Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Роль учреждений социального об...

Роль учреждений социального обслуживания семьи в духовном развитии несовершеннолетних


Гильманова Е. Л.
И.о. заведующей отделения дневного пребывания для несовершеннолетних детей
МКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Забота»
г. п.Тазовский

Гильманова Е. Л.

 И.о. заведующей отделения дневного

пребывания для несовершеннолетних детей.

МКУ «Комплексный центр

социального обслуживания населения «Забота».

п.Тазовский

 

Роль учреждений социального обслуживания семьи в духовном развитии несовершеннолетних

Человек как храм закладывается в детстве. Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.

Для организации и полного формирования духовно-нравственного развития несовершеннолетних требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации [1].

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании данного направления принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

Неоспоримую роль играют и учреждения социального обслуживания населения. Данное утверждение я предлагаю рассмотреть на примере МКУ «Комплексный центр социального обслуживания «Забота», находящийся на территории Тазовского района.

Одним из структурных подразделений данного учреждение является отделение дневного пребывания для несовершеннолетних детей. Деятельность отделения включает в себя не только работу с несовершеннолетними, посещающими отделение, но и работу с семьями, состоящими на учете в Участковой социальной службе (УСС).

По показателям работы за 9 месяцев 2014 года отделение обслужило 170 человек: 122 н/л. (из них  7 н/л-инвалида), 48 -  родители н/л  (из них  2 инвалида).

Для развития несовершеннолетнего в духовно-нравственном направлении проводится комплексная работа: с несовершеннолетним,  семьей, его ближайшим окружением.

Социальные услуги оказываются несовершеннолетним из разных категорий семей:

Многодетные семьи – 14;                   Одинокие матери (отцы) – 5;

Семьи с детьми – инвалидами – 7;     Молодые семьи до 25 лет – 2;

Семьи «группы риска» - 16;                Малообеспеченные  -14;

Не полные (вдовы, вдовцы,развед.) – 1;

Всего – 59 семей.

Для полного рассмотрения данной темы поясним что:

Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом  и духовном воспроизводстве населения.

Нормальная семья понятие очень условное. Будем считать таковой семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты  и продвижения ее членами и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.

Как институированное образование, семья обладает комплексом социальных функций и ролей, ради которых общество создает, поддерживает и охраняет этот социальный институт.

Нарушения функций семьи это такие особенности ее жизнедеятельно­сти, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенно­сти личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешатель­ство других членов семьи и т. д.) [2].

В целях формирования   духовно-нравственного воспитания среди обслуживаемых проводятся мероприятия по следующим направлениям:

Мероприятия, направленные на формирование социальной культуры;

Мероприятия, направленные на формирование семейной культуры;

Мероприятия, направленные на формирование личности.

Большую роль в духовно-нравственном развитии мы относим организации отдыха несовершеннолетних детей.

В марте на базе отделения был организован д/с выходного дня «Тундровичок» для неорганизованных дошкольников из семей оленеводов, прибывших на праздник «Слет оленеводов» из Находкинской, Тазовской, Антипаютинской тундры из межселенных территорий 5-6 песков. Д/с выходного дня посетили 40 детей из  многодетных, малообеспеченных семей.

      Для несовершеннолетних и родителей оформлена выставка ДПИ в национальном колорите.

Исходя из необходимости организации и отдыха подростков, нуждающихся в социальном обслуживании, не выезжающих в летний период на отдых за пределы района, с целью повышения эффективности мер социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в организации их питания, отдыха,  привлечения к посильной трудовой деятельности, пропаганде и поддержке активного образа жизни, в соответствии с  приказом «Об открытии и организации работы летней детской площадки «Мядико» на базе отделения дневного пребывания МКУ «Центра «Забота» номер 63-ОД от 30.05.2014г.,  в летний период 2014 года   была организована летняя детская площадка «Мядико».

УСС содействовала организации отдыха и оздоровления 27 несовершеннолетним детям.

Несовершеннолетний способный организовать свою деятельность, обладающий основами коммуникативной культурой, владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах районного и окружного уровней, любознательный, интересующийся, активно познающий мир, любящий свой край и свою Родину, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих -  вот результат нашей работы.

Список использованной литературы:

1.    Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему // Семья в России. 1999. № 1-2. С. 34. - с. 30-40.

2.    Программа “Я и моя Родина” духовно-нравственного развития младших школьников Муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ № 16 Нижегородской области город Саров.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт