился силой духа, патриотизмом и верой. Именно эти духовно-нравственные ценности и традиции несли славу побед нашего народа от Куликова поля до Бородино, и далее к поверженному Берлину.
Русская Православная Церковь является оплотом национальной народной совести, не отрекшейся от своих вековых принципов, не изменившей своим учителям и потому оставившей за собой право выступать в роли нравственного наставника. Вот почему взаимодействие и сотрудничество Церкви и государства надо рассматривать как первостепенное средство для достижения главной цели - возрождения духовно-нравственных традиций русского народа, укрепления традиционной семьи и государственности.
Сейчас в это неспокойное время военных конфликтов, время, когда материальные ценности ставятся выше духовных, необходимо объединить усилия государства и церковных структур для возрождения традиций патриотизма. Чтобы подрастающее поколение, опираясь на веками накопленный опыт духовного наследия народа, могло с любовью и верой защитить свою Родину.
Хочется показать роль и огромное влияние на судьбу, и развитие нашего государства, подвига служителей Русской Православной Церкви и православных людей во время Великой Отечественной Войны.
В победе советского народа над фашизмом одна из главных ролей принадлежит Русской Православной Церкви.
В первый день войны глава Православной Церкви митрополит Сергий обратился с посланием к верующим. В послании он говорил о вероломстве фашизма, призывал к борьбе с ним, он глубоко верил, что жители России, победят, что русский народ «развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти, и по вере». 23 раза митрополит Сергий обращался к народу с посланиями, и во всех них выражал надежду на конечную победу народа [7, c.367-373].
1943 год стал годом «потепления» в отношениях Сталина и Православия. Митрополит Сергий был избран патриархом. Также были созданы духовные академии в Москве, Киеве и Ленинграде. Было разрешено выпускать церковные книги. Был возобновлен при патриархе Священный Синод, состоявший из трёх постоянных и трёх временных членов. Был образован «Совет по делам Русской Православной Церкви». Деятельность нового совета курировал Молотов, а «особо важные вопросы» решал Сталин. Были открыты храмы, для совершения служб и свободного доступа граждан.
В годы войны было необходимо обратиться к историческим и духовным корням народа. Были учреждены ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского. «Возрождены» погоны. Происходит возрождение церкви [3, c.57,61].
Во время войны в народе ходило предание, что во время обороны Москвы в самолёт поместили икону Тихвинской Божией Матери. Самолёт летал вокруг Москвы и освящал границы, как было принято в старину, когда во время сражений впереди несли икону, чтобы Господь защитил страну. Даже если это документально не подтверждено, люди верили, а значит, ждали чуда и милости Божией. И на фронте перед боем солдаты осеняли себя крёстным знамением – прося защиты у Господа и Божией Матери. Православие воспринималось как национальная религия. Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны велась по многим направлениям: патриотические послания к духовенству и пастве, в том числе и на оккупированных территориях; ободряющие проповеди пастырей; идейная критика фашизма как антигуманной, античеловеческой идеологии; организация сбора пожертвований на оружие и боевую технику, в пользу детей и семей воинов Красной Армии, а также шефство над госпиталями, детдомами и др. [4, c. 117].
В это время во всех уцелевших храмах возносились молитвы о даровании победы над фашизмом. С амвона звучали проповеди, призывающие верующих не только молиться о неминуемой победе, но и сражаться и трудиться для нее.
Так же служились молебны в память великих православных воинов: Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.
Одним из важных вкладов во время войны была материальная помощь духовенства и верующих. Немалую материальную помощь в победу внесла Русская Православная Церковь, вопреки закону о запрете благотворительности. Все православные храмы принимали участие в сборе денежных средств и ценностей, которые пошли в фонд обороны. Сбор средств проводился на нужды военных, на помощь раненым, на подарки на фронт. Отчеты о собранных средствах были направлены в Синод. Было собрано достаточно средств. На эти средства была создана танковая колонна, также создавались самолеты. Собранные средства шли так же на помощь семьям погибших воинов, помощь детям-сиротам. Подвиг Церкви в сборе средств неоценим. Не стоит забывать, в каком плачевном состоянии находилась Церковь перед войной [2, c. 305-308].
Огромное количество служителей церкви отправилось на фронт. Еще в самом начале войны в ряды армии были призваны священнослужители, которые отбыли срок в лагерях, которые остались на свободе.Не желая оставаться в стороне от борьбы за свободу Родины, служители Церкви шли на фронт. Орденами и медалями были награждены многие представители духовенства [8, c.153-157].
Деятельность Русской Церкви во время войны была многообразна. Духовенство и служители церкви активно принимали участие в партизанском движении. Им приходилось не только вести агитацию среди населения, но прятать раненых, поддерживать связь с партизанами.
Всем известен пример служения священника из псковского села Хохловы Горки о. Федора Пузанова. Отец Федор был разведчиком советской партизанской бригады.
Как священник сельского прихода, отец Федор, пользуясь свободой передвижения, вел разведывательную работу, снабжал партизан провизией, сообщал о передвижениях врага. Рискуя жизнью, отец Федор, спас от немецкого плена своих односельчан. За этот подвиг он был удостоен медали «Партизану Отечественной войны II степени» [1]. Это не единственный случай, их можно исчислять десятками. Так же мы знаем случаи, когда священники были расстреляны за связь с партизанам. На украинских оккупированных территориях, от преследования, священникам приходилось прятать евреев.
При храмах существовали перевязочные пункты, а так же убежища для людей. Многие приходы взяли на себя заботу о раненых. Служители церкви принимали участие в рытье окопов, организовывали людей для участия в воздушной обороне. Также утешали тех, кто потерял родных и кров. Зачастую священнослужители личным примером призывали к помощи в борьбе за победу. Нередко прямо после окончания службы отправлялись на рытье окопов [1, c. 199-256].
Трудились священнослужители и в военных госпиталях. Большое количество госпиталей были на полном попечении монашествующих, так как находились при монастырях. Из статей в православном журнале «Православие» я узнала, что в Покровском женском монастыре в Киеве исключительно силами монашествующих и прихожан был организован госпиталь, который обслуживали насельницы обители в качестве медсестер и санитарок. Затем в нем был размещен эвакогоспиталь, в котором сестры продолжали работать до 1946 г. Монастырь получил несколько письменных благодарностей от военной администрации за отличное обслуживание раненых, а настоятельница игуменья Архелая была представлена к награждению орденом за патриотическую деятельность [1, c. 296-315].
На мой взгляд, огромен вклад в победу святителя Луки Войно-Ясенецкого. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) был выдающимся хирургом, находясь в ссылке в Красноярске, с самого начала войны работал по собственной воле в местном эвакуированном госпитале. В 1943 года он был епископом Тамбовским и возглавлял Тамбовский эвакогоспиталь, в котором продолжил работу вплоть до 1945 года, ежедневно делая по нескольку операций. Благодаря его трудам были спасены и вылечены тысячи красноармейцев. Епископ-хирург был причислен к лику святых Русской Православной Церковью [5, c. 98-123].
У Церкви есть сильное оружие, неведомое миру - молитва.Она имеет чудодейственную силу.
Молитва способна не только ободрять и утешать верующих, но и творить настоящие чудеса с Божией помощью.
В православных храмах по всей стране служились молебны. Каждый день во время богослужения верующие молились о даровании силы, крепости духа и мужества всем воинам в их нелегкой борьбе. Службы совершались, несмотря на близость линии фронта и вражеский обстрел. Известно, что митрополит Киевский и Галицкий Николай служил молебен перед Казанской иконой Божией Матери, когда была решающая битва при Сталинграде.
В Ленинграде богослужения не прекращались даже во время бомбежки и артобстрелов. Молитвенные возношения не прекращались даже при лютом морозе [3, c. 22].
