В последние десятилетия условия жизни государства, общества, личности значительно изменилось. Быстрое развитие информационных технологий, небывалые темпы научного прогресса привели к «гуманитарному голоданию». Анализ событий, под влиянием которых живёт в последнее время общество, приводит к мысли о том, что ему задаются идеалы, которые противоречат не только духовной жизни, но и природной сущности человека. Это последствие того, что в воспитании подрастающего поколения нравственные ориентиры перестали быть доминирующими. В сознании школьника они не находят себе места, а «свято место пусто не бывает».
Оторванность рационального знания от духовно-нравственного воспитания превращает человека лишь в познающего субъекта. Познание, сопровождающееся переживанием, устанавливает связь с действительностью, побуждает мыслить и восхищаться миром, ценить человеческую жизнь. Однако этим установкам в информационном пространстве не находится места. Становление человека не может сводиться только к усвоению социального опыта. Необходима выработка особого, пристрастного отношения к жизненным ценностям, добру и злу, к миру других людей.
Отчуждение от жизни других, отсутствие сочувствия и сопереживания противоречит нашей национальной культуре. «Дефицит милосердия» приводит к тому, что бессмысленное причинение вреда другим всё чаще можно встретить в нашей жизни. Острота духовно-нравственных проблем на современном этапе развития нашего общества требует существенных изменений в учебном и воспитательном процессе в школе. Деятельный подход предполагает, что нравственное развитие осуществляется в разнообразной деятельности: познавательной, коммуникативной, социальной. Особую роль для учащихся играет общение. Оно способствует познанию мира, человеческих отношений, самого себя. Потребность в общении обусловлена процессом вхождения во взрослую жизнь. Однако она не возникает на пустом месте, к этому необходимо целенаправленно готовить детей на предшествующем этапе его развития, иначе возможны те «перекосы» в поведении подростка, которые нам хорошо известны.
Отсутствие необходимого фундамента, заложенного в младшем школьном возрасте, обрекает школьника, не имеющего нужных духовно- нравственных ориентиров, моральных образов, следовать внешним формам поведения взрослых, которые часто далеки от идеала.
Не секрет, что дети легко подвергаются случайным отрицательным влияниям. Всё это служит для педагогического влияния на духовно-нравственное воспитание и образование подрастающего поколения, позволяющего дать учащимся необходимые этические ориентиры, научить их самооценке, показать пути самовыражения, приобщения к жизни в обществе на основе принятых в нём норм поведения, традиций и требований.
Особое значение духовно-нравственное воспитание приобретает при освоении детьми учебных дисциплин. То, как осмысливают дети своё отношение к школе, учёбе, к самому себе, не только определяет формирование нравственных качеств личности, но и обеспечивает успешное взросление и освоение различных видов деятельности.
Русский философ И. А. Ильин соединил религиозно-философский и психоаналитический подход в познании внутреннего мира ребёнка и выделил два основных этапа в его развитии: до шести лет – период «душевной теплицы», когда основная задача учителя заключается в том, чтобы оберегать ребёнка от душевных травм и наполнять его чистой любовью, радостью и красотой; и от семи лет до совершеннолетия – период «душевного закала», когда необходимо развивать в человеке совесть, волю, самообладание и другие качества личности, необходимые для духовного самосовершенствования.
Путь духовного самосозидания каждой отдельной личности неповторим, индивидуален. Поскольку, по убеждению И. А. Ильина, человек есть личный дух. Для того чтобы укрепить внутренний духовный мир школьника, уберечь его от пошлости и зла, от часто искажённых представлений об истинной жизни, нам, педагогам, необходимо помогать детям осмысливать свой личный духовный опыт. Очень важно развивать в школьнике волю к индивидуальному совершенствованию, формировать у него духовно-нравственный характер: совесть, милосердие, дисциплинированность и др.
В. А. Сухомлинский считал, что никто не учит маленького человека: «Будь равнодушен к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное». Всё дело в одной, очень важной закономерности нравственного развития. Если человека учат добру, но учат умело, настойчиво, требовательно, в результате получится добро. Учат злу, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать.
В. А. Сухомлинский доказывал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Сложность нравственного развития школьника в обучении обусловлена двумя факторами:
1) придя в школу, ребёнок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности к его научному и целенаправленному изучению;
2) в ходе учебной деятельности школьники включаются в реальную деятельность, в процессе которой также происходит усвоение нравственных норм.
И мы, учителя, воспитывая ум и волю ребёнка, всё время должны иметь в виду нравственный результат своих усилий. Формируя нравственные представления и мотивы поведения, систему нравственных ценностей, духовные потребности, необходимо вместе с тем влиять на все стороны личности ученика и решать задачи умственного, трудового, эстетического воспитания. В системе нравственных ценностей закреплены такие понятия, как «добро», «честь», «совесть», «справедливость».
Конечно, знание нравственных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Задача нравственного воспитания школьников состоит сегодня в том, чтобы превратить социально необходимые требования общества во внутренние стимулы личности каждого ребёнка.
Таким образом, критериями духовно-нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы нравственности могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребёнка, упражнения в нравственных поступках.
Одной из особенностей нравственного воспитания является то, что его нельзя выделить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика школьника происходит в процессе его деятельности (в играх, учёбе), в тех отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со сверстниками и с взрослыми.
Ещё одной особенностью процесса духовно-нравственного воспитания детей следует считать то, что он длителен и непрерывен. Учебная деятельность в совокупности с внеклассной и внешкольной деятельностью обеспечивает усвоение знаний в определённой системе, создаёт возможность для овладения учащимися приёмами, способами решения различных умственных и нравственных задач. Результат этих процессов зависит от того, как мы, учителя, преподносим детям материал, каким примером он является для них. Ведь одно отклонение от морально-нравственного поведения влечет за собой целый ряд последствий. Отсюда следует, что учащиеся постоянно должны делать нравственный выбор. И здесь уместно выделить несколько аспектов духовно-нравственного воспитания:
1. Воспитание у детей благоговения, глубочайшего почтения, уважения. Это, прежде всего воспитание чувства истинной любви и глубочайшего почтения и уважения к старшим, родителям. Это чувство близкое к страху обидеть, огорчить близких, вызвать их недовольство. В наши дни с распространением эгоизма, своеволия в семейной и общественной жизни, когда потеряны критерии оценки «можно», «нельзя», когда провозглашается «удовлетворение всех потребностей», всё это может привести к нежелательным отрицательным результатам в воспитании.
Исходя из этого, важно отметить, что без добродетели, послушания не будет ни хорошего семьянина, ни образцового работника, ни законопослушного гражданина Отечества.
2. Воспитание чувства стыда. Чувство стыда является естественным, врождённым чувством каждого человека. Поэтому это чувство необходимо развивать и укреплять. И здесь важно заботиться о сохранении у детей чувства стыдливости, что сложно в наше время. В воспитании этого чувства велика роль семьи, поэтому здесь нужна целенаправленная работа с родителями. Понятие стыда охватывает область отношений человека к самому себе, поэтому важно воспитывать воздержание и самоограничение (режим, закаливание, труд, посильные обязанности дома и в школе, привитие аккуратности, умеренность в пище).
3. Воспитание благоговейного отношения к другому человеку. Воспитание чувств понимания и сострадания. Здесь необходимо усвоить два правила: «Никого не обижай». («Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе») и «Помогай всем, насколько можешь».
4. Воспитание правдивости. Для этого необходимо быть примером, показывать на деле любовь к истине, не обманывать, не давать ложных обещаний.
5. Воспитание чувств. Это возможно с помощью классического искусства. Большую роль в воспитании чувств играет слово. В современных условиях неблагоговейного отношения к слову, забвение его духовных основ привело к его обесцениванию, обеднению, что в свою очередь вызвало кризис в идеологии, политике, культуре. В христианской литературе утверждается отношение к слову как к святыне, которая насыщает ум истиной, предохраняет то заблуждений.
6. Воспитание воли. Воспитание воли способствует формированию характера и заключается в его укреплении. А. С. Макаренко предлагал упражнения на формирование волевого усилия – «гимнастику поведения».
7. Воспитание совести. Совесть – самое значительное проявление духовности, это одно из выражений самосознания, голос внутреннего «Я», помогающий человеку отличать добро и зло, чувствовать и осознавать ответственность за себя. В христианстве совесть считается действующей силой души, ее центром, проявлением в человеке «голоса Божьего».
