Фамилия, имя, отчество (полностью) Цуркан Гульназ Робертовна
Багрина Марьяна Петровна
Название места работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №5»
Наименование муниципального образования город Муравленко
Название населенного пункта город Муравленко
Введение
Первый опыт общения ребенок получает в семье. Именно в ней при взаимодействии с родственниками он овладевает различными формами общения. В дальнейшем это играет роль в его адаптации и социализации. Основы, заложенные в детстве, определяют поведение и мироощущение на протяжении всей жизни.
В данную эпоху проживания при всей занятости и загруженности мы утрачиваем самое ценное – возможность полноценного общения, а главное, общения в семье. К сожалению, на протяжении последних лет наша жизнь насыщенна событиями, которые включают в себя работу, построение карьеры, материальное обеспечение и ряд других моментов. У людей не остается времени на выстраивание отношений среди родных и близких. Жизнь каждого члена семьи протекает сама по себе, отдельно. Складывается впечатление, что они проживают не вместе, а сосуществуют рядом. Это и является главной причиной нарушения взаимоотношений в семье.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
А. Н. Толстой
Семья – это островок в океане жизни каждого человека, где тепло и уютно, где любят и понимают, где заботятся друг о друге. Семья строится на любви и взаимоуважении, на доброте и взаимопонимании. Это древнейший институт развития и воспитания.
Семья-это не просто счастливое проживание под одной крышей нескольких человек, это сообщество, в котором должны быть семейные традиции, которые создавались и создаются с целью укрепления семьи, семейного счастья и благополучия.
Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Они распределяют роли во всех сферах семейной жизни, устанавливают правила внутрисемейного общения, в том числе способы разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. В современном обществе все меньше и меньше семей, в которых соблюдаются традиции.
Семейные традиции являются неотъемлемой частью семейных ценностей. Семейные ценности – это то, что важно для семьи, это то, что сплачивает семью. В каждой семье могут быть разные ценности и иметь иерархию, но каждые из них играют важную роль во взаимоотношениях между членами семьи. Вот почему нам важно, чтобы в каждой семье зарождались, поддерживались семейные традиции и ценности.
«Стабильность семьи обусловлена наличием в ней устойчивой системы ценностей, создающей ситуацию социального равновесия и успешного сопротивления негативным внешним факторам. Этому способствует демонстрация личного поведения членов семьи, направленность интересов и потребностей в семье, а также создание в ней определенного психологического климата» [1].
Одной из самых важных ценностей в семье это общение. Каждому человеку необходимо делиться информацией, высказывать собственное мнение и получать советы.
Как же это делать правильно? Специалисты психологической службы проводят тематические родительские клубы, совместные занятия родитель-ребенок. Задачи, которые мы перед собой ставим – привлекать родителей к распространению положительного опыта семейного воспитания, повышать культуру семейных взаимоотношений, активизировать интерес родителей к формированию семейных ценностей и традиций.
На индивидуальных консультациях обучаем родителей навыкам активного слушания, правильно слушать и слышать своего ребенка.
В рамках проектно-исследовательской деятельности совместно с участниками «Социального театра» проводилось родительское собрание. Для родителей учащихся 5-6 классов проводятся родительские собрание о причинах конфликтов среди подростков. В ходе собрания обсуждался вопрос, в каких конфликтах участвуют дети данного возраста. Какую помощь могут оказать родители, как им реагировать на них, и как их можно предотвратить. Родители были ознакомлены с результатами анонимного опроса, проведенного участниками «Социального театра» и посмотрели небольшую социальную пьесу «Почему?». В пьесе были представлены различные социальные типы, от «изолированного» ребенка до «антигероя» — провокатора конфликта. Работая в группах, родители искали причины возникших конфликтов среди детей, обсуждали и давали советы, как можно повести себя в схожих ситуациях. Собрание было выстроено так, чтобы от монологической речи специалистов можно было перейти к диалогу с залом. Данный вид работы помог родителям научиться понимать своих детей, их потребности и желания. Многие осознали, что на их взгляд детские страхи, на самом деле, являются значимыми и важными для их детей.
Для родителей учащихся 7-8 классов социально-психологической службой школы и группой «Социальный театр» было подготовлено родительское собрание, на котором обсуждались сложности подросткового периода возраст 12-14 лет. Роль родителей в жизни подростков и те нестандартные ситуации, в которые подросток обычно попадает в этом возрасте. Группа учащихся принимающих участие в реализации проекта «Социальный театр» провела исследование, в котором участвовало 50% учащихся 7 и 8 классов. Результаты анкетирования показали родителям, насколько дети принимают взрослых, делятся своими проблемами, посвящают в свои планы. Социальная драма «Мастерица» — показанная коллективом, обратила внимание на проблему доверия между детьми и родителями. Психологами были даны рекомендации, следуя которым родитель сам может определить состояние ребенка, не потерять с ним диалог и наладить отношения.
Немаловажной семейной ценностью является взаимоуважение. Если члены семьи не уважают друг друга, не интересуются мнением каждого, то и нормального общения в такой семье нет. Важно не путать уважение и страх. На протяжении многих лет мы наблюдаем, что возрастает количество семей, где авторитет родителей «подорван». Дети считают, что мать – это обслуживающий человек в доме, удовлетворяющий потребности членов семьи, в основном, детей. Отец – человек, который часто находится на работе и в связи с этим редко проявляет интерес к жизни семьи. И дети вместо уважения к родителям, проявляют к ним пренебрежение, повышая уровень требований и запросов.
С целью повышения авторитета родителей, помимо бесед, консультаций, ролевых игр для учащихся проводятся тематические классные часы, направленные на воспитание любви и уважения к родителям. В младшей школе организуются мероприятия, посвященные «День Отца» и «23 Февраля», которые способствуют восприятию понятий «отец», «семья» и значимости в жизни каждого человека.
В основной школе обсуждаются понятия «мужской образ», «защитник», «глава семьи». Учащиеся выделяют качества, которыми должен обладать настоящий мужчина. Организуются конкурсы «Мой папа - самый лучший», «Мой папа может всё», «Мы с папой нужны друг другу», фотоконкурс «Лучшие моменты с папой», конкурс сочинений «Наши общие дела». При подготовке к мероприятиям, в процессе общения, каждый ребенок узнает о своем отце что-то новое, о его событиях в жизни, о том, чем он занимается на работе, его умениях, достижениях и успехах, тем самым формируется чувство гордости за отца. Подготовка к данному событию может стать доброй семейной традицией.
Семейные традиции являются одним составляющей семейных ценностей. Традиции призваны делать семьи дружными, отношения крепкими. Традициями могут стать совместный ужин, семейный праздник, проведенный вместе с семьей выходной день и т.д.
Совместный ужин. За общим столом в конце рабочего или выходного дня собирается вся семья, обсуждает прошедший день или просто общаются, что играет важную роль в развитии взаимоотношений в семье. «Сидя за общим столом и разделяя еду со своими близкими, мы побеждаем в себе естественный для падшего человека эгоизм, учимся делиться самым важным: тем, что является основой нашей жизни», — говорит священник Стефан. Такая трапеза несет в себе и воспитательный момент: во время общего застолья дети учатся хорошему поведению, правилам общения.
Семейные праздники. До середины XX века праздники не сводились к застольям. Организовывались спектакли, игры, разыгрывались миниатюры. Мы рекомендуем родителям отмечать даже небольшие даты, которые значимы для каждого члена семьи. Не обязательно отмечать застольем. Главное в празднике совместная подготовка, еще один повод для общения. «Каждому праздник дает возможность проверить, умеет ли он по - настоящему общаться» (отец Стефан).
Совместные выходные вечера, наполненные разнообразными играми, совместным прочтением произведений, просмотром фильмов с обсуждением. Каждая семья выбирает какими традициями наполнить свою жизнь. Наша задача, показать необходимость, важность и значимость данных событий в их жизни. Благодаря совместному времяпрепровождению взаимоотношения в семье становятся более открытыми, дружелюбными и ценными для всех членов семьи.
Заключение
Семейные ценности – это то, что не хватает современным детям. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркивает, что «Без семьи не может созидаться человеческое общество, в семье дети получают первую прививку духовной жизни, получают первые азы воспитания и образования. И как важно, чтобы семья стала местом теплым, мирным, радостным, заряжающим детей огромной энергией, которой бы хватило на всю жизнь, чтобы одно только воспоминание о детстве и семье давало радостное чувство и силу преодолевать трудные жизненные обстоятельства».
Список литературы: