Иванова Татьяна Николаевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Многопрофильный лицей»
г. Муравленко
Роль СМИ в современном обществе
В известной песне Виктора Цоя «Между Небом и Землёй - война» по мнению не менее известного лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука говорится о борьбе на духовном уровне, войне за души людей. Возраст песни - почти 30 лет, но смысл и содержание её как никогда актуальны. История не раз доказывала, что культурное самосознание, духовные и нравственные ценности - это сфера жёсткой конкуренции, порой объект открытого информационного противоборства и отлично запланированной пропагандистской атаки. Это борьба за влияние на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий. Сегодня это абсолютная реальность, так же как борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие страны, в том числе и Россия. Искажение национального, исторического и нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств: сначала к их ослаблению, затем лишению независимости, к братоубийственным войнам и в конечном итоге - распаду. "Нынешняя ситуация все больше и больше напоминает ситуацию, сложившуюся перед началом Первой мировой. Программы новостей превратились в сводки с фронта, каждый день мы слышим о новых и новых жертвах. Да, пока речь идет о конфликтах локального масштаба, но в милитаристскую риторику втягиваются целые государства, целые военно-политические блоки. Поляризация достигла критической отметки", - отмечает Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Илларион. [6] «…В разных странах,- отмечает глава ОВЦС, - средствами массовой информации создается и поддерживается образ врага, откуда, по его мнению, "один шаг до объявления войны мирового масштаба"[6].Совсем недавно исследовательская организация Pew Research (США), опросив более 48 тысячи респондентов из 44 стран, выявила, что считают люди основной угрозой для мира сегодня. Оказывается, в мире больше всего боятся религиозной и этнической ненависти. Особенно эти страхи сильны в странах Ближнего Востока и в Африке. Такие же опасения терзают и россиян[7]. Возникают серьёзные опасения за себя, свою семью, страну: сможет ли Россия сберечь себя, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке? «Для русского человека пока еще святы и актуальны такие ценности, как справедливость, свобода, вера, мир, семья, любовь и верность, патриотизм, Россия, но всё-таки уже больше, чем когда-либо чувствуется тревога в том, что мы можем это благоговейное отношения к этим ценностям потерять. Сейчас необходимо объединить усилия и позаботиться о том, чтобы вместе с молоком матери ребенок впитывал в семье такие чувства, как любовь к отечеству, к природе и окружающему миру, почитание родителей, святость семейных отношений». Эти ценности обозначил в своем недавнем выступлении перед студенческой молодежью Преосвященный Патриарх Кирилл- «Только патриотическое и в целом духовно-нравственное воспитание детей и молодежи способно заложить крепкое основание для единения россиян и обеспечить сохранение единого социокультурного пространства в нашем государстве»[8].
Тесты психологов показывают резкое падение мотивации молодёжи к труду и к соблюдению дисциплины. Коллективизм уступает место индивидуализму, исчезают сострадание и взаимопомощь, возрастает душевная черствость, жестокость, стремление к подавлению окружающих на пути к личному успеху. Общечеловеческие ценности, христианская мораль, великая российская культура зачастую теряют свои позиции перед деградацией социума. Телевидение, радио, печать, Интернет стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир современного подростка. Поэтому одной из острых проблем в России является нравственное и духовное воспитание молодёжи на фоне интенсивного развития средств массовой информации, которые не всегда представляют человеку лучшие образцы массовой культуры. «Средства массовой информации зачастую несут пропаганду всевластия денег; утверждение неизбежности и необходимости насилия; перегруженность сексуальной тематики, далеко выходящей за рамки разумного; дегероизацию жизни и деятельности поколений, предшествующих современной молодежи, антипатриотическое влияние. Впервые за тысячу лет Россия перестала быть страной христианской культуры, стремительно скатившись в язычество. Современные российские СМИ формируют и соответствующий тип личности, стоящий на эволюционной лестнице на несколько ступеней ниже типичного человека советской эпохи» [2].
«Анализ актуального контента средств массовой информации и т.д. позволяет нам отметить ряд мировоззренческих постулатов, активно внедряемых в сознание подрастающего поколения: негатив и зло в мире преобладают над добром; наш мир есть мир насилия, противостояния и соперничества, что надо считать естественным; сексуальный инстинкт - основа всего на свете; культ «красивой жизни», богатства, вообще, и денег, в частности, естествен и необходим, «воспитание разумных потребностей»- пережиток коммунистических времен, высшие (духовные) потребности либо от скудости, либо от глупости; рынок правит миром, причем не только в экономике, но и во всех взаимоотношениях людей; конкуренция и соревнование за выгоды и ресурсы естественны, взаимопомощь и тем более альтруизм- исключение, удел оригиналов и святых («бери от жизни все»)» [2].
"В истории человечества бывали и более кровожадные эпохи, но ни одна из них не была до такой степени пропитана образами насилия, как наша. И кто знает, куда нас унесет этот чудовищный поток [3] ". После развала СССР на российские экраны буквально обрушился поток насилия. Последовавшая коммерциализация российского кинематографа и телевещания эту ситуацию значительно усугубила. С учетом того, что насилие подсознательно притягивает и завораживает человека - оно является одним из наиболее выигрышных и оправданных, с точки зрения финансовой мотивации данного вида деятельности, элементом кино - и теле-продукции. В результате, за два с лишним десятилетия молодежная преступность в России возросла в полтора, а подростковая - почти в 2 раза. Проведенные исследования показали, что более 30% российской молодежи совершают преступления под влиянием кинофильмов и телепередач. Подростки видят каждый год на телеэкране до 10 тысяч сцен насилия. 45% молодых людей, кто в возрасте 14 лет смотрел телевизор больше 3-х часов в сутки, склонны к насилию, а 20% - вообще опасны для общества и морально готовы совершить преступное деяние[4]. За последнее десятилетие число самоубийств среди молодёжи в России выросло в 3 раза, что вывело нашу страну на первое место в мире.
За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на подростков. Американская Академия Педиатрии (American Academy of Pediatrics) опубликовала четыре фундаментальных вывода из этих исследований: «Во-первых, дети, которые смотрят много передач, содержащих сцены насилия, воспринимают насилие, как легитимный способ разрешения конфликтов. Во-вторых, просмотр сцен насилия делает человека более беззащитным к насилию в реальной жизни. В-третьих, чем больше ребенок видит сцен насилия на экране, тем больше шансов, что он станет жертвой насилия. В-четвертых, если ребенок отдает предпочтение просмотру телепрограмм, содержащих сцены насилия, существует значительно большая вероятность, что он вырастет агрессивным человеком и даже может совершить преступление» [5]
Существуют методы противостояния негативному воздействию экранного насилия на аудиторию, среди которых важнейшую роль несут вполне активные христианские сайты, например, «Православие и мир» и «Благовест-инфо», православные программы и телеканалы, такие как Московский "Спас", Екатеринбургский "Союз" и др. Они не ограничивается церковно-клерикальными программами. Многие передачи и фильмы имеют общегражданское звучание: о культуре, истории страны, военно-патриотические документальные и художественные телефильмы. Активно распространяются издания Тобольско-Тюменской епархии (журнал «Православный просветитель», газета «Сибирская православная газета», различная религиозная литература для младших школьников и подростков, а также взрослых).
Говоря о религиозности молодежи, необходимо отметить, что у молодых людей не сформированно церковно-ориентированное религиозное сознание. Содержание веры у молодежи часто соседствует с верой в магию, колдовство, астрологию и т.д. Изменить ситуацию призвана помочь просветительская деятельность религиозных объединений, в том числе и через СМИ, так как их молодёжь рассматривает как один из основных источников информации о религии. Признавая больший охват молодежной аудитории светскими средствами массовой информации, религиозные объединения стремятся к сотрудничеству с ними. Российский бизнесмен К. Малофеев создает кабельную сеть "Царьград ТВ", которая пока работает только на YouTube. Она будет представлять новости с позиций консервативного православия, религиозную точку зрения, которая, по мнению бизнесмена, отсутствует в медийном пространстве России. Также решается вопрос о создании молодежного телеканала «РОСсвет», который был бы интересен детям и молодежи и нес в себе духовно-нравственное направление.
Сегодня Русская Православная Церковь помимо богослужебно-ритуальных деяний активно занимается благотворительностью, религиозным образованием и просвещением, делами милосердия, обслуживанием военных и заключенных, предпринимательством и коммерцией, культурно-просветительской работой и т.п., за что вырос её престиж в глазах простого гражданина и степень её воздействия на различные сферы государственной и общественной жизни. Политический вес Патриарха Алексия II (1990-2008 гг.) и Патриарха Кирилла (с 2008 г. по настоящее время) в России очень высок: они традиционно входит в первую десятку среди ста ведущих политиков России, определяемых ежемесячно по опросам.
Главным условием успеха в воспитании подрастающего поколения является сотрудничество священников, педагогов и родителей. Мы все с искренней заботой, надеждой и любовью смотрим на молодёжь, которую хотим защитить от деморализации, научить любви к Богу, человеку и земному отечеству, приобщить её к духу христианской культуры, плодом которой будет уважение, терпимость и справедливость. Необходимо проведение комплексных исследований характера освещения религиозной тематики в СМИ, роли СМИ в формировании отношения молодежи к религии, по разработке механизма оптимизации использования возможностей средств массовой информации.
Список литературы:
1.Бессонова, Т. В. Профилактика интернет-зависимости старших подростков [Текст] / Т. В. Бессонова // Социальная педагогика. 2010. № 6.
2.Запесоцкий, А. С. Влияние СМИ на молодежь как проблема отечественной педагогики [Текст] / А. С. Запесоцкий // Педагогика. 2010. № 2.
3.Никандров Н. Д. Воспитание и социализация молодежи: проблемы гармонизации // Проблемы современного образования. 2011. № 2.
4. Сидоров А. Насилие - вон с экрана! // Труд. 2003. №78.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 1997
6.Статья «Смерть -главный победитель всех войн. Чему нас учит история Первой мировой?» «Российская газета» (Неделя), N 6443 от 31 июля 2014 г.
7. See more at: http://baznica.info/article/
8. dommil.com/articles/129