Ковач Н.В.
Зав. ОДП МКУ «Социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних
«Гармония»
С.В. Лапенко
Зам. директора по ВиРР
Ноябрьск
Роль учреждений социального обслуживания семьи в духовном развитии несовершеннолетних
«Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя
на детях моих, сохрани их под кровом Твоим,
покрый от всякого лукавого похотения, отжени
от них всякого врага и супостата, отверзни им
уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение
сердцам их». (Ежедневные молитвы о чадах)
Думаю, многие матери начинают день молитвой о своих детях. Родителей волнует будущее своих чад, их нравственные ориентиры и гражданская ответственность. К сожалению, исторически сложившиеся обстоятельства в нашей стране, привели к отчуждению человека от подлинной духовной культуры и традиций. Современное общество живет в эпоху открытой пропаганды распущенности нравов.
Кризис общественного сознания захватил и подростковую сферу. Среди молодежи распространено стремление к личному благополучию, прагматизм, а нередко кризис проявляется в росте преступности, в том числе и детской.
Несколько десятилетий русский народ не изучал «Божественные заповеди», «понятие греха» утратило актуальность в современном обществе, заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» не понятна и чужда для современной молодежи. Надо ли удивляться появлению безразличных эгоистов, думающих только о материальном благополучии? В современной молодежной среде, несовершеннолетний сам делает свой моральный выбор, на основе собственных нравственных убеждений.
МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» (далее – Центр) видит выход из кризиса сознания в обществе в углублении интереса к духовно- нравственным аспектам воспитания. Духовная личность, это личность у которой иная шкала ценностей, которая может выйти за пределы своих эгоистических желаний, за пределы личной пользы, у нее имеется Душа.
Центр работает в городе Ноябрьск с 1996 года.
В него могут быть зачислены несовершеннолетние от 3 до 18 лет, проживающие в малообеспеченных, неполных, многодетных семьях, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, находящиеся в социально-опасном положении.
Основные причины поступления подростков в учреждение: трудная жизненная ситуация, социально-опасное положение в семье, оставленные без попечения родителей.
За 2011 год было обслужено в Центре 152 несовершеннолетних, в 2012 обслужен 141 ребенок, в 2013 году число воспитанников составило 129.
В Центре часто находятся дети, родители которых заполняют свой досуг пьянством, а также подростки из внешне благополучных семей, в которых чрезмерная занятость взрослых приводят к безнадзорности и девиантным проявлениям в поведении.
Поэтому работа учреждения направлена на выявление семей «группы» риска; на стимулирование самостоятельности семьи; на устранение причин, способствующих росту безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий.
Явления безнадзорности и беспризорности, случающиеся в жизни нашего общества, не могут нас оставлять равнодушными. Особенно актуальными для работы Центра являются вопросы изменения психологии воспитания подростков, формирование духовно- нравственной культуры несовершеннолетних.
Коллектив постоянно стремится к тому, чтобы Центр для несовершеннолетних стал настоящим домом, где ребенок чувствует себя в безопасности, где его любят и ценят, а отношения между воспитателями и воспитанниками уважительные и доброжелательные. Приобщение несовершеннолетних к религиозной культуре и традициям православия, возможно только в сотрудничестве государства и церкви. Педагогам государственной системы образования сложно правильно донести до воспитанников, основы православной жизни, так как у них нет опыта церковной жизни. По этой причине свою реабилитационную и воспитательную работу центр проводит во взаимодействии с представителями Храма. Но, поскольку, среди воспитанников учреждения имеются не только православные христиане, Центр составил план совместных мероприятий с представителями всех религиозных конфессий города на 2014 год. По плану взаимодействия с православным храмом, проведены такие мероприятия: (беседа «Крещение» и вручение нательных крестиков; встреча с представителями Православной гимназии; беседа «Сретение Господне»; беседа «Благовещение Пресвятой Богородицы»; беседа «Вербное воскресенье», освящение вербы; встреча с представителями Храма, беседа «Пасха», освещение куличей; беседа «Вознесение Господне»; беседа «Троица»). Дети участвовали в конкурсе рисунков «Дорога к Храму». Работая с представителями Православного Храма, наблюдаем, как постепенно «оттаивают» сердца воспитанников, восстанавливается правильная иерархия ценностей. Религия обладает нравственной силой, способной раскрыть подлинно человеческое в человеке и побуждает бороться со своими страстями.
