Гильманова Екатерина Леонидовна,
ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения «Забота»,
п.Тазовский, Тазовский район
В современном мире происходят различные социально-экономические изменения, которые сильно влияют на формирование личности. Личность – это сущность человека. Человек становится личностью в процессе социализации, то есть после того, как он вступит в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и знаний, которые в дальнейшем он воспроизводит в своей деятельности.
Человек рождается и попадает в общество. В процессе социализации на него влияет много факторов, одним из которых является семья. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной семье или в семье, находящейся в социально опасном положении. Многие семьи не готовы самостоятельно решать свои проблемы, многие просят помощи и подхватывают опыт других семей, многие нуждаются во временной помощи при определенных обстоятельствах. Во всех случаях данные семьи нуждаются в посторонней помощи, зачастую помощи специалистов.
Проблема исследования: организация защиты и поддержки института семьи со стороны социального учреждения путем оказания социальной помощи несовершеннолетним из социально опасных семей.
Цель исследования: отразить роль социального учреждения в нравственном развитии несовершеннолетних из социально опасных семей.
Объект исследования: процесс «перезагрузки» несовершеннолетнего и его семьи, имеющей статус СОП путем формирования духовно-нравственной личности.
Предмет исследования: психолого-педагогическая деятельность социального учреждения, направленная на духовно-нравственное развитие несовершеннолетних из социально опасных семей.
Задачи исследования:
Представить сущностную характеристику семьи.
Рассмотреть особенности семьи, находящейся в социально опасном положении, и теоретический уровень проблем несовершеннолетнего из семьи, имеющий статус СОП.
Найти и предложить решение проблем несовершеннолетнего в практической деятельности социального учреждения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что на институт воспитания подрастающего поколения и на общественную жизнь в целом, положительное влияние оказывают согласованные усилия специалистов социального учреждения по социально-педагогическому сопровождению несовершеннолетних из социально опасных семей.
Преобразования, которые проходят в нашем обществе, оказывают влияние на большое количество сфер социальной жизни, в том числе на институт воспитания подрастающего поколения. Данной проблеме посвящено много исследований, научной литературы, накоплен необходимый всем нам опыт. На теоретическом уровне данную проблему рассматривают многие отечественные учёные: А. С. Макаренко [3], М. И. Буянов [4], Алексеева Л. С. [5], М. А. Галагузова [6], А. В. Мудрик [7] и многие другие.
Верным является высказывание о том, что «семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу» [8; 92]. Согласимся с мнением И. В. Гребенникова, что основными функциями для современной семьи являются:
– репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
– экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
– воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
– коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи членов семьи с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).
Некоторые авторы (Харчев А. Г., 1968; Антонова И., Медков В. М., 1996; Навайтис Г., 1999) выделяют специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
Для рассмотрения данного вопроса мы предлагаем вспомнить существующие комплексные типологии семьи, которые предусматривают выделение категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи, семьи, находящиеся в социально опасном положении [9; 36].
Рассмотрим принципы организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. «Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними [8]. Термин «семья, находящаяся в социально опасном положении» появился относительно недавно, поэтому в большинстве источников вместо него употребляется термин «неблагополучная семья». По значению они равносильны.
Государственной Думой 21 мая 1999 года принят Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1]. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основными критериями при определении семей этой категории являются:
неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
жестокое обращение с детьми со стороны родителей;
отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.
Семьей, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, матери-одиночки, семьи, имеющие детей инвалидов, родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью, семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания.
Задача социального учреждения: как можно раньше начать профилактическую работу с семьями СОП, оказать социально-психолого-педагогическую помощь путем социально-педагогического сопровождения несовершеннолетних и их родителей, а именно: сбор и анализ информации о семье, постановка социального диагноза (выявление основных проблем семьи, находящейся в социально опасном положении, определение их показателей и причин возникновения), планирование работы с семьей, практическая работа по оказанию помощи семье.
