Крузер Наталья Сергеевна,
МБОУ «Школа № 5»,
г. Муравленко
Повысить качество восприятия классики –
повысить нравственное здоровье людей.
Лихачёв Д. С.
Лучшим образцом вдумчивого чтения, вызывающего посильную работу мысли без ущерба цельного впечатления, является модель семейного чтения.
Щерба Л..В.
Когда говоришь о семейном чтении, перед глазами проносится немало картин. Вот одна из них. В небольшой уютной комнатке собралась семья. Суета и хлопоты прошедшего дня остались позади. Все сидят на своих любимых местах. В руках у матери книга. Близкие люди заворожено слушают её неторопливую речь. Так, Иван Иванович Панаев, русский писатель, журналист и литературный критикXIX века вспоминал: «… при наступлении долгих зимних вечеров матушка учредила раза три в неделю чтение вслух. Все мы собирались и садились вокруг стола: сестра читала – мы слушали» [1].
А что же в наши дни? Знакомы ли современные дети с традицией семейного чтения? Представим их в кругу семьи, где мать или отец читают вслух художественные произведения. Картина идиллическая, но часто нереальная. В жизни мы видим другое: хлопоты хозяйки на кухне, на диване азартно болеющего за свою команду главу семейства и в лучшем случае ребенка, устроившегося где-нибудь с книгой в руке. Он один в этом мире художественной литературы. Хорошо, если книга, выбранная для чтения, научит добру, справедливости, чести.
Спрашиваю учеников в одном из своих классов: давно ли проводили время с семьей за совместным чтением? Смеются. Вспоминают, когда это было. «В детстве. Когда мне было лет 5-6. В начальных классах», – слышу я ответы. Две девочки говорят, что иногда их мамы читают вместе с ними. Одна рассказывает, как отец, увидев, что она читает летом М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», попросил почитать вслух.
Получается: уходит традиция семейного чтения из нашей жизни? А, как следствие, приходят трудности, с которыми ребенок сталкивается в школе. Это и недостаточно развитая речь, и снижение творческой активности, трудности с восприятием информации на слух, неумение аргументировано отстаивать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам, повышение агрессии и жестокости.
Как сделать так, чтобы сохранить интерес к чтению у детей? Проблема важнейшая и в наши дни приобрела мировой масштаб. Общественность заявляет, что происходит резкое падение общего уровня культуры. Чтение, к сожалению, теряет свой престиж. Книге становится сложно соперничать с компьютером и телевизором, столь популярными у молодежи. Да и предпочтения семьи часто ограничиваются развлекательными, а не познавательными передачами. Но соперничать все же нужно, хотя бы потому, что компьютер и телевизор чаще информируют и обучают, а родителей и педагогов должны волновать вопросы нравственного развития ребенка.
Какие же пути решения этой проблемы? Думаю, их много. Школы и семейные библиотеки ищут новые методы и приемы, чтобы заинтересовать ребят, привлечь их к чтению книг. Так, в прошлом учебном году мои ученики участвовали в новом для них городском конкурсе буктрейлеров по любимой книге семьи. Творческий поиск, монтаж фильма, озвучка, а в центре событий – книга и семья.
Именно семья ближе всего находится к ребенку и её влияние на подрастающее поколение переоценить сложно. Читающие родители – прекрасный пример для ребенка, который тоже потянется к книге. Хорошая домашняя библиотека – кладезь знаний, который ему пригодится в жизни. Совместное чтение – прекрасная традиция, которая сблизит взрослых и детей, научит чувствовать и сопереживать, наблюдать и мыслить. Проведенное вместе время компенсирует огромный дефицит общения, который существует в современной семье. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда и вопросы у ребят становятся совсем не детские. Что же выбрать для совместного чтения с ребенком?
Я вхожу в класс, достаю книгу. Ребята смолкают, смотрят с интересом. Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». И начинается разговор выдающегося человека с молодым поколением о самом главном. Ребята сразу улавливают интонацию писем. Говорят, что похоже на поучение, и вспоминают «Поучение Владимира Мономаха». Д. С. Лихачёв, как духовный наставник, с высоты своих прожитых лет припас для ребят немало жизненных истин. Он говорит о том, о чем они в силу своего возраста, может быть, и не задумывались. А если задумывались, то не нашли пока ответа. Речь его понятна и не грешит назидательностью. Оттого все в классе слушают внимательно.
В работе учителя литературы большое место отводится духовно-нравственному воспитанию школьников. Именно об этом письма Лихачёва, основанные на нравственных заповедях Евангелия.
В первом письме, которое называется «Большое в малом», Дмитрий Сергеевич говорит о том, что у каждого должна быть цель в жизни. Но достигать ее необходимо честным путем и принципа этого придерживаться во всем, даже в мелочах. Мир духовных ценностей отличен от мира материального. А в качестве иллюстрации пример из Достоевского «Преступление и наказание». Ребята не читали ещё это произведение, но пример им понятен. Предлагают свои жизненные ситуации, спорят, вспоминают прочитанное на эту тему. Зацепило.
Услышать мнение ребенка, увидеть, как он размышляет, сопереживает, как от раза к разу становится взрослее – это счастье педагога и родителей. Книга здесь – лучший помощник. Придет она на помощь взрослым и в тот момент, когда нужно будет объяснить что-то сложное.
В чем смысл жизни, пожалуй, задумывался каждый человек. Лихачёв считает, что нужно иметь не только жизненную цель, но и принципы, которые можно сформулировать на бумаге, например, в личном дневнике. Следовать своим принципам с достоинством, руководствуясь нравственными понятиями доброты, великодушия, честности. У каждого человека свое предназначение. Но главное – быть счастливым. Не для себя. Для того, чтобы окружающих тебя людей тоже сделать счастливыми. Как просто и мудро!
А ведь сам Лихачёв тоже жил по принципам-заповедям. Составил их в количестве двадцати пяти. Одна звучит так: «Не уставай в труде и самосовершенствовании: творчески обогащая мир – изменяешь себя, нравственно совершенствуя себя – изменяешь мир» [2]. Нужно стремиться к нравственным вершинам – вот к чему он призывает. Не только человек должен достигать этих вершин, но и весь народ. Об этом читаем в письме «Нравственные вершины и отношения к ним».
Дмитрий Сергеевич написал много книг, и это были не только научные труды. Его волновали живые люди, их мысли и чувства. Так, письмо девятое, которое называется «Когда стоит обижаться?», посвящено, казалось бы, самому обыденному чувству человека – обиде. Но обида порой доставляет людям немало страданий: недопонимание, разлад в семье. Обиду Лихачёв считает чувством недостойным, унижающим нас. Недостаток ума или наличие комплексов, по мнению автора, делают человека обидчивым. Обижаться надо только тогда, когда человек намеренно хотел вас обидеть. Да и то стоит подумать. «Будьте умны», – призывает нас Дмитрий Сергеевич [3].
Д. С. Лихачёв считал, что воспитание дает не только школа и семья. Человек обязательно должен заниматься самовоспитанием. Воспитанность проявляется, прежде всего, в семье. Казалось бы, много книг написано на эту тему, но люди мало из них черпают. Автор писем, прежде всего, отвечает на важный вопрос, почему нужно быть воспитанным человеком. Не давая готовых рецептов, Лихачёв пишет: «…хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше…Надо уметь не мешать друг другу» [4].
Иногда в семьях, которые на первый взгляд кажутся благополучными, дети вырастают циничными, безразличными к проблемам общества и собственных родителей? Может быть, это происходит потому, что благополучие было материальным, а не духовным?
«Письма о добром и прекрасном» могут стать настольной книгой во многих семьях. Сорок семь писем, каждое из которых учит главному – добру, а значит, нравственности.
Откликаясь на письма академика Дихачева, ученица 9-го класса пишет: «На мой взгляд, создание «Писем…» Дмитрием Сергеевичем Лихачевым –это отличная идея для воспитания достойного будущего поколения. В своем сборнике автор отвечает на жизненные вопросы, на которые не все взрослые бы ответили. Именно в нашем возрасте формируется личность. Каждый для себя определяет, что такое хорошо, а что такое плохо. Определяет, каким человеком он станет в будущем, и какими качествами будет обладать. Данная книга полезна для прочтения не только молодому поколению, но и более старшему. Ведь никогда не поздно научиться чему-то хорошему».
Домашнее чтение формирует детское сознание, дает представление об отношениях между людьми, о красоте настоящих чувств. Минуты, проведённые за семейным чтением, останутся с ребёнком на всю жизнь!
Будут ли читать современные дети? Думаю, что многое в этом вопросе зависит от нас, взрослых, вовремя поделившихся с ребенком своими впечатлениями о прочитанном, помогающих ему собрать свою библиотеку, нашедших минутку, чтобы склониться вместе над книгой.
Когда семиклассник Леша вместо дежурства по школе прячется у меня в кабинете и читает Джека Лондона, я не тревожу его, ведь сейчас он находится под воздействием магической силы чтения. И хочется, чтобы одной из следующих его книг тала книга Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Список литературы
Панаев В.И. Воспоминания / Вестник Европы. – 1867. – Т. 3. – 213с.
Лихачёв Д.С. Земля родная: Книга для учащихся.– М.: Просвещение, 1983.
Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Детская литература, 1989. – 47с.
Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Детская литература, 1989. – 57с.