На каждого несовершеннолетнего и его семью, составляется индивидуальная программа реабилитации, в которой отражаются все направления и формы реабилитационной работы. Воспитанник, находящийся в нашем учреждении, получает квалифицированную помощь различных специалистов: социальных педагогов, воспитателей, психологов, медиков, но главное его окружают атмосферой любви и заботы.
Специалисты Центра накопили определенный опыт по духовно-нравственному воспитанию несовершеннолетних. Воспитатели стремятся к тому, чтобы центр стал мастерской, где раскрываются и реализуются возможности каждого ребенка.
Целый комплекс ежедневных, ежеминутных общений с воспитанниками, выполнения ими повседневных поручений, вовлечение подростка в созидательную деятельность. совершенствует нравственные начала наших детей.
Свою работу учреждение проводит в таких направлениях :
1.«Растим патриота страны». Задачи: Общее гражданское воспитание подростков. Формирование гражданского самопознания; расширение кругозора несовершеннолетних по истории и культуре родного края.
Формы реализации: (Тематические беседы, трудовые десанты, коллективные творческие мероприятия, встречи с ветеранами труда и воинами интернационалистами, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, оформление тематических стендов).
2. «Духовное воспитание». Задачи: Воспитание у подростков чувства толерантности по отношению к людям других религий, национальностей и культур. Формирование представлений о справедливости, доброте, дружбе, правдивости.
Формы реализации: (Просмотр тематических фильмов, экскурсии, работа по совместному плану с Православным Храмом).
Приобщение несовершеннолетних к религиозной культуре и традициям православия, возможно только в сотрудничестве государства и церкви. Педагогам государственной системы образования сложно правильно донести до воспитанников, основы православной жизни, так как у них нет опыта церковной жизни. По этой причине свою реабилитационную и воспитательную работу центр проводит во взаимодействии с представителями Храма. Но, поскольку, среди воспитанников учреждения имеются не только православные христиане, МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония» составил план совместных мероприятий с представителями всех религиозных конфессий города на 2014 год. По плану взаимодействия с православным храмом, проведены такие мероприятия: (беседа «Крещение» и вручение нательных крестиков; встреча с представителями Православной гимназии; беседа «Сретение Господне»; беседа «Благовещение Пресвятой Богородицы»; беседа «Вербное воскресенье», освящение вербы встреча с представителями Храма, беседа «Пасха», освещение куличей; беседа «Вознесение Господне»; беседа «Троица»). Дети участвовали в конкурсе рисунков «Дорога к Храму». Работая с представителями Православного Храма, наблюдаем, как постепенно «оттаивают» сердца воспитанников, восстанавливается правильная иерархия ценностей. Религия обладает нравственной силой, способной раскрыть подлинно человеческое в человеке и побуждает бороться со своими страстями.
В религиозном понимании воспитание связано с воцерковлением, т.е. приобщением во всей полноте к церковной жизни, участием в церковных таинствах. В таинстве исповеди и причастия человек входит в живое общение с Богом, получает силы к познанию и изменению самого себя, к познанию Бога. Человек, считающий себя православным, обязательно должен участвовать в таинствах, потому, что по православному учению христианин не может измениться сам, без содействия благодати, без Божьей помощи. Существуют различные подходы в вопросах воспитания в православии и светском обществе. Воспитание христианина, направлено, прежде всего на воспитание его сердца, на борьбу со страстями за правильность мыслей. В одной из заповедей говорится: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Поэтому задача христианского воспитания – не столько «знания о Боге», самое главное это жить по законам Бога И если человек верующий, то он не может совершать поступки, противоречащие его нравственным устоям, моральные принципы христианина неизменны, его выбор Добра обоснован Божественными заповедями.
3. «Эстетическая культура». Задачи: Приобщение несовершеннолетних к всемирному культурному наследию, к общепринятым нормам и нравственным ценностям, единым для всех россиян. Формирование опыта нравственных отношений. Формы реализации: (Проведение музыкально-литературных гостиных, смотра художественной самодеятельности, конкурса чтецов, экскурсии в музей; встречи с музыкантами, поэтами, художниками; просмотр кино- и телефильмов).
4. «Традиции. Семейные традиции». Задачи: Формирование ценностно-смысловой сферы личности подростков на основе исторически сложившихся традиций и культуры народов России. Несовершеннолетние получают опыт работы в коллективе, производят самооценку своих потребностей и возможностей, осознают ответственность за свои поступки, учатся хранить семейные традиции, проявлять заботу о младших.
Формы реализации: (Работа родительской школы, участие в традиционных мероприятиях центра - Рождество, Татьянин день, День защитников Отечества, 8 марта, Масленица, День именинника, посещение церкви в православные праздники).
В своей работе сотрудники центра сталкиваются с семьями, у которых нарушены детско-родительские отношения, имеются психоэмоциональные проблемы. Службы сопровождения нашего учреждения консультируют родителей по проблемам взаимоотношений, корректируют детско-родительские отношения, прививают ЗОЖ, содействуют выработке положительной мотивации к труду и учебе.
Еще ни разу с проблемами в центр не обратились верующие, семьи которых живут по заповедям Божьим. Гармония это правильное соотношение ума, воспитания и образования. Видимо, в самой традиции православия заложены гармоничные основы жизни верующего и его семьи. Христианская семья дает ребенку такое миропонимание, где «Вера» и «Нравственность» неотделимы друг от друга.
Для успешной реализации реабилитационных задач по работе с несовершеннолетними и их семьями, в учреждении создано социально-правовое, психологическое, педагогическое и медицинское сопровождение, работает родительская школа «МИР». Темы лекций и бесед для родителей планируются с учетом социального заказа. Так в 2014 году были проведены занятия по теме: «Проблемное поведение детей», «Эффективное общение с агрессивными детьми», «Влияние алкоголя на организм подростка», «Особенности взаимодействия с гиперактивными детьми», «Любовь к Родине начинается с семьи», «Понимание родительской ответственности», «На тропе сотрудничества», «Мой дом- тепло семьи», «Трудовое воспитание в семье», «Подросток с отклонениями в развитии», «Роль отца в воспитании ребенка».
На занятия родительской школы приглашаются, родители, дети которых являются воспитанниками нашего центра, или находятся на патронажном обслуживании. Родители повышают свой культурный и педагогический уровень, получают консультации специалистов по волнующим их вопросам, а для некоторых это еще и «день трезвости».
Многолетний опыт работы показывает, для того, чтобы ожидать положительные результаты в воспитании подрастающего поколения, надо правильно организовать жизнь ребенка, не столько его обучить, а показать правильные ориентиры на пути самопознания. Нравственность это не только правильное поведение людей в отношениях друг с другом, это еще и моральные принципы, отношение человека к обществу, понимание смысла жизни и назначение. Когда в обществе иногда считаются «нормой» безнравственные поступки, стяжательство материальных благ, назревает кризис семьи и семейных ценностей, большая ответственность ложится на самого человека, на его нравственный выбор.
И основной задачей нашего коллектива является помощь несовершеннолетнему в выборе нравственного ориентира.
Не знаю, сколько пройдет времени, сколько случится непоправимо Злого в нашем мире, но уверенна, выйти на принципиально новый виток духовности, может общество, в членах которого проснулась искра Божья, которые живут во Христе и по заповедям Отца небесного.