Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Семья как школа любви

Семья как школа любви


Боброва О.Л.
воспитатель
МБДОУ «Малыш» муниципального образования
г. Ноябрьск


"Я люблю, и значит, я живу…"

(В.Высоцкий)

  Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – это тепло, нежность, радость, это главная движущая сила развития человечества.                                   Поэтому мы можем назвать семью школой любви. Каждый из нас нуждается в том, чтобы его любили. Первое и главное место, где у нас есть возможность почувствовать любовь – родительский дом, семья. Навыки общения с родными, приобретаемые в семье, ложатся в основу наших будущих отношений с другими людьми. В настоящее время эта тема очень актуальна выходит на передний план.

Сегодня меняется тип отношений ребенка и взрослого. Времена меняются, и сегодняшние дети более самостоятельные и информированные, владеют ПК и разбираются в «навороченной» технике, они более самоуверенные и смелые, порой это даже выглядит как пренебрежение к авторитету и мнению взрослых. В большинстве случаев они больше ориентированы на себя и реализацию своих желаний, чем на ценности коллектива, они более безответственные и неорганизованные. Впрочем, это можно считать свободой и независимостью, если это не доставляет серьезных проблем. 

Любимый ребенок открыт и доверчив. Он получает уроки истинной любви, когда наблюдает, как родители заботятся о нем, старается брать с них пример, учится слушать родителей, выражает им уважение и благодарность.                              

Вспомним слова из Евангелия «Почитай отца и мать твою, и да продлятся дни твои на земле».*

 Родитель должен завоевать сердце ребенка, направить его в добрую и созидательную жизнь. Boт почему отец и мать должны открывать эти добродетели в себе. Продолжить самого себя, повторить себя в своем ребенке – это величайшее счастье родителей. Мы порой смотрим на своего ребенка, как на изумительное, неповторимое чудо, мы готовы отдать нашим детям все, лишь бы им было хорошо. Но не забывайте, что он должен быть, прежде всего, человеком. А в человеке самое главное – это чувство долга перед теми, кто делает тебе добро, чувство признательности и благодарности. За добро ребенок должен платить добром – это важнейший закон родительского воспитания. Как же добиться того, чтобы золотые крупинки, которые мать и отец дарят сыну, дочери превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное – надо учить ребенка видеть и чувствовать, понимать и пере­живать всем сердцем.

Семья – первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива – детского сада, школы, общества. Социальная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края.                                                                                                                                                              

В нашем обществе всё заметнее становится кризис семьи. Кризис выражается в том, что семья всё хуже реализует свою главную функцию- воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации, они имеют более общий характер. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм, пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражается на воспитании детей.

Работая воспитателем детского сада на протяжении 20 лет, я поняла, что, к сожалению, есть "недолюбленные" дети.  Чаще всего это дети из неполных семей и, как ни странно, дети из семей с высоким уровнем достатка. Последние оправдывают это обстоятельство нехваткой времени для воспитания детей, загруженность на работе, отсутствием помощи со стороны старшего поколения.

В чём проявляется «недолюбленность»? Этот недостаток выражается у детей в демонстративном, высокомерном поведении к сверстникам и взрослым, проявлении агрессии, в неумении договариваться играть вместе, в нежелании выполнять просьбы взрослых, а как итог – одиночество.

Для исправления этой родительской ошибки мы стараемся пополнять чашу любви к таким воспитанникам. Направляем действия детей к побуждению принятия положительных поступков: трудолюбие, помощь, умение поделиться, желанием сказать доброе слово товарищу или педагогу.

Мы стараемся уделять «недолюбленным детям» больше внимания через похвалу, личные беседы, игры, чтение художественной литературы, поощряем его положительный поступок сюрпризом или подарком.

Важно уметь не отталкивать таких детей с их проблемой, уметь их выслушать и найти нужные слова, успокоить, пожалеть их, просто прижать к себе, поддержать ребёнка или его инициативу.

В традицию нашей группы входит и проведение семейных вечеров: в этих мероприятиях родители делятся рецептами семейных блюд, знакомятся с традициями семьи.  Рождественские, святочные посиделки, вечера русских народных подвижных игр, проведение праздника, посвящённого Дню матери, организация спортивного досуга с родителями на природе, посвящённого Дню воздуха, создание генеалогического древа семьи. На таких праздниках родители раскрываются с ранее неизвестной для нас стороны.

Одни из них проявляют умение в организации и проведении спортивных игр и эстафет, другие – знакомят со своими талантами, третьи – сами активно играют в подвижные игры, как дети. Такие мероприятия сплачивают детско-родительские отношения, раскрывают родительскую любовь, помогают перенять что-то интересное из других семей.

Мы считаем такой опыт работы важным и нужным, так как он в итоге взаимообогащает и наполняет духовный мир семьи любовью.

 Издревле традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях. Дочь перенимала опыт у матери,
и училась строить  взаимоотношения с другими членами семьи, подчиняясь     авторитету мужчины – главе семьи.  Сын также осознавал   ответственность за семью, включался в трудовую деятельность, учился у отца качествам, необходимым для успешного труда.                                                                                                                

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи. Семья как истинная школа любви должна включать сразу три поколения, чтобы все типы любви могли сосуществовать и наследоваться. В хорошей семье пожилые члены семь занимают важное место. Среднее и младше поколения обращаются к ним за советом, особенно в вопросах семейных традиций  и привычек. В этом смысле старшее поколение  подобно хранителям сокровищницы добрых  обычаев и привычек рода. Именно на них  лежит ответственность за благополучие потомков. Детям часто проще говорить на сокровенные темы с дедушкой и бабушкой, чем с папой и мамой. И родители также порой прибегают к их помощи, когда возникают трудности.  Дети являются надеждой и опорой на будущее и для родителей, и для стариков. Все родители хотят, чтобы их дети были лучше, чем они сами, думают о них как о наследниках будущего, воплощении всех их мечтаний. Истинная семья – это единство трех поколений.   Если мы живем ради других, вкладывая в это все свое сердце, то тем самым мы не только помогаем этим людям, но и сами становимся более гармоничными личностями.  Для каждого из своих  членов семья является школой любви, постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам.  Радость  и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада, группы особую одухотворенность.

Истинная любовь – это щедрая отдача, полное служение и жертвен­ность. Семья, как ничто другое, подходит для воспитания такого рода любви. Именно в семье происходит самое глубокое развитие человеческой души.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт