Математика – это всечеловеческая наука. И если нам понятно высказывание Гоголя, что при имени Пушкина нас осеняет мысль о русском национальном поэте, то выражение русский (или немецкий, или английский и т.п.) национальный математик, лишено смысла. Математический язык (в отличие от национального языка) всечеловечен, и математическая истина не имеет национальных границ.
Математика всегда была неотъемлемой и существеннейшей составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
Математическое образование есть благо, на которое имеет право любой человек и обязанность общества (государства и всемирных организационных структур) предоставить каждой личности возможность воспользоваться этим правом.
К сожалению, в нашей стране уровень математического образования с каждым годом снижается. Об этом свидетельствуют и результаты ЕГЭ и ГИА, и результаты тестирований в вузе. Отмечают, что уровень знаний студентов первых курсов, в основном достигает лишь первого и второго уровней (согласно классификации В.П. Беспалько): уровень знаний-знакомств и уровень знаний-копий. Знаниями третьего и четвёртого уровней (знания-умения и знания-трансформации) владеет лишь небольшая часть студентов (около 15%). И с каждым годом таких студентов становится всё меньше.
Отметим, что, во-первых, снижение математической грамотности ведёт к нравственной деградации населения. Так, академик В.И. Арнольд предупреждал: "Знакомство с математикой учит отличать правильное рассуждение от неправильного. А без этого умения человеческое сообщество превращается в легко управляемое демагогами стадо... Математическая безграмотность губительнее костров инквизиции" [1]. Во-вторых, снижение математического образования тормозит развитие научно-технического прогресса.
В качестве одной из причин снижения качества математической подготовки школьников и студентов можно отметить снижение внеаудиторной работы преподавателя математики с обучающимися, а как следствие, – снижение интереса к изучению предмета. Сегодня такая работа по математике вообще не востребована. Внеклассная работа в школе в основном сводится к подготовке школьников к ГИА и ЕГЭ.
В разумном сочетании урочной и внеурочной деятельности заключается успех работы учителя.
За многие годы работы в школе сложилась система, позволяющая готовить выпускников, способных:
· ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
· самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
· грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);
· быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
· самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Остановлюсь на одной из составляющих системы моей работы – внеклассной работе по математике.
Под внеклассной работой понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время.
Следует различать два вида внеклассной работы по математике:
· работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия);
· работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности.
Используя в своей работе второе из указанных выше направлений внеклассной работы по математике, ставлю следующие цели:
1. пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике;
2. расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
3. оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определённых навыков познавательной деятельности;
4. воспитание высокой культуры математического мышления;
5. развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
6. расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;
7. расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики;
8. установление более тесных деловых контактов между учителем и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников;
В своей работе использую следующие формы проведения внеклассной работы с учащимися, особенно интересующимися математикой:
§ математические кружки;
§ предметные недели;
§ математические олимпиады;
§ международная математическая игра «Кенгуру»;
§ турнир им. М.В. Ломоносова (г. Омск);
§ факультативы;
§ спецкурсы.
Остановлюсь более подробно на некоторых формах проведения внеклассной работы с учащимися, используемых в своей работе.
Математический кружок – одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. Применяю эту форму работы в 4-5-6 классах. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Наряду с хорошо успевающими учащимися занятия кружка посещают и слабо успевающие ученики и нередко весьма успешно занимаются там. Работа в кружке не является дублированием классных занятий. Тематика кружковых занятий по математике весьма разнообразна. Вот некоторые из тем, рассматриваемых на кружке: «Задачи на переливание и взвешивание», «Задачи на смекалку», «Числовые ребусы», «Математические софизмы», «Логические задачи» и другие.
Для учащихся 7 класса проводится факультатив "Введение в теорию вероятностей", а для 8 класса – факультатив «Избранные вопросы математики». Главной целью факультативных занятий является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям математикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества. Программа факультатив составлена так, что все вопросы её изучаются синхронно с изучением основного курса математики в школе. Запись учащихся на факультативные занятия производится на добровольных началах в соответствии с их интересами.
По существу факультативные занятия являются наиболее динамичной разновидностью дифференциации обучения.
При проведении факультативных занятий используются методы изучения (а не обучения) математики (например, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез и т.д., методы научного исследования, эвристический метод, обучение на моделях и т. п.), а также проблемная форма обучения.
Начиная с 9-го класса, учащимся предлагаются элективные курсы, которые могут быть посвящёны изучению одной конкретной темы (например, «Решение линейных и квадратных уравнений и неравенств с параметрами», "Модуль действительного числа", "Обратные тригонометрические функции"). Он может содержать также достаточно большое количество тем, не связанных друг с другом (например, спецкурсы "Эвристические приёмы решения нестандартных задач по математике", «Довузовская подготовка»).
