В прошлом году вместе с классом я побывала в старинном городке Нижегородской области, который поразил всех нас своей самобытностью и народным творчеством. Это город Городец.
Мне захотелось больше узнать об этом талантливом городе и рассказать тем, кто не был в нем, приобщить ребят к народному творчеству.
Обращения к культуре вижу в гармонизации отношений человека с действительностью, которые в настоящее время имеют огромное значение в развитии современного общества. Объясняется эта необходимость тенденциями, ставящими под угрозу духовное выживание человечества.
Городец — древнейший город Нижегородской области. Он относится к числу малых исторических городов России. За века он пережил периоды расцвета и упадка, славы и забвения. Городец был городом честолюбивых князей и талантливых мастеров, городом суровых старообрядцев и предприимчивых купцов. Возник он во второй половине XII века на левом берегу Волги как пограничная крепость
Современный Городец — известный на всю Россию центр развития художественных промыслов. Сегодня живут в городе и радуют глаз замечательные промыслы и ремёсла: резьба и роспись по дереву, жбанниковская свистулька, гончарное дело, изготовление дымников из просечного железа, золотное шитьё и многие другие.
Городец XIX века был не только богатым купеческим селом, но и местом сбыта изделий кустарных промыслов, преимущественно резьбы и росписи по дереву. В окрестных деревнях издавна изготовляли и расписывали глиняную посуду, конские дуги, сани, игрушки, прялки.
Городецкий краеведческий музей обладает двумя прекрасными образцами местной кустарной мебели конца XIX века — это богато украшенные резьбой и росписью шкафы для посуды, изготовленные мастером
Сегодня традиционный народный художественный промысел «Городецкая роспись» развивается как искусство. Мастера фабрики участвуют в различных выставках. Некоторые из них в 1985 г. за возрождение традиции Городецкой росписи были удостоены Государственной премии РСФСР имени
В настоящее время предприятие выпускает более 500 наименований изделий: хлебницы, солонки, наборы посуды, доски, сундучки, шкатулки, детские игрушки и мебель. Работы городецких мастеров можно увидеть во многих странах мира.
Во многих деревнях и селах Городецкого района Нижегородской области издавна лепка глиняных игрушек была массовым явлением. Лепили игрушку и взрослые, и дети — каждый по своим фантазиям и разумению. Опытные мастера — для продажи, остальные — для души. Лепили игрушки и в Рыжухино, и в Ромпино, и в других деревнях, но центром стала деревня Жбанниково — по ее имени игрушка и стала называться «жбанниковской».
Среди народных скульпторов Жбанникова выделяется Ларион Трифонович Потатуев. Он делал серии свистулек в виде оленей, птиц, охотников и др. В изображении животных он добивался большого сходства, обобщённости, яркости. Хороши были также радужные расцветки его игрушек. Степан Григорьевич Сироткин стал не менее известным мастером свистульки. Секреты своего мастерства он успел передать своим детям. Благодаря им старинный промысел был спасен от исчезновения и сейчас переживает второе рождение. В Городце проживает потомственный мастер жбанниковской свистульки Тимофеева Прасковья Степановна (дочь С.Сироткина), которая сохранила старинный вид народного прикладного искусства и по наследству передала это искусство своим детям и внукам. Тимофеева Прасковья Степановна — Народный мастер
В настоящее время в селе Первомайском Балахнинского района, где жила семья Тимофеевых, в их доме расположен музей.
Городецкие мастера по выделке глиняной посуды были известны еще в глубокой древности. Еще в течение XIII — XIV веков
Нижегородская область славится своей вышивкой, а Городец всегда был известен как один из центров золотного шитья. Традиции этого промысла очень глубоки. Вышивка — одно из самых любимых и традиционных занятий русской женщины. В фондах музея немало прекрасных народных костюмов XVIII — XIX веков, украшенных городецкими золотошвеями. Во второй половине 20 века на базе артелей возникла Городецкая строчевышивальная фабрика. В
В настоящее время
Городец был известен не только как крупный центр торговли хлебом и щепным товаром, но и центр пряничного дела. Выпечка печатных пряников — один из самых старых местных промыслов, известен он с XVIII столетия.
Расцвет пряничного дела пришелся на конец XIX века. Городецкие пряники славились наравне с тульскими и вяземскими. Было их более 30 сортов: печеные, сахарные, сиропные, ликер, медовые, фруктовые и другие. С Нижегородской ярмарки они расходились по всему Поволжью, шли на Дон и в Сибирь. Выпечкой пряников занимались несколько фамилий потомственных пряничников, преимущественно староверы: Бахаревы, Беляевы, Глазуновы, Лемеховы, Щербаковы. Кроме традиционных птиц и зверей, в XIX — начале XX века на пряничных досках вырезались сложные картинки с разными пожеланиями и фирменными надписями: «Кого люблю, того дарю сердечно», «Дарю Маше», «Миндальный пряник», «Кислая кавришка» и прочее. Традиции пряничного дела живут в Городце до сих пор.
Понятие «
Воспитать любовь к прекрасному — это значит знакомиться с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.
Народное творчество — источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомясь с изделиями народных промыслов, дети приобщаются к родной культуре, входят в мир прекрасного, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность любить и радоваться жизни.