Во время войны Свердловск (ныне Екатеринбург) был одним из центров эвакуации. В городе и было собрано множество народа со всей страны. Известие о том, что открылись храмы и проводятся службы, было воспринято с воодушевлением. Храмы были забиты народом. На архиерейской службе причащалось больше 700 человек. Священников было мало. Они были преклонного возраста, многие прошли лагеря, они уже не отличались хорошим здоровьем. Но, не смотря ни на что, священники проявили настоящую жертвенность в пастырском служении.
В заключении хотелось привести примеры тех чудес, которые произошли с обычными людьми или во время сражений. Они ни кого не оставили равнодушными. Для одних это было явление Всемогущего Господа и Девы Марии, для других – послужило поводом изменить свою жизнь. А самое главное - никого не оставило равнодушными. Люди поняли, что они не одни, с ними Бог. А значит, мы обязательно победим. Из разных источников мы узнали о всевозможных чудесах и знамениях Божиих.
Одним из них является Ленинградское чудо. В осаждённом городе не было сил, чтобы удержать врага. От страшного голода ежедневно умирали тысячи людей. Тогда из Владимирского собора была вынесена икона Казанской Божией Матери. С иконой обходили крестным ходом вокруг города. Большинство людей до сих пор не может понять, чем держался Ленинград. Из истории известно, что городу не было оказано практически никакой помощи. Провизии, которую подвозили, было очень мало. И не смотря на все тяготы и лишения, город выстоял. Невольно приходят на ум слова, сказанные святителем Митрофаном Воронежским ПетруI.В них говорилось о том, что город святого апостола Петра избран Божией Матерью. Пока в городе будет молиться хоть одна душа, и пока икона Казанской Божьей Матери будет в городе, ни один враг не сможет войти в город. До сих пор жители Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) почитают святыню. Знаменующим фактом явилось и то, что блокада Ленинграда была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
Явлением Божьего чуда был отмечен и Сталинград. Во время войны икона была перевезена из Ленинграда в Сталинград. Священнослужители непрестанно вели службы, молебны, поминали погибших воинов. Участники тех сражений говорили, что Икона находилась с нашими войсками на правом берегу Волги. Благодаря молитвам перед чудотворным ликом, враг не переправился через реку, не смотря на прилагаемые усилия. От участников тех сражений мы знаем, что после ожесточенных битв защитники города остались на маленьком пятачке у самого берега реки Волги. Однако наших бойцов немцы не смогли победить, так как вместе с ними была икона Казанской Божией Матери.
Решающая битва при Сталинграде начиналась с молебна перед этой чудотворной иконой, после того, как был отслужен, молебен был дан сигнал к наступлению [6, c. 4-11].
Из православных источников стало известно еще об одном чуде-помощи и заступничестве Божией Матери. Произошло оно в 1945 году при штурме Кенигсберга. Один из офицеров вспоминал, что во время боевых действий приехал командующий с офицерами и с ними священники с иконами. Священники отслужили молебен, и пошли с иконой к передовой. Все были поражены происходящим. Священники шли прямо в огонь. Со стороны противника стрельба прекратилась. В это время был дан приказ начать штурм города. Штурмовали и с моря и с суши. Это было что-то невообразимое, немцы сдавались в плен и погибали тысячами. Немецкие пленные потом рассказывали, что в небе появилась Мадонна, и у всей армии отказало оружие. Они падали на колени, когда поняли, кто является заступницей русских. Только поэтому стало возможным, чтобы наши войска захватили город, который до этого был непреступен [6, c. 13-14].
Многих война привела к истинной вере, одним из них был отец Олег (в миру Олег Викторович Киселев). Вспоминается случай из его жизни, когда во время ожесточенных боев под Ленинградом, когда танки противника наезжали на окопы, давя всех и вся, отец Олег был в окопе под танком, еще немного и он был бы раздавлен.В ужасе будущий священник принялся горячо молиться Богу и Пресвятой Богородице. Отец Олег остался жив, и когда товарищи откопали и вытащили его из окопа, голова его была седой. После этого случая он дал обет, что посвятит свою жизнь служению Богу. Свой обет он исполнил [6, c. 20-22].