Драгоценное время детства и отрочества дано, чтобы человек не только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания, нашёл своё призвание, раскрыл свой талант
Определяя критерии оценки духовно-нравственного воспитания школьника в современной России, можем выделить следующие направления:
– сформированность личностной и социальной зрелости;
– стремление к самореализации, самообразованию;
– гармония со своим внутренним миром;
– способность к самоанализу поступков;
– активное участие в общественной жизни;
– сформированность мотивов поведения в согласии с принципами нравственности и духовности.
Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребёнка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи на него сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы. И здесь весьма важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость гражданского формирования личности, и обращали внимание не только на учебную деятельность детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании. Не секрет, что некоторые родители основные усилия сосредотачивают лишь на повышении успеваемости детей и не придают должного значения духовно-нравственному воспитанию.
Если родители пользуются у детей авторитетом, показывают им образцы нравственной культуры и постоянной работы над собой, в таких случаях их слова и дела имеют большой вес. Те же дети, в семье которых нет согласия между родителями и царит обстановка недоброжелательности и нервозности, часто приходят в школу с плохим настроением, плохо учатся, не имеют нормальных условий для домашнего учения.
Большое значение имеет та нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Если у родителей только «вещные интересы» и заботы о поиске материальных выгод, если личный расчёт заслоняет гражданский долг и чувства, это весьма отрицательно сказывается на воспитании детей. Здесь важно учителю обратить внимание на обогащение духовных потребностей родителей, знакомить их с вопросами развития искусства и литературы, науки и техники и направлять их внимание на развитие здоровых духовных потребностей своих детей, побуждать их к овладению знаниями, к чтению, приобщать к искусству и художественному творчеству. Эту работу с родителями можно проводить в форме анкетирования, бесед, консультаций, родительских собраний, посещения семей, классных часов, работы родительских клубов, экскурсий и др.
Высокий эффект в семейном воспитании даёт умелое использование требовательности в сочетании с уважением и гуманным отношением к детям. Здесь требовательность не имеет ничего общего с окриками родителей и постоянным понуканием детей к тем или иным формам поведения. Главное в ней состоит в том, чтобы установить рациональный порядок жизни и поведения детей, разумные формы их взаимоотношений с другими членами семьи. Нужно, например, детям разъяснять, когда они должны утром вставать, в каком порядке содержать свои вещи, как относиться к родителям и другим членам семьи и путём побуждения (просьб, напоминаний, одобрения и т. д.), к соблюдению этих требований формировать соответствующие привычки поведения.
Если же дети не знают своих обязанностей в семье и с детства не приучены к их выполнению, родителям то и дело приходится понуждать их к той или иной работе, что нередко порождает сопротивление и конфликты. Поэтому первоочередной задачей учителя – ориентировать родителей на ласковое и внимательное отношение к делу, учитывать их запросы и интересы, связанные с чтением книг, просмотром совместных телепередач, а также с участием в художественно-этических и спортивно-оздоровительных мероприятиях.
Рассматривая духовно-нравственную культуру как стержень, основание любой культуры, следует учитывать, что нравственное начало может зародиться в человеке, который обладает внутренней активностью, духовным потенциалом, способными сделать его индивидуальностью. Смена социального и общественного развития исторически обусловлена. Она позволяет вырабатывать новую систему взглядов, которые оказывают влияние на склад мышления общества, его мировоззрения, обеспечивающее возможность уверенно ориентироваться во всём многообразии событий человеческой жизни. Эти события окрашивают жизнь растущего человека и побуждают к диалогическому взаимодействию с миром, к серьёзным, самостоятельным раздумьям, открывающим новые «родники мышления».
Значит, духовно-нравственное развитие и воспитание граждан России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа. Невозможно создать современную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.
Поэтому основной задачей школы является подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных норм. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание школьников на основе взаимодействия семьи, школы и общества, является первостепенной задачей современности.
Литература
1. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры. Санкт-Петербург, 2010. – С. 3-6.
2. Данелюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2011.
3. Майер В. В. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень 2010. – С. 140-141.
4. Николина В. В. Дети, молодёжь и духовность: ценности и цели // Воспитание. Ценности и цели : науч.-мет. сб. – Н. Новгород, 2004. – С. 6-15.
5. Петрова В. И. Азбука нравственного взросления. М. – 2007. – С. 9-11.
6. Сергеева В. П. Теоритические основы воспитания. М. Издат. центр «Академия», 2010. – С. 99-105.
7. Узденова Е. К. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи : дис. ... канд. пед. наук. - Карачаевск, 2006. – 223 с.