Лучший способ воспитать хороших детей
- это сделать их счастливыми.
О. Уайльд
Все, что есть хорошего в человеке, формируется в процессе воспитания. А что такое воспитание? Одно из определений – процесс систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. Осуществляется оно в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодежных организаций, общественности. Ключевым институтом здесь выступает семья. Ведь именно в семье формируются азы восприятия ребенком окружающего мира, поведения в обществе, этикета и других, необходимых для жизни качеств.
Своеобразным «воспитательным кодексом» для формирования ценностей в семье во все времена служили православные традиции, которые направлены на формирование доброго, отзывчивого, трудолюбивого и честного человека. Законы «Не убий», «Не укради» и т.д. соблюдались беспрекословно. Авторитет родителей был непререкаем. Злословие наказывалось розгами и всеобщим позором. «Славен отец, коли его сын здоровья желает всем встречным, да по трудолюбию ему нет равных» - записано в одном из старых сводов правил. Что же мы наблюдаем сейчас? Семья осталась важнейшим институтом воспитания? К сожалению нет. А почему? Что изменилось с тех времен, когда главным заветом было: «Никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай»? Со временем изменился жизненный уклад, и, как следствие, изменились ценности. В наш век всеобщей технологизации, стремления к материальному благополучию и внешнему лоску, в семьях стали много времени уделять воспитанию в детях жажды наживы. Ряд телепрограмм рассказывает о том, как здорово быть богатым, как престижно покупать дорогие вещи и ездить на эксклюзивных автомобилях. Разумеется, жить в достатке и ни в чем не нуждаться – это замечательно. Но! Гораздо важнее, когда человек умеет оставаться человеком. Оскар Уайльд говорил: «Лучший способ воспитать хороших детей - это сделать их счастливыми». Подумайте сами, неужели самый супердорогой и модный гаджет даст вашему ребенку ощущение счастья? Если на этот вопрос вы ответили положительно, значит как родители вы не состоялись и «подать кружку воды» вам будет некому, потому как не научили вы детей главному - заботе и сопереживанию.
Очень важно разговаривать с детьми. Давайте задумаемся, когда последний раз вы просто разговаривали со своими детьми. Просто так, по душам. Не читали нотации о том как важно учиться, с кем дружить, что одевать, а просто вспоминали свое детство. Рассказывали о своих родителях, интересовались их мыслями? Когда это было? Подумайте, ведь лучшие средства воспитания – это собственный пример и спокойная аргументированная речь, но никак не поучительные беседы, не подкрепленные родительским примером. Дети наше полное подобие. Они будут заботиться о нас, если мы заботимся о своих родителях. Нельзя от них требовать того, чему мы их не научили! Мир крепок до тех пока дети заботятся о родителях, с уважением относятся к окружающим и ценят каждую секунду, проведенную под кровом отчего дома.
А как обстоят дела сейчас? Дети с превеликой радостью уезжают учиться в другие города только потому, что «Ура! Свобода! Предки доставать не будут!» Даже не родители, а предки! Это самое страшное – даже в словах утрачиваются теплые отношения между самыми родными людьми. Не родители, т.е., «те, кто родил и дал Родину», а предки – «те, кто был перед нами». А почему они так хотят уехать из дома? На этот вопрос должен ответить каждый отец и каждая мать честно прежде всего самим себе.
Давайте подумаем, что же привело к таким печальным результатам? При обсуждении этого вопроса модным стало ругать СМИ, которые несут бескультурье в массы; интернет, где можно найти все, что угодно, причем, не всегда хорошее; школу и учителей: не хотят, мол, воспитывать достойно наших детей, и за что деньги получают? Но ведь работа СМИ состоит в том, чтобы транслировать в массы все, что происходит в мире. В интернете должна быть помещена всевозможная информация, которая может потребоваться людям не только для праздности, но и для полезных дел: например, научных исследований. Школу засыпают различными приказами и указами, в которых четко регламентируется, каким должен быть выпускник. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской образовательной школе, - это высоконравственный, инициативный, самостоятельный, компетентный гражданин России с четко выраженной позитивной гражданской позицией.
Ориентируясь на этот воспитательный идеал, образовательные учреждения определяют цели духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Например: личностный рост каждого школьника, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия.