Рассмотрим практическую работу по оказанию помощи несовершеннолетнему и его семье в аспекте воспитания толерантных отношений между её членами. Для реализации данной помощи и формирования духовно-нравственного воспитания среди получателей социальных услуг проводятся мероприятия по следующим направлениям:
Мероприятия, направленные на формирование семейной культуры:
проведение мероприятий, приуроченных к праздничным датам: круглый стол «Рождественские посиделки», игровая программа «Первомай», «Золотая рыбка», «Самые дружные» с целью вовлечения несовершеннолетних в культуру и традиции российского общества, социальную интеграцию, изучения культуры и традиции праздников;
участие в выставках и конкурсах под руководством специалистов учреждения с целью привлечения внимания несовершеннолетних к истории семьи через трудовую деятельность.
проведение цикла бесед на темы «Готовность к дружбе», «Разрешение конфликтов без насилия», «Развиваем терпение» с целью социальной адаптации, развития личностных качеств, необходимых для интеграции в обществе, принятия общественных норм и правил;
проведение акций «Маленький солдат», «Ветеран живет рядом!», «Сохрани самое дорогое» с целью привития любви к России, своему народу, малой Родине, служения Отечеству, воспитания чувства гражданственности и патриотизма;
оформление стенда на темы «Наши дети», «Нормативно-правовые документы» (выписки из Конституции РФ, Конвенции по правам ребенка), «Административная ответственность за правонарушения» с целью повышения правовой грамотности;
разработка и распространение буклетов «Кадетом быть – это модно», «Что такое здоровье?», «Молодое поколение выбирает жизнь без наркотиков» с целью формирования идентичности гражданина России, военно-патриотического воспитания на примере жизни и подвига героев-земляков.
проведение Дней здоровья с целью формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
оформление стендов «Секреты здоровья», «Бросай курить!» и уголка здоровья с использованием фотоматериалов мероприятий «Прогулки на свежем воздухе», «Замайтесь спортом», «Спортивные игры на улице» и др.;
показ социальных роликов и мультимедийных презентаций на темы «Табак тебе враг», «Нет курению», «Вредные привычки» с целью сплочения участников против ПАВ и предупреждения употребления психоактивных веществ;
проведение игровых программ «Витаминный ералаш», «Здоровье – это модно!» с целью обучения навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья и здоровья общества;
посещение на постоянной основе спортивного комплекса «Орион» (катание на коньках, велосипедах) и проведение занятий на тренажерах с целью формирования навыков сопротивления социальному давлению;
организация кружковой работы «Радужная мозайка» (кружки по возрастам:«Нудико» (золотые руки) 7-10 лет, «Миртяко» (умелец) 11-16 лет) с целью развития трудолюбия, трудовых навыков;
проведение цикла бесед «Культура поведения», «Правила хорошего тона», «Доброе отношение к окружающим» с целью предупреждения конфликтных ситуаций, умения находить выход из сложных ситуаций;
реализация программы мероприятий по обеспечению стабилизации обстановки с пожарами, снижению гибели детей при пожарах с целью форсированности навыков принятия решений в экстренных ситуациях;
проведение психологических тренингов с целью формирования личностных предпосылок, формирования положительного «образа Я».
Большая роль в духовно-нравственном развитии отводится организации отдыха несовершеннолетних детей. Для достижения данной цели был реализован проект по развитию новых форм и методов вовлечения получателей социальных услуг в досуговую деятельность «Я шагаю по планете», который охватил 54 несовершеннолетних ребенка.
Достигнутые количественные результаты программы «Я шагаю по планете»
№ п/п |
Наименование |
Планируемое кол-во |
Достигнутое кол-во |
1 |
Количество несовершеннолетних, принявших участие в реализации программы |
35-40 |
54 |
2 |
Количество проведенных мероприятий |
32 |
32 |
3 |
Информационная поддержка СМИ, в том числе на официальном сайте учреждения |
10-15 |
23 |
Для качественной оценки эффективности реализации программы до начала и после окончания мероприятий программы