В современном обществе много говорится о здоровом образе жизни, который включает правильное питание, физические упражнения, гигиену жилища, рациональный распорядок дня. Все это подразумевает заботу о здоровье физического тела. Приобретает ли человек, заботящийся о здоровье своего тела, такую же здоровую душу? Становится ли он добрее, честнее, милосерднее, нравственнее? Примеры многих исторических личностей свидетельствуют о том, что забота о теле и забота о душе выглядят по-разному.
Так кто же в современном обществе призван заботиться о здоровье души? И что надо делать, чтобы душа была здоровой? Какие социальные институты несут ответственность за формирование нравственного мировоззрения людей?
Сегодня на все эти вопросы ответ может дать Православная Церковь, опирающаяся на Учение Иисуса Христа.
В 10 Заповедях Ветхого Завета даны основные ориентиры, формирующие правильное мировоззрение и поведение человека. В девяти Заповедях Блаженств Нового Завета (Нагорная проповедь И. Христа) даны правила воспитания человеческих чувств.
Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей – возлюби ближнего своего, как самого себя. Иной большей сих заповедей нет» (Мф.22:37-40, Мк.12:29-31). Также Православие дает нам верное руководство как поступать: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).[1]
Человек, принявший эти мировоззренческие ориентиры, приобретает «дорожную карту» для развития своей души, и получает «прививку» от безнравственных воздействий.
Кроме того, в самом Учении Христа заложены потрясающие рычаги по самовоспитанию, преодолению внутренних проблем. Это возможность покаяния и исповеди, что на языке современных психологов называется самоанализом и рефлексией.
Согласно канонам Православной Церкви, верующий человек должен задумываться над своим поведением, анализировать свои чувства и через покаяние исправлять их, совершенствуя свою душу, постепенно изменяя свою личность. Что такое «воскресение при жизни»? Это означает такие изменения души и личности человека, которые делают его другим. Например, человек был корыстным и завистливым – стал жертвующим и щедрым, был склонен к осуждению – стал милосердным, был гневливым – стал добродушным и понимающим.
К сожалению, воспитание детей в наше время, в подавляющем большинстве случаев, свелось к развитию способностей и интеллекта. Деловая хватка и умение заработать деньги давным-давно вытеснили нравственное образование. Порой, именно эти цели ставит перед собой молодой человек, идущий в церковь. Молитва человеческая во многом сейчас обращена на удовлетворение своих желаний. А разве на это было направлено учение Иисуса Христа? Сам Иисус Христос начал проповедовать, по современным меркам, молодым человеком (примерно в возрасте 30 лет).
Собрав вокруг себя лишь 12 единомышленников, Он смог изменить мир. Это пример того, какую огромную силу имеет правильное мировоззрение.
История предоставляет нам множество фактов, когда общество, государства, целые цивилизации, пренебрегающие истинными морально-нравственными ценностями, переставали существовать (города Содом и Гоморра, Помпеи, фашистская Германия и др.). И, напротив, государства-носители высоконравственной идеологии чудесным образом выживали в, казалось бы, безысходных обстоятельствах. Все это показывает, насколько важно формировать правильные нравственные ценности и мировоззренческие ориентиры.
Две тысячи лет христианство было для общества источником нравственных ориентиров, в лаконичной и доступной форме объясняло людям «что такое хорошо и что такое плохо». Революция 1917-го года, как цунами, снесла храмы, выкорчевала священство, объявила табу на христианские ценности. Началась эпоха атеизма. В стране начался разгул беззакония и животных инстинктов. Эти страшные времена, когда молодой советской властью вводились коммуны, разрушались понятия семьи, верности, обобществлялись жены и мужья, были разрешены аборты, породили не только глубинное падение нравов – понятие бестелесное, но и реальный скачок сирот, беспризорников, и, впоследствии – малолетнюю преступность.
Руководство новоиспеченной страны Советов понимало, что без идеологии новое государство не жизнеспособно, ибо именно «идеи правят миром». Социализм, используя огромный потенциал христианской идеологии, виртуозно подменил христианские ценности коммунистической идеологией. Произошла, как бы, мимикрия идеологии. Вот основные примеры советской идейной мимикрии:
Таблица 1
Сравнение христианских норм нравственности
с введенными в советское время моральными принципами коммунизма
Христианские нормы нравственности |
Моральные принципы коммунизма/социализма |
Заповеди Божии, Заповеди блаженства |
Моральный кодекс коммунизма. Уставы комсомольской, пионерской, октябрятской организаций |
Преодоление сребролюбия, воспитание бескорыстия |
Отмена частной собственности, пропаганда нестяжательства |
Христианская любовь к ближнему, жертвенность |
Принципы равенства, братства, взаимопомощи |
«Почитай родителей своих...» |
Уважение к родителям и старшим по возрасту |
«Не прелюбодействуй…» |
Сохранение целомудрия до брака |
Однако все эти идеи были почерпнуты из человеческой логики, так как идея Бога, как Творца всего сущего, была отвергнута. Но человеческая логика не совпадает с Божественной. То, что кажется несправедливым обычному человеку, является справедливым по Божественной логике, ибо оно попускается Богом за что-то или для чего-то. Человеческая логика никогда не заменит Божественной логики событий. Конечной целью логики коммунизма/социализма была политическая цель-укрепление Советского государства. Конечная цель Христианства и Божественной логики – спасение души через укрепление нравственности.
Тем не менее идейные ценности социализма были на порядок выше, чем идейные ценности Западного мира, так как они, хоть и слабо, но отражали христианские ориентиры: бескорыстие, жертвенность, взаимопомощь, ценность целомудрие и др. Западная идеология опиралась и опирается на культ тела, погоню за удовольствиями, что приводит к воспитанию эгоизма, потребительства, сексуальной вседозволенности (вплоть до извращений).
После того, как «железный занавес», отделяющий Россию от стран Запада, рухнул, моральные ценности западного мира начали активно пропагандировать в России. Огромной проблемой молодых людей сегодня становится навязывание культа карьеры и успешности. Это приводит к обесцениванию целомудрия, деградации института семьи и брака, и самое главное, отказа от рождения детей. Сейчас молодые люди уверены, что главное в жизни для них – это карьера и материальный достаток. Причем такой достаток, который является жалким подобием «американского образа жизни», позволяет окружить себя массой ненужных вещей, вводящих человека в кредитную кабалу. Средства массовой информации призывают: «Бери от жизни все!» И молодые люди, внемлющие популяризации особого образа жизни в современном медийном пространстве, склонны впадать в крайности: либо безудержно строить карьеру, либо жить в состоянии «вечной вечеринки», скатываясь в злоупотребление алкоголем, психотропными веществами. По сути, и то и другое, есть потакание своим желаниям, укоренение принципа потребительства и эгоизма.
В стратегии развития молодежи Российской Федерации до 2025 года прямо указывается на вызов молодежной политики, определяющий состояние российской молодежи и перспективы ее развития: отсутствие сформированного мировоззрения, основанного на позитивных ценностях инноваций, патриотизма, нравственности, правосознания; снижение общего уровня здоровья молодого поколения, отсутствие сформированной культуры здорового образа жизни, наркомания, табакокурение, алкоголизм, высокое число искусственного прерывания беременности и низкие репродуктивные установки [4].
Стратегия развития молодежи одной из своих целей ставит обеспечение культурной конкуренции молодежи, развитие духовно-нравственной культуры, поддержку создания, продвижения и потребления отечественных культурных продуктов, повышение ценности российской культуры в нашей стране и мире. Соответственно, задачей стратегии становится формирование целостного мировоззрения («картины мира») молодежи, основанного на ценностях патриотизма, семьи, нравственности, правосознания, здорового образа жизни, бережного отношения к природе [4].
Но без высокой миссии Христианства никакая государственная стратегия не даст надежных и долгосрочных результатов. В ситуации, когда радикальные одиозные секты, используя прогрессивные технологии, вербуют граждан нашей страны, представители светской власти должны протянуть руку истинному Христианству и сплотится во имя формирования высоких нравственных ценностей у молодежи.
В наше время современным родителям угрожает ювенальная юстиция. В 2013 году, на съезде Всероссийского родительского сопротивления президент России Путин В.В. четко высказал свою точку зрения: «Хочу объяснить свою позицию по этому вопросу, который касается каждого, потому что подавляющее большинство граждан России – это родители». Главное, что подчеркнул президент – мнение общественности, выступающей против внедрения ювенальной юстиции, будет услышано: «никакой келейности и никакого навязывания тут быть не должно». «Семья – наше главное национальное достояние»,– закончил свое выступление Президент. Тогда, в 2013 году Президент России говорил: «Необходимо избегать слепого копирования чужого опыта. Тем более что и за границей имеется много минусов: родительских прав лишают нормальных родителей, а вмешательство в семью носит абсурдный и карательный характер».
Глава государства подчеркнул, что лишение родительских прав должно быть крайней мерой. А главной задачей для государства должно стать устранение причин социального сиротства, когда дети попадают в детские дома при живых родителях.
Тем не менее летом 2016 года данные законы были приняты.
Сейчас под прикрытием толерантности в России насаждаются ценности, отличные от традиций Православия.
Причем молот бессмысленной демократии работает не только среди подростков, но и среди молодых семей, воспитывающих будущие поколения россиян. Можно посмотреть «детский» канал мультипликационных фильмов «2х2», чтобы понять, какими могут стать дети 2000-х годов.
До сих пор для науки любовь, вера и нравственность – пока еще понятия абстрактные и, порой, ненужные. В результате человек начинает жить инстинктами, закон силы выходит на первый план. Возвеличивание самого себя, своей силы и энергии становится одним из главных источников удовольствия. Унижение другого, демонстрация своего статуса, своей силы и власти – эти языческие тенденции часто становятся естественными для молодежи.
Если человек не следует законам любви и нравственности, главным для него становится закон силы. С этого начинается малолетняя преступность. Идя на поводу у инстинктов, человек, подобно животному, бросается к удовольствиям и удовлетворению своих элементарных потребностей. Именно этим объясняется наркомания, алкоголизм, игровая зависимость и т.п.
В анонсе книги Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии» говорится:
«В современном мире мы слишком часто видим, как молодежь подвергается массированной пропаганде греха во всех видах. Церковь, призванная соединять человека со Христом «в союзе любви», не может не противостоять этим разрушительным тенденциям. Поэтому сегодня необычайно важное звучание приобретает тема помощи молодежи в ее поисках высшей справедливости, собственного «я» и вечных, непреходящих идеалов жизни».
В своей книге Патриарх затрагивает вопросы любви Божественной и любви человеческой:
«Высшей ценностью человеческой жизни является любовь. Тема любви имеет чрезвычайно важное значение в жизни молодых людей. Однако современному человеку навязывается такое понимание любви, которое к этому чувству никакого отношения не имеет. Сегодня именно Церковь способна и обязана учить молодых людей тому, что любить – значит отдавать себя другому человеку, и, прежде всего Богу. Вне взаимного принесения себя в дар другому любви нет. А что такое отдавать? Это ведь всегда жертвовать» [3].
А теперь перейдем к реальности и фактам, которые отражены в цифрах.
В июне 2015 года социологическим факультетом МГУ было проведено исследование «Русская Православная Церковь и молодежь». В исследовании приняли участие 26 регионов России, 7 федеральных округов, опрошено около 1500 граждан в возрасте от 15 до 30 лет. Важно то, что в исследование попали городские и сельские жители: школьники, студенты и работающая молодежь.
84% опрошенных заявили, что они хорошо относятся к вере, а 63% – что они верующие (были опрошены не только православные молодые люди, ведь Россия – многоконфессиональная страна). Всего 15% сказали, что они атеисты.
О своем хорошем отношении к Православной Церкви высказались 83,2% опрошенных. Это говорит о серьёзном изменении духовной атмосферы в России. Страна прощается с атеизмом, он всё более становится достоянием советского прошлого.
Тем не менее, есть мнение, что Православие сегодня навязывается молодежи. И распространяется эта информация от заинтересованных в обратном лиц, с целью непринятия истинных традиционных ценностей молодежью. Поэтому работа, производимая светской властью, должна быть настолько аккуратной, насколько это возможно. Порой, молодой человек не готов говорить о Боге, но он готов говорить о том, что такое хорошо и что такое плохо. Порой, молодой человек не готов слышать об обучении Христа, но он готов слышать о любви истинной, о том, что все мы дети Божии.
Молодым людям был задан вопрос: «Православие – нечто внешнее или часть их собственной жизни». В итоге: 81% опрошенных сказали, что среди их друзей и родных есть православные, 71% – что в России большинство православных. «Я – православный» заявили 56,6% опрошенных. 64% молодых людей ответили: «Православие не дает опуститься, оно спасает, духовно поддерживает». Также важной была информация о том, как молодой человек пришел к Православию. 19% верующих ответили: «Это вера моего народа», 24,4% – «Это вера моей семьи», а 19% – «Это мой личный выбор». Эта неоднородная мотивация свидетельствует об обдуманном личном решении молодых, обращающихся к православной вере.
Эти цифры показывают, что сегодня молодежь верует. Главное свойство молодости – искренность, и именно поэтому молодой человек часто попадает в ситуацию, когда он действительно ИСКРЕННЕ верит, что приманки, предлагаемые миром, и есть часть его свободы. Но, именно здесь и кроется та связь, которая существует между молодёжным восприятием жизни и Православием – это искренность [2].
«Действительно, жизнь в Православии выводит человека на более высокий и ответственный уровень отношения в первую очередь к самому себе – человек становится честным сначала перед самим собой, даже не потому, что он принимает какие-то нравственные нормы – не убий, не укради (для этого необязательно быть религиозным), а потому, что он уже не боится той неизвестности, которая окружает человека нецерковного. Молодой человек по-другому начинает воспринимать «суть вещей», и многие явления современности предстают в совершенно ином, вечном свете. Даже так ценимая в молодости свобода, превращается в свободу Божественной любви, в которой человек и был создан Творцом» - говорит священник Вятской епархии Георгий Курасов [2].
Во-первых, Церковь предлагает ответственность даже не в социальном или гражданском смысле, но гораздо выше – перед собой и Богом. А ведь это и есть совесть. Человек в Церкви получает настоящую божественную правду, настоящую любовь, настоящее, не имеющее аналогов в материальном мире, общение.
Как следствие – молодой человек получает гораздо больше уверенности и устойчивости в мире, поскольку для него нет загадок и неясности там, где они остаются для человека нецерковного. Парадоксально, но человек, будучи в постоянном напряжении, успокаивается в Церкви, поскольку от него никто не сможет отобрать того настоящего, что он здесь обрёл.
Смогут ли сегодняшние юноши и девушки стать по-настоящему, искренне верующими людьми? Как они будут относиться к окружающим их людям и что считать самым главным в жизни? От ответов на эти вопросы зависит не только судьба Церкви, но, без преувеличения, будущее нашего Отечества [2].
Религия от латинского слова «religare», что значит, восстанавливать связь, связывать вновь. Как составляющая государственности религия необходима нашему обществу. Молодой человек, подросток, настроенные агрессивно к прописным истинам (нормативным правовым актам), правилам приличия могут обрести нравственные установки через общение с представителями церкви. Задача представителей светской власти отладить этот механизм посредством специальных проектов и программ. Именно Православная религия помогает восстановить связь Души с Богом, сформировать высоконравственное мировоззрение, укрепить моральные устои общества, а значит, открыть молодежи дорогу в будущее 21-го века.
Список литературы
1. Библия
2. Курасов Георгий, преподаватель Вятского Духовного училища, протоиерей «Современная молодежь и вера», сайт Вятской епархии http://vyatskaya-eparhia.ru/news/eparchy/10868/ 2015.
3. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл «Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии» - М.: Даниловский Благовестник, 2009.
4. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р.