Эта невыдуманная история произошла с архимандритом Кириллом (Павловым). Во время войны он был простым рядовым. Все время он задавался вопросом «Почему случилась война?», «Почему мы воюем?». И с ним случилось чудо. Это произошло после освобождения Сталинграда. Архимандрит Кирилл нашел книгу, которая оказалась Евангелием. Это было утешение, неоценимое сокровище, которое он пронес через всю жизнь. Все сразу стало на свои места. Господь был рядом. Было уже не страшно. В Евангелии нашлись ответы на все вопросы. Войну священнослужитель закончил в Австрии. И всегда с ним было Святое Писание. После войны он закончил семинарию. На данный момент архимандрит Кирилл является одним из наиболее почитаемых пастырей Матери Церкви [6, c. 30-31].
Решающим фактором победы в войне является человек, который является носителем нравственных традиций своего отечества, а не количество и качество оружия.
В годы войны советский народ не делил себя по национальности и вероисповеданию. У него была одна Родина, которую надо было защитить.
В Послании к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий отмечал, что победа нашего народа в годы войны стала возможной потому, что воины и труженики тыла были объединены высокой целью: они защищали весь мир от смертельной угрозы, от антихристианской идеологии нацизма. Отечественная война стала для каждого священной. "Русская Православная Церковь, - говорится в Послании, - неколебимо верила в грядущую Победу и с первого дня войны благословила армию и весь народ на защиту Родины. Наших воинов хранили не только молитвы жен и матерей, но и ежедневная церковная молитва о даровании Победы"[2].
Оставаясь на оккупированной территории, священнослужители выполняли свой христианский долг. Они являлись духовными наставниками и отцами для всех людей. Фашисты рассчитывали на покорность и сотрудничество Православной Церкви, но они не учли того, что , несмотря на гонения и репрессии , они не перестали быть русскими и любить свою Родину.
Церковь, ее служители и весь православный народ, послужили оплотом духовности и нравственности, без которой не возможна победа.
Преклоняясь пред великим подвигом советского народа, победившего фашизм, не будем забывать и о вкладе в победу Русской Православной Церкви, которая более чем тысячелетие сплачивает на защиту Родины все народы, населяющие ее, поднявшая их на ее защиту.
Каждый год 9 мая, отмечая День Победы нашего народа в Великой Отечественной Войне, Церковь молится об упокоении всех погибших на поле брани воинов. Мы с благодарностью будем чтить их подвиг.
Список литературы
1. Н. Агафонов. Ратные подвиги православного духовенства. – М.: Благовест, 2013. Стр. 199-256, 296-315.
2. Беглов А. Л., Васильева О. Ю., Журавский А. В. и др. Русская Православная Церковь. XX век М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. –
С.305-308.
3. Васильева О. Ю., Кудрявцев И. И., Лыкова Л. А Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г. Сборник документов-М.: Изд-во Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории,2009.-С.22,46,57,61
4. История России. XX век: 1939–2007 / Под ред. А.Б.Зубова. М.: АСТ, 2009, в 2-х тт. Том II – 1939-2007 гг. – , 2009. С. 117.
5. В.А. Лисичкин «Военный путь святителя Луки» - М.: Изд-во Московской Патриархии,2011.-С98-123.
6. Н. Скоробогатько. Чудеса Божии на фронтах Отечественной войны. Свидетельства очевидцев – М.: Белый город.- С. 4-11, 13-14, 20-22, 30-31.
7. Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви, 1917–1997 // История Русской Церкви. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря 1997. Кн. 9. С. 369-373, 386.
8. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: 2010. С. 135, 146-149, 153-157, 221.
Интернет ресурсы:
1. http://voenchel.ru/index.php?newsid=1181
2. http://orthodoxy.stnikolas.ru/news/0509_01.html