Цель:
Получение учащимися представления о литературе вообще и о детской литературе как об искусстве слова. Для этого необходимо, во-первых, познакомить их со значением слова «литература», во-вторых, наглядно продемонстрировать, в чём специфика литературы для детей.
Цветущие розовые кусты
заглядывали с крыши в открытое окошко;
тут же стояли их детские стульчики.
Кай с Гердой сели каждый на свой
и взяли друг друга за руки.
Холодное, пустынное великолепие
чертогов Снежной королевы
было забыто ими как тяжёлый сон.
Г.Х. Андерсен.
Этапы урока |
Содержание |
Формирование УУД и технология оценивания |
I. Актуализация знаний. |
Классный час проводится после изучения творчества Г.Х. Андерсена на уроках литературы. Дети уже имеют представление об особенностях сказок этого автора. Звучит сообщение, приготовленное учеником: Начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге ежегодно 2 апреля , в день рождения великого сказочника из Дании Г.Х. Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги. В этот день всё человечество вспоминает о том, что с малых лет человеку необходимо читать хорошие книги. – непреходящая роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли. Детская литература появилась сравнительно недавно. До середины 17 века детям в основном рассказывали сказки устно, или они читали примерно то же, что и родители, например, басни . Но в основном круг детского чтения сводился к чтению Библии. В 18 веке дети читали уже такие знаменитые сегодня произведения как «Робинзон Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, не менее популярными были сборники восточных сказок. И только в 19 веке они смогли читать специально для них написанные произведения, в частности, сказки братьев Гримм и Г.Х. Андерсена, который внёс свой вклад в создание детской книги. В России- своя история. Ещё в 17 веке иеромонах Савватий писал стихи специально для детей , а в 18-19 веках детские произведения создавали С. Аксаков, А. Шиишков, А. Погорельский и другие. Тогда же начали появляться и первые детские журналы. Свой вклад в развитие детской литературы реализовали советские детские писатели и поэты: А. Гайдар, Н. Носов, А. Барто, К. Чуковский, В. Бианки, Б. Заходер, Э. Успенский и многие другие. В настоящее время детская литература – это отдельное направление искусства слова. Каждый год одно из национальных отделений Международного совета получает почётное право выступать международным спонсором этого замечательного праздника - международного Дня детской книги. Ежегодно определяется тема праздника, приглашается известный автор из страны-хозяйки, чтобы написать послание всем детям планеты. Также приглашается известный художник, чтобы создать плакат Международного дня детской книги. В дальнейшем эти материалы используются для популяризации книг и развития интереса к чтению по всему миру. Также в День детской книги (раз в два года) детским писателям и художникам вручается главная и самая престижная в данной литературной области награда – международная премия имени Г.Х. Андерсена с вручением золотой медали (её ещё называют «Малой Нобелевской премией»). Золотую медаль с профилем великого сказочника вручают лауреатам на очередном конгрессе Международного совета по детской книге, как и Почётный диплом за отдельные книги для детей, который присуждается за иллюстрирование детских книг и их лучшие переводы на языки мира. Традиционно к Дню детской книги приурочивают проведение различных выставок, конкурсов, представлений, конференций и фестивалей, посвящённых лучшим детским произведениям. А ещё - утренники и Недели детской и юношеской книги, куда приглашаются современные детские писатели и поэты, которые читают свои произведения и отвечают на вопросы маленьких читателей. |
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем обобщать результаты собственной работы на уроке.
Познавательные УУД 1. Пользоваться изучающим видом чтения. 2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 3. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 4. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 5. Пользоваться словарями, справочниками. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. 7. Строить рассуждения.
Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
|
III. Открытие новых знаний. 1.Формулирование темы урока. |
– Справедливым ли вам кажется. Что именно в день рождения Андерсена принято отмечать Международный день детской книги? - Чем должна отличаться литература для детей от литературы для взрослых? С помощью учителя формулируются признаки произведения для детей. (1 - интересно для детей-присутствуют чудеса, развивает фантазию; 2 - понятна для детей—язык прост, выразителен (тропы), необычные герои, образы; 3 - воспитывает какие-то качества, поучает, способствует формированию личности.) Оставив место для темы-заголовка, ответы оформляются письменно на листах бумаги, которые раздал учитель в начале урока в 2-3х предложениях. (в ответах отмечаются особенности произведений, которые могли бы вызвать интерес и реализовать потребности маленького читателя и особенности произведений Андерсена, которые соответствуют требованиям читающего ребёнка .) Желающие поделиться своими ответами зачитывают их . Формулируется и записывается тема классного часа. Что объединяет известные вам произведения Андерсена ? - это сказки. Какие бывают сказки? - народные, и авторские. Определение сказки по толковому словарю Т.Ф. Ефремовой – «повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях». – В чём отличие народной сказки? (Автор не указан, автором является сам народ.) Фронтальная работа. – Почему сказку называют «маленькой дверью в большой мир»? Потому что в сказках в упрощённой, иносказательной, сказовой форме рассматриваются жизненные ситуации и поднимаются достаточно непростые жизненные вопросы. – В чём отличие авторского произведения? (Оно в большей степени универсально, то есть может быть воспринято всеми, всем человеческим сообществом.) В чём отличие народной сказки—авторской сказки--особенность сказки Г.Х. Андерсена? |
|
2. Постановка задачи. |
1. – Давайте вместе проанализируем особенности авторской сказки Андерсена. Назовите известных вам героев его произведений. ( ученики вспоминают сказки и героев сказок Андерсена). 2. - Наша задача доказать, что авторские сказки Г.Х. Андерсена являются литературой для детей, поэтому очень справедливо , что день рождения данного писателя является Всемирным днём детской книги. |
|
3. Открытие и применение нового знания. |
1. Работа в микрогруппах. Ученикам предложены тексты самых известных сказок Г.Х. Андерсена. («Снежная королева», «Оле-Лукойе», «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Свинопас», «Пастушка и трубочист»…) . На листе микрогруппы учеников оформляют признаки детской литературы, выявленные в предложенной им сказке Андерсена. Признаки оформляются в виде 1 ветви интеллект-карты. Используются рисунки, определяются связи по желанию учеников.
На доске в центре - объект «Сказки Г.Х. Андерсена». |
|
IV. Итог урока. |
- микрогруппы у доски представляют результаты своей работы, прикрепляя к центральному объекту свою ветвь интеллект-карты с названием доставшейся группе сказки. Таким образом на доске постепенно возникает большая интеллект-карта с центральным объектом « Сказки Г.Х. Андерсена» в результате все выступившие микрогруппы приходят к выводу, что сказки Г.Х. Андерсена – являются произведениями детской литературы. На данном этапе учителю важно вместе с детьми назвать «сквозные» темы сказок Андерсена. – Что нового открыли для себя? (Мы разобрали понятие «детская литература», доказали, что сказки Андерсена являются произведениями для детей и что очень справедливым является то, что именно в день рождения Андерсена отмечается Всемирный день детской книги.) – Чего вы ждёте от новой встречи со сказками Г.Х. Андерсена? |
|
V. Домашнее задание. |
Подготовить проект об одном из детских писателей по выбору, с элементам доказательства, что его произведения—произведения для детей. |