Шупилова Л. А.
и.о. заместителя директора по УВР
МБОУ ДОД «ЦДТ»
г. Ноябрьск
Роль православия в патриотическом воспитании молодежи
«Если человек не любит хотя бы изредка
смотреть старые фотографии своих родителей,
не ценит память о них, оставленную в саду,
который они возделывали, вещах,
которым они принадлежали, значит, он не любит их.
Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие,
значит, у него нет любви к своему городу.
Если он равнодушен к памятникам истории своей страны,
он, как правило, равнодушен к своей стране».
Д.С. Лихачев
А как добиться того, чтобы дети помнили своих родителей, берегли их фотографии и с любовью рассказывали о них своим детям? Ответ, на первый взгляд, весьма прост - надо воспитывать детей. Так мы же воспитываем! Вся работа педагогов направлена на воспитание! Воспитание патриота. Воспитание духовно-нравственной личности. Воспитание стремления к здоровому образу жизни и много других качеств. Что же еще нужно воспитывать? Все, что только можно воспитываем. Все это, конечно, замечательно, но, остается один вопрос: какими способами мы все это воспитываем? Правильные ли методы мы используем?
Педагоги, психологи, родители говорят о неслыханных ранее молодежных проблемах — о переполненности различными комплексами, связанными с внешним видом, о росте агрессивности и депрессий, о компьютеризации сознания и всего мировосприятия, о подмене реального мира, в котором тошно, миром виртуальным, о подавляющем влиянии рекламы и на интеллект, и на нравственную сферу, о формировании “психологии толпы”, когда недопустимо быть немодным, не как все, об алкогольной или наркотической зависимости, начинающейся во все более раннем возрасте (что прикрывается понятиями “слабоалкогольные напитки” и “легкие наркотики”), об элементарном неумении общаться, выстраивать в речи причинно-следственные и другие логические связи и доносить их до собеседника и еще меньшее умение выслушать другого, понять и ответить на чужую позицию аргументировано и без оскорбления.
Почему же в молодежной среде есть такие проблемы, если мы так рьяно занимаемся воспитанием? А может мы, «взрослые», сгущаем краски и никаких проблем нет? Может это элементарный прогресс, эволюция, в ходе которой подрастающее поколение становится более информативным, больше следит за внешним видом, экономит речевые усилия, используя новомодные гаджеты? А нежелание служить в армии оправдывается элементарной «потерей времени», «оторванностью от жизни»? Возникает множество подобных вопросов. Один из которых риторический: «Кто виноват?» Родители, которые заняты зарабатыванием денег? Педагоги, которые недостаточно воспитывают? Всевозможные социальные институты, которые так или иначе взаимодействуют с детьми? А может все сразу?
Давайте задумаемся о способах и методах воспитания. Ведь ни для кого не секрет, что исконно историческим на Руси является воспитание в православных традициях. Особое внимание всегда уделялось патриотизму. Вспомните былинных богатырей, Пересвета и Ослябю, молитвы святых старцев за благополучие земли русской. А как мы ведем патриотическое воспитание сейчас? Мы используем в работе много разных методов и форм. Мы проводим замечательные тематические мероприятия. Но часто ли мы используем слово? Ведь всем известно, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Да, в ходе мероприятий мы говорим красивые слова, читаем стихи, приводим цитаты из литературы. А ведь неплохо было бы просто говорить без возвышенного тона о исторических событиях, подтверждающих глубину патриотизма русского народа. Кроме того, следовало бы вспомнить и о том, что патриотизм -это любовь к Родине, которая произрастает из заботы о своей семье, поддержки друзей, уважения к старшим, готовности помочь младшим, стремления сделать мир вокруг лучше... Следовательно, из того, что вытекает из православных традиций воспитания.
Влияние православия на воспитание велико. В теории. Но, хотелось бы обратить внимание на то, что православное воспитание - это прежде всего слово священника, батюшки, как его называют в миру, человека, чья жизнь направлена на служение. Ведь именно он является, если можно так сказать, «официальным представителем церкви». И одни и те же слова, сказанные учителем и священником будут восприниматься по-разному.
Я думаю, чтобы уверенно говорить о влиянии православия на патриотическое воспитание молодежи, нужно сначала это воспитание организовать. Ведь в Храм ходит далеко не вся молодежь. Далеко не все семьи придерживаются православных норм жизни. И тем более, не все школы регулярно организовывают и проводят встречи с представителями православия. На сегодняшний день я не знаю о существовании продуктивной программы работы Храма с молодежью. Не спорю, есть много мероприятий, которые носят разовый характер. Но мы знаем, что только системные действия приносят результат. А нам нужен только положительный результат. И над этим предстоит еще очень много работать.
Смею надеяться, что с открытием в нашем городе духовно-нравственного центра ситуация изменится. И на следующих Рождественских чтениях мы будем с гордостью говорить о первых результатах работы с молодежью. Кроме того, может быть, после этих Чтений в школах появится потребность провести ряд бесед со священниками. Бесед как для детей, так и для родителей. Может организовать что-то вроде «закрытого просмотра» с последующим обсуждением фильмов с глубоким содержанием с участием представителей разных социальных институтов, в том числе и Церкви.
В этой ситуации вопросов больше чем ответов, но это неплохо, значит мы работаем, ищем пути решения проблемы. А ведь давайте задумаемся, проблема не в том, что «молодежь плохая», а в том, что мы, те, кто уже вправе наставлять молодежь, ее просто теряем. Позволяем кому-то засорять мозги наших детей не просто ненужной информацией, а вредоносной грязью. Разве возникал вопрос у мальчишек времен Великой Отечественной войны о нужности- ненужности служения Отечеству? Разве мечтали о высокой зарплате те, кто голодные, в холодных корпусах заводов делали детали для танков и самолетов? Разве о славе мечтали партизаны, пробираясь по страшным болотам? Нет! Все они хотели только мирного неба для Родины, спокойной жизни для Семьи, благополучия для своего городка или сельца. Поэтому давайте постараемся не «скидывать» проблемы и работу по воспитанию патриотизма - одного из самых важных качеств личности, на кого-то, а сами научимся нести полную ответственность за ту часть, за которую отвечаем именно мы! Когда каждый из нас будет честно признавать свои ошибки, стремиться их исправлять, может быть тогда и наша молодежь будет брать с нас пример, потихоньку отрывать свои взгляды от монитора компьютера и обращать их в сторону живой полезной деятельности.