Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Роль русских народных инструме...

Роль русских народных инструментов в процессе духовно-нравственного воспитания школьников


Степанов Данила Владимирович,

Степанова Наталья Анатольевна,

МБУ ДО «Детская школа искусств им. С. В. Рахманинова»,

г. Новый Уренгой

 

Для чего родители приводят детей в музыкальную школу? Для чего вообще нужно музыкальное образование? Само слово «образование», как заметил протоирей Глеб Каледа, «происходит от слова «образ». И задача образования – «образовать в человеке образ Божий, помочь ему стать подобным этому образу, видеть отблески образа Божьего в Его чудесах, в творениях, в Его законе любви [3, 14]».

Искусство, и в большей степени именно музыкальное искусство, гораздо сильнее воздействует на психику ребенка, чем наука, потому что дети воспринимают окружающий мир в виде образов, благодаря которым они могут чувствовать красоту природы, мира, окружающих людей, переживать их радость и горе. В то же время, искусство, как и наука, может быть обращено как в добро, так и во зло. И если зло в науке наглядно и ощутимо – это все более бесчеловечные виды оружия, клонирование и т.д., то в педагогике зло проявляется медленно и неясно, но по своим последствиям является еще более ужасным, так как оно служит разложению нации изнутри и потере национальной аутентичности. Преподаватели музыкальных школ, работая в очень сложных условиях современной жизни, которые отнюдь не способствуют духовному здоровью детей, находятся на переднем крае борьбы за нравственность, человечность, отзывчивость подрастающего поколения, то есть тех качеств, которые и позволяют человеку быть человеком. В этом заключается огромная ответственность, которая ложится на плечи каждого педагога Детской школы искусств (далее – ДШИ).

В музыкальной школе ребенок приобщается к музыкальному наследию, к духовному опыту многих поколений. Он познает законы не только красоты музыки, но и законы морали. Погружаясь в мир инструментальной народной музыки, маленький музыкант ощущает себя неотъемлемой частью своего народа: мелодии, ритмы, тембры, характерные для русской народной культуры, становятся его органическим мироощущением. Переживая содержание классической и народной музыки, ребенок становится более чутким, отзывчивым, способным на эмпатию к другим людям, что и является сверхзадачей музыкального воспитания.

Цель работы заключается в обосновании значимости целенаправленного музыкального воспитания для формирования нравственно гармонической личности;

В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:

  • проследить влияние различных музыкальных жанров и стилей на формирование духовности ребенка;

  • произвести этический анализ некоторых жанровых особенностей современной музыки;

  • обосновать связь постулатов православия с современной музыкальной педагогикой;

  • определить комплекс педагогических действий, обусловливающих эффективное воспитание духовно-нравственных качеств учеников, формирование духовно здоровой личности;

  • обобщить собственный опыт работы по данной проблематике в ДШИ им. С. В.Рахманинова города Новый Уренгой.

Практическая значимость представленной работы заключается в том, что её выводы актуальны для преподавателей ДШИ, и результаты могут быть экстраполированы в музыкальных школах Ямала и других регионах Российской Федерации.

Музыкальные способности следует развивать

всеми возможными способами.

Протоирей Глеб (Каледа)

 

Рассматривая проблему духовно-нравственного воспитания средствами музыкального искусства, нельзя не уделить внимание следующему аспекту этой проблемы: музыка и мораль, музыка и нравственность – как соотносятся они между собой? Определяет ли одно другое, подчиняет ли себе или два этих фундаментальных понятия, вмещающие в себя огромное количество самых разных смыслов, находятся в каких-то иных сопряжениях?

Очевидно, что и музыка, и мораль – относительно самостоятельные области культуры, которые способствуют преображению человеческой души на основе красоты и добра. О самостоятельности, неподчиненности одного понятия другому свидетельствуют множество фактов. «Гений и злодейство – две вещи несовместные», – восклицал герой Маленьких трагедий А. С. Пушкина («Моцарт и Сальери»). Мы же убеждаемся, что музыкальная одаренность не есть эквивалент нравственного совершенства, а полное отсутствие музыкальности не предполагает нравственной ущербности.

Гений и злодейство вполне уживаются в одном человеке. Но это исключения из правил, которые как раз эти правила и подтверждают. Развивая тонкое музыкальное чутье, музыка, пусть и косвенно, способствует развитию совести, способности чувствовать и анализировать тончайшие градации добра и зла как в своем поведении, так и в окружающем мире. В музыке существуют различные жанры – и далекие от нравственности, и близкие к ней.

Весьма ярко и афористично описывает это свт. Иоанн Златоуст в беседе на 41-й псалом: «Как туда, где грязь, бегут свиньи, а где цветы и благоухания, там пребывают пчелы, так и туда, где развратные песни, собираются бесы, а где песни духовные, туда нисходит благодать Духа и освящает уста и душу» [1].