Школы создают и реализуют огромное количество воспитательных программ, но мало что меняется. Почему? Может быть потому, что с древних времен ничего не изменилось и воспитание должно начинаться с семьи? Может потому, что именно родители должны научить своих детей выбору передач для просмотра на телевидении, подбору литературы для чтения, особенностям пользования интернетом и т.д. – работать над формированием духовно-нравственных потребностей.
Но давайте подумаем почему семья утратила свой воспитательный потенциал? Может потому, что раньше семья начиналась с Венчания? С великого Таинства, в ходе которого две судьбы становятся одной до конца своих дней и делят пополам все испытания, уготованные Господом!
А с чего начинается семья сегодня? Голые цифры статистики. В 2014 году 78% браков в России зарегистрированы, когда невесты (которые должны вступать в брак невинными девушками) уже ждут ребенка. Все ли 78% этих пар любят друг друга или просто долг? Или еще что-то? Все ли дети в таких браках желанны обоими родителями? Будут ли их воспитывать в любви? Вопросов много.
Новое время требует от школы содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. А что новое время требует от родителей? Контроль за детьми? Так это их святая обязанность. Кроме того, далеко не все родители несут ответственность за своих детей. Ведь зачастую даже за проступки детей во внешкольное время письмо приходит на школу. Нарекания получают директор школы, социальный педагог, классный руководитель и весь педагогический коллектив. А родители, по чьей вине, кстати, дети и попадают во всякие нелицеприятные ситуации, иногда даже не приходят на заседания соответствующих комиссий. Уважаемые родители! Где же ваши родительские обязанности? Где ваша любовь и забота? Почему вы отстраняетесь от детей? И что потом требуете от них, не видевших от вас положительного примера для подражания? Зачем вы сводите все воспитание к формулам: «Я тебя кормлю- одеваю, а учит и воспитывает пусть школа. Им за это деньги платят». «Ты должен учиться, чтобы сделать карьеру и обеспечить себе будущее без материальных проблем». Когда у вас возникает желание сказать эти слова, хорошенько подумайте! Ведь в школе дети «живут» только 11 лет, а вам видеть и пожинать плоды своего воспитания всю жизнь. Ваша спокойная старость зависит от вас самих.
Школа на сегодня отличный воспитательный институт! Она единственная осуществляет духовно-нравственное воспитание наших детей. Учителя уделяют много времени своим ученикам, стараются прививать им самые лучшие качества. Но как бы они не старались, если воспитательные ориентиры семьи и школы не совпадают, результат положительным не будет. К сожалению, настало такое время, когда нужно воспитывать семью. Но кто это будет делать? Уверена, что это точно не обязанность школы и учителей! Наверное, большое внимание развитию воспитательного потенциала семьи, да и вообще, возрождению семьи, как основы общества, должна уделить церковь. Я думаю, что слово и пример священнослужителя для многих семей станут переломным моментом в осознании себя семьей.
Наверное, не надо обвинять государство, СМИ, интернет и прочие структуры в создании условий для потери духовности. Надо научиться быть родителями, людьми, которые дали жизнь и несут ответственность за эту жизнь. «Родители недостаточно исполняют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо все это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека» - давайте вместе задумаемся над этими словами и честно ответим себе на вопросы: «Все ли мы делаем для своих детей? Достаточно ли мы дарим им своей души? Не подменяем ли мы духовную близость в семье дорогими подарками-отцепками? Формируем ли мы в них духовные ценности?»
В одном из официальных документов сказано: «Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха». Для духовно-нравственного воспитания нет несовременных условий. Нравственные нормы не меняются. Всегда добро будет добром, а зло - злом. Понимание остается пониманием всегда. Но за нравственные нормы дети принимают те, которые «прописаны» в их семьях. И успехом в жизни будут считать то, на что ориентирован уклад их семьи. Если мы живем в бешеном ритме зарабатывания денег, чтобы купить все на свете, для наших детей это будет нормой и законом!
Дальше откладывать уже некуда! Мы часто видим, как дети выгоняют родителей из дома, сдают в дома престарелых, судятся из-за имущества... Подумайте, кто их этому научил? Какие у них главные ценности в жизни? И в какую сторону развита их личность?
Измените себя и мир вокруг Вас станет другим!