Цель элективного курса – формирование знаний, умений и навыков, обязательное приобретение которых всеми учащимися предусмотрено требованиями программы общеобразовательной школы; однако предполагается иное, более высокое качество их сформированности. Учащиеся должны приобрести умения решать более сложные задачи, правильно пользоваться терминологией и символикой, применять рациональные приёмы вычислений и тождественных преобразований, использовать наиболее часто употребляемые эвристические приёмы и т. д.
В 1994 году в России появилось новое математическое соревнование – международный конкурс «Кенгуру». Конкурс «Кенгуру» возник в Австралии по инициативе известного австралийского математика и педагога Питера Холлорана и быстро распространился по странам и континентам. Ребята более чем из 30-ти стран мира принимают участие в этом конкурсе, а Россия по количеству участников занимает сейчас первое место. В чём же секрет популярности этого соревнования? Известно, что многие школьники относятся к математике как к скучному и утомительному занятию. Нелюбовь к предмету порождает непонимание, а часто и страх, которые, накапливаясь год от года, мешают ребятам учиться полноценно и с удовольствием. Конкурс «Кенгуру», работающий под девизом «Математика для всех», позволяет преодолеть психологический барьер, не дающий разглядеть за жёсткими формами «скучной и трудной науки» живое содержание и разнообразие идей. Ученики нашей школы – активные участники «Кенгуру».
Говоря об олимпиаде, следует отметить, что до сих пор эта форма внеклассной работы с учащимися являлась своеобразным итогом проделанной работы. Олимпиада – соревнование, которое, несомненно, стимулирует рост учащихся в смысле их математического образования, воспитывает у них математическое мышление, интерес к математике, настойчивость – желание не отстать от тех, которые успешно справляются
с олимпиадным заданием; часто именно участие в олимпиаде и подготовка к ней побуждает учащихся к самостоятельной работе, вырабатывает умение работать с научно-популярной литературой и т.д. Мои учащиеся - активные участники различных олимпиад по математике (школьный и муниципальный этапы Всероссийской олимпиады школьников, Международная Олимпиада по основам наук УРФО (Дом учителя УРФО, г. Екатеринбург), турнир им. М.В. Ломоносова ("Инициатива", г. Омск), интернет-олимпиады, проводимые вузами г. Екатеринбурга и др.).
Из форм работы по дополнительному образованию школьников особо хотелось бы отметить научное общество учащихся (НОУ), руководителем которого я являюсь на протяжении нескольких лет. НОУ призвано приобщить учащихся к основам научно-исследовательской деятельности. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для подтверждения тех или иных законов) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования а научной сфере: нормированную постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Яркими примерами исследовательской деятельности служат работы Тягнибок Ирины «Решение уравнений с параметрами, приводимых к линейным или квадратным», Касьяновой Вероники «Стереометрические близнецы», Миколюк Полины «Математика и музыка». В 2010-2012 учащиеся Лоцман Кристина и Мустафин Денислам занимались изучением вопросов: «Какие школьные предметы нравятся учащимся школы, а какие нет? Причины этого? Меняются ли интересы с переходом в следующий класс?» Ежегодно применялось анкетирование учащихся школы. Для обработки данных ребята использовали методы математической статистики. Промежуточные результаты исследования учащиеся представили на школьной научно-практической конференции. У ребят оказалось много помощников по обработке информации, полученные данные с успехом использовались для проведения практикумов в 9 классе по теме «Статистика – дизайн информации». Многие участники школьного НОУ продолжили заниматься научно-исследовательской деятельностью в вузе.
Предметные недели по математике являются важной формой интеллектуально-познавательной деятельности школьников. Надолго запомнятся ребятам «Час весёлой математики» (5 кл.), игра «Крестики-нолики» (6 кл.), классный час «Такая знакомая незнакомка» (9 кл.), «Математики тоже шутят» (10-11 кл.) и многие другие мероприятия, проведенные в содружестве с учениками.
Одним из видов дифференциации является индивидуальное обучение.
Индивидуальное обучение используется в моей работе как с одарёнными и высокомотивированными детьми (при подготовке к олимпиадам, написании научных работ), так и при работе с детьми по разным причинам не усвоившим материал. Оно проводится в виде индивидуальных консультаций.
В заключение хочу отметить, что внеаудиторная работа по математике в школе и вузе приносит свои плоды: во-первых, ученик, а далее студент, приобретает опыт работы с нестандартными заданиями; во-вторых, у него появляется интерес к математике; в-третьих, проявляется воспитательный момент – ученик или студент привыкает работать в команде и отстаивать свою точку зрения.
Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.
В этом и состоит главное назначение современного учителя.
Библиографический список
1. Арнольд, В.И. Математическая безграмотность губительнее костров инквизиции // Известия, № 7, 1998.
2. Современные подходы к оценке и качеству математического образования в школе и вузе: материалы XXXII научного семинара преподавателей математики университетов и педагогических вузов. Екатеринбург - 2013. - 238 с.
3. Формирование проектировочных умений учителя математики в условиях реализации новых стандартов образования: Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / Сост. Л.П. Шебанова, З.И. Янсуфина. - Тобольск: ТГСПАим. Д.И. Менделеева, 2012. - 164 с.