Мы полагаем, что каждый педагог, преподающий музыку детям, должен руководствоваться в своей повседневной профессиональной деятельности книгой протоирея Глеба Каледы «Домашняя церковь». Позволим себе достаточно обширную цитату из главы, посвященной искусству. Автор пишет: «…с музыкой надо быть очень осторожными, выбирать из нее доброе, прекрасное, возвышающее душу, очищающее наши чувства, и решительно отворачиваться от всего разжигающего плоть, возбуждающего злобу и страсть разрушения, приводящего человека в состояние бездумного буйства. В нашу эпоху, когда в музыке загремели, зарычали и стали привлекать к себе молодежь сатанинские звуки, необходимо особенно внимательно относиться к музыкальному воспитанию детей, приучая их к музыке классической, национальной и к церковным напевам» [3; 62].

Все значительные композиторы прошлого ясно осознавали и не единожды подчеркивали, что композитор – лишь проводник божественного света и красоты. И. С. Бах утверждал, что конечная цель музыки – служение славе Божьей. Эти слова он продиктовал своему ученику в 1738 году. Учеников у Баха, по воспоминаниям автора первой книги о великом композиторе И. Форкеля, было немного, он тщательно отбирал их. Тем весомее и важнее становятся слова великого музыканта.

Жажда красоты, света, правды и справедливости – изначальная, коренная суть человека, и эта суть в раннем возрасте еще не вытравлена окружающей грязью, не забита шумами оголтелых сатанинских рок-групп, не исчезла под прессом бытовых нестроений. Немного людей живет исключительно в звуковом пространстве сферы церковной музыки, как правило, наша жизнь вне посещений церкви наполнена светской музыкой.

В связи с этим обращают на себя внимание следующие аспекты рассматриваемой проблемы: не стоит ограничиваться критикой низкопробной музыки, нужно привить человеку с младых ногтей жажду прекрасного, любовь к прекрасной музыке, дать инструменты дифференциации звуковых потоков, выработать умение различать хорошее и плохое, ориентироваться в мире музыки, руководствуясь божественными критериями прекрасного. «Изъяснение светской музыки в духовных категориях – единственное, что осталось нам в нынешней педагогической ситуации», – говорит в одном из своих мастер-классов профессор московской консерватории, видный теоретик и пропагандист классической музыки В. Медушевский [4]. И это положение весьма точно и объективно характеризует ситуацию в музыкальной педагогике и задачи высшего порядка, стоящие перед преподавателем по специальности. Действительно, если человек перестает слушать великие творения классиков – Баха, Чайковского, Рахманинова, Шопена, эту звуковую нишу тут же заполняет пошлость. Мало только критиковать низкопробную музыку, нужно дать человеку инструмент, позволяющий различать прекрасное и безобразное, привить умение отличать Добро и Зло во всех их проявлениях, привить сначала интерес, а затем и любовь к возвышенной музыке. Мы не можем оградить всех от всепроникающей пошлости, но мы можем хотя бы часть юного поколения научить любить прекрасное, тянуться всей душой к возвышенному в искусстве и жизни. А уж человек, которому свойственна тяга к красоте во всех проявлениях, сам сможет оградить себя от разлагающего влияния попсы.

Многовековая мудрость народа дошла до нас в виде различных артефактов, в том числе в виде устного народного творчества, в частности, в виде пословиц и поговорок. Со временем они претерпевали изменения, которые исказили их смысл на прямо противоположный. Так, пословица «Делу время – потехе час» изначально звучала как «И делу время, И потехе час», тем самым подчеркивая, что нужно не только уметь работать, но и уметь отдыхать. А для отдыха нужна другая музыка, более легкая, более приятная. У молодежи во все времена было принято более весело проводить время, чем у представителей более старшего поколения. Даже Силуан Афонский в молодости играл на гармонике. Ведь именно из-за гармоники и возник его конфликт с братьями-сапожниками, приведший к тому, что Силуан (тогда еще Семен Иванович Антонов) чуть было не убил человека. Искреннее раскаяние в содеянном послужило его обращению к вере и движению по пути Добра, в результате чего Силуан стал почитаемым русским святым. Невозможно требовать от молодежи, живущей светской жизнью, слушать только церковные песнопения и классическую музыку. И соглашаясь с В. Медушевским в том, что «сущность эстрадной музыки сегодня – утверждение скотского состояния души как мнимой нормы» [4], нужно отдавать себе отчет в том, что легкая музыка все равно будет присутствовать в быту, все равно молодежь будет танцевать и развлекаться. «Блажен, кто смолоду был молод!» – молодежь обладает большой энергией, и танцы – один из способов ее выплеснуть. Изучая биографии великих композиторов, вошедших в анналы истории своими шедеврами, мы убеждаемся, что и они, являющиеся для нас объектами для восхищения и подражания, проводниками возвышенного искусства в нашей жизни, проводили досуг в атмосфере отнюдь не академической музыки. Например, С. Рахманинов с удовольствием играл польки, вальсы и галопы, под которые с удовольствием танцевала и веселилась молодежь их кружка.

Да, к сожалению, современная бытовая музыка все быстрее движется по пути развращения молодежи и уничтожения моральных устоев. Еще буквально несколько лет назад все заполонил шансон с лагерной тематикой и лагерными жизненными ценностями. Только годы спустя выяснится то разрушение, которое эта сатанинская музыка произвела в неокрепших молодых душах. Сейчас эти веяния уходят в прошлое, но эстраду заполонили развязные и бесстыжие певцы и певички, пытающиеся внешними эффектами с практически полуголыми участниками шабаша на сцене скрыть антидуховную свою сущность. Апологеты разврата, безвкусицы и пошлости продолжают свою разрушительную деятельность.

Нельзя полностью оградить молодежь от этого, но возможно, даже необходимо научить хотя бы учащихся музыкальных школ, а через них и их родителей разбираться в классической музыке (неприятие которой мы в последние десятилетия наблюдаем в молодежной среде), слушать ее в свободное время, а из легкой музыки допускать в свою жизнь более качественные произведения эстрады и джаза. Только приучая к прекрасному, можно отвратить человека от дурного.

Возрождение народа, возврат к моральным ценностям невозможны без включения человека в систему ценностей культуры народа, к ее истокам. В XXI веке произошло отторжение молодежи не только от народной культуры, но и от исторического опыта поколений. Происходит весьма агрессивное навязывание массовой культуры, чуждой русскому народу. «Степень зрелости и жизнестойкости народа зависит во многом от его отношения к своей национальной культуре, народным традициям», – писал видный пропагандист народных инструментов, душой болеющий за сохранение русским народом своей аутентичности Н. А. Примеров [2; 57]. Действительно, преемственность духовной культуры – серьезная проблема нашего времени.

Художественное воспитание в целом и музыкальное как его часть не может существовать и развиваться без такой составляющей, как национальная культура. В настоящее время идет поиск новых методов образования, которые более соответствуют новому времени и пытаются противостоять негативному воздействию на детей и юношество. Формирование собственного достоинства личности, как представителя своего народа, воспитание личности полноценной, гордящейся своей принадлежностью к великому народу и любящего свою Родину – одна из главных задач музыкального, и не только, воспитания. Сегодня, к сожалению, информационная среда, в которой приходится нам существовать, почти полностью заполнена чужеродными культурными ценностями. Круглосуточно со всех экранов транслируются низкопробные развлекательные передачи, идущие вразрез с вековыми устоями и традициями нашего народа. Русские дети не знают русских песен, также как украинцы – украинских. Более благоприятные условия, как ни покажется странным, созданы для так называемых малых народов. В Башкирии, Татарстане, других национальных регионах бережно относятся к наследию предков. Стоит посмотреть телеканалы в этих республиках – нет той воинствующей похабщины, которая вбивается в головы наших детей, много концертных программ народной музыки, выступлений самодеятельных коллективов, так как этим народам в полной мере удалось сохранить традиции бытового исполнительства на национальных инструментах. До 90-х годов ХХ века ситуация и в России разительно отличалась от сегодняшней: регулярными были передачи о русских народных инструментах, самая широкая публика могла ежедневно слышать выступления лучших исполнителей, вся жизненная среда была пронизана родными мелодиями. Кроме того, в народе бытовали миллионы народных инструментов – баяны, аккордеоны, балалайки, домры. Была традиция самодеятельного искусства, большинство или играли сами, или слышали постоянно народную музыку. С развалом СССР началось активнейшее, агрессивное разрушение национальной культуры, системы передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Чуть ли не единственными островками, еще как-то пытающимися сохранить жемчужины народной музыки для детей, являются музыкальные школы: отделения народных инструментов и фольклорные отделения.

Самое популярное слово сегодня в образовании – инновации, педагогика направлена на модные жанры, оставляющие за пределами сферы своих интересов русскую самобытность, историю и духовные ценности нашего народа. В такой весьма сложной ситуации отделения народных инструментов – один из немногих оставшихся островков приобщения детей к источнику жизненных сил – родной культуре. Игра на народных инструментах или обучение на фольклорных отделениях музыкальных школ включают детей в систему народной культуры, сложившихся многовековых духовно-нравственных ценностей. Анализируя репертуар учебных изданий для народных инструментов, можно сделать вывод, что довольно значительная часть произведений – это обработки народных песен и танцев, не только русских, но и других национальностей. В высшем звене концертных исполнителей последние десятилетия идут горячие споры и дискуссии о судьбах и перспективах развития народных инструментов: трактовать ли их как народные или сугубо академические, соответственно формируя репертуар. На начальном этапе обучения таких вопросов не стоит, дети осваивают инструменты на фольклорном материале, знакомясь с напевами своего народа и подпитываясь из живительного источника народной культуры. Причем это не только самые популярные песни и танцы «Во поле береза стояла» и «Барыня», но и уже незнакомые даже старшему поколению «Научить ли тя, Ванюша», «У ворот, ворот», «Полосынька» и многие другие. Обширно представлен репертуар и других славянских народов: украинского и белорусского, например, «Взял бы я бандуру», «Лявониха», «Бульба» и другие славянские песни и танцы. На уроках специальности не просто выучивается нотный текст, ученик знакомится с содержанием песни, учит слова, знакомится с народными обрядами, таким образом, приобщаясь к истории своего народа. Без этого приобщения духовно-нравственное воспитание не может быть полноценным, не может человек без корней быть духовным.

Анализируя тенденции изменения интереса к своему музыкальному наследию, мы пришли к следующим результатам. Несмотря на беспрецедентное давление в центральных средствах массовой информации, несмотря на их усилия различными способами внедрить поклонение всему чужеродному, презрение и равнодушие к своему родному, интерес к своей истории, любовь к своей Родине, к своему народу и своему музыкальному наследию в последнее время даже растет. Такие выводы можно сделать на основании анализа контингента учащихся нашей школы – ДШИ им. С. В. Рахманинова города Новый Уренгой. За последние 10 лет среднее количество учащихся отделения колебалось между показателями 110-115 человек, но в последние два года наблюдается увеличение до 136 (2016-2017 уч.г) и 127 (2017-18уч.г) обучающихся. Несмотря на дороговизну инструментов (инструменты для школы стоят около 100 тысяч рублей, концертные баяны и аккордеоны стоят порядка 400-900 тыс. рублей, струнные инструменты – до 150 тысяч), родители приводят детей учиться именно на народные отделения, тем самым осуществляя связь поколений с культурным многовековым наследием, не позволяя потерять остатки своей национальной самоидентификации. На концертах исполнителей на народных инструментах в Новом Уренгое, как правило, полные залы слушателей. В нашем регионе телевидение освещает культурные события, конкурсы исполнителей. С 2016 года Новый Уренгой присоединился к проведению всероссийского Дня баяна и аккордеона, о чем также были сняты передачи на телевидении. Мы считаем своей задачей всеми силами пропагандировать народные инструменты. Мы, молодые педагоги, не можем изменить ситуацию во всей России, но мы можем многое сделать для нашей малой родины – Нового Уренгоя.

Если преподаватели музыкальных и общеобразовательных школ будут осознанно привлекать детей и молодежь в систему культурных ценностей, проводить мероприятия, направленные на сохранение культурного наследия, доставшегося нам от предков, то задача воспитания высоких духовно-нравственных качеств нового поколения будет выполнена.

Духовно-нравственное воспитание школьников – основная, многосоставная задача педагогики. Влияние на этот процесс оказывают все части целостной культуры человечества: религия, наука, философия, музыка и другие виды искусства. Особая роль в этом воспитании принадлежит музыке, так как именно она, включаясь в общую систему духовного формирования личности ребенка, «способна расширить и очистить душу, успокаивать и тревожить ее, призывать к молитве и звать в бой, музыка способна возвышать человека к горнему, говорить о гармонии мира, но может звать и манить человека ко греху» [3; 56].

Цель преподавания музыки в ДШИ – воспитание ребенка, содействие в приобретении им нравственного духовного опыта, приобщение к народным традициям, традициям православной культуры. Художественное, музыкальное воспитание немыслимо без своей важнейшей составляющей – народной культуры, одного из немногих на сегодняшний день факторов, способствующих объединению.

 

Литература:

  1. Беседы Иоанна Златоуста. – М.: Правосл. бр. св. ап. Иоанна Богослова, 2001. – 16 с.

  2. Примеров Н. А. Народные инструменты, народная музыка как фактор формирования духовно-нравственного и культурного потенциала общества. Вестник кемеровского государственного университета культуры и искусств. Ном. 2(23). – Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2013. – С.83-92.

  3. Протоиерей (Каледа) Г. А. Домашняя церковь. – М.: Изд-во «Зачатьевский монастырь, 1998. – 112 с.     

  4. http://azbukaspaseniya.ru/biblioteka/psalmopenie.html


Информация © 2011–2025
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2025
Интернет-компания СофтАрт