(Татьяна Всеволодовна Панская - руководитель региональной инновационной площадки детского сада «Звёздочка» г. Новый Уренгой, канд. пед. наук)
Из опыта создания ролевой команды РИП
«Развитие технического творчества воспитанников
и учащихся средствами образовательной робототехники.
Модель развития детей, обладающих повышенными
способностями, во взаимодействии образовательных
организаций на сетевой основе»
(2017 год)
Стремительные изменения внешней и внутренней среды общества, а также системы образования требуют поиска новых ресурсов, корректировки целей и задач обучения и воспитания.
Командные формы работы становятся необходимостью не только в организации управленческой и педагогической деятельности образовательной организации, но и в организации образовательной деятельности с детьми, поскольку формирование у детей навыков и умений работать в команде с раннего возраста востребованы в нынешних социально-экономических условиях. Процесс командообразования становится неотъемлемой частью жизнедеятельности любого дошкольного учреждения.
Анализ инновационной практики в системе образования автономного округа выявил ряд проблем:
Перечисленные проблемы не могут быть решены в одночасье. И тогда на руководителя образовательной организации ложится очень важная миссия: преобразование коллектива в команду единомышленников!
Стратегическое планирование, проектная деятельность, подготовка инновационных продуктов, любая другая инновационная деятельность становится личностно значимой не только для руководителя и его административной команды, но и для всех участников образовательного процесса, сплоченных в единую команду.
При формировании команды руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
И здесь знание руководителем своего коллектива, его сильных и слабых сторон становится особо актуальным.
Руководитель - стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для получения положительного результата при внедрении инноваций и создании продукта:
-ориентируется на социально-экономическую потребность системы образования в разработке инновации, становясь образовательным политиком;
- определяет роли в подготовке продукта для каждого участника команды, руководствуясь личностными и деловыми качествами личности;
- координирует деятельность всех членов команды при подготовке продукта, являясь координатором;
- является генератором идей, а также ведущим мыслителем при разработке инновационного продукта;
- формирует мотивацию, позицию «необходимости и потребности» каждого участника команды;
- является также интегратором и координатором инновационной деятельности среди всех участников образовательного процесса (детей, родителей и педагогов).
Следующие ведущие фигуры в разработке продуктов и внедрении инноваций – заместители руководителя образовательной организации.
Наряду с руководителем они становятся:
- организаторами;
- единомышленниками;
- идейными вдохновителями;
- изыскателями и др.
По сути, выполняют все роли рабочих пчелок, но основной их функцией остаётся функция организаторская, т.к. они вокруг себя должны уметь сплотить всех педагогов, а также организовать инновационный процесс вокруг педагогов, воспитанников и их родителей.
Тогда инновация становится просто НЕОБХОДИМОСТЬЮ! Неотъемлемой частью развития образовательной организации.
Что же дальше? А дальше крайне необходимой становится помощь высококвалифицированных либо молодых, но мыслящих по-новому педагогов. Они выполняют роли рабочих пчелок - неоценимых помощников команды заместителей руководителя.
Ну а роль рабочих пчелок - исполнителей, тружеников, внедряющих инновации, достается, конечно, педагогам и родителям. Им также можно доверить и роль оценщика инновационного продукта.
Особое внимание следует обратить на роль координатора и мыслителя из состава руководителей. Это должен быть лидер, он должен быть один, должен быть методически грамотен.
Держать курс на конкурентоспособность, успешность своего учреждения - значит делать ставки не только на эффективность инновационного проекта, но и на главный ресурс его подготовки и реализации - слаженно выстроенную ролевую команду, для которой руководитель создает мотивационное, деятельно-творческое поле и условия для реализации идей.
Прав был Генри Форд, который сказал: «Собраться вместе — это начало. Работать вместе — это прогресс. Держаться вместе — это успех».