«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «Вырви это дерево из земли!» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже, однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, несмотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне делать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем ещё молодое деревцо, которое послушник без особых усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым» [4].
Если эту притчу применить к воспитанию, то смысл очевиден: задача воспитателя, будь то семья или школа, заложить фундамент традиционных нравственных ценностей, давать знания духовныеи умственные, и тогда никакие бури не смогут сломать человека. «Чему тонкое детство обучено бывает, того глубокая старость не легко оставляет» [4].
Среди всех существующих жизненных ориентиров, которые создавались на протяжении многих веков существования человечества, формирование духовно-нравственных ценностей считается наиболее важным в жизни человека. Роль духовно-нравственных ценностей трудно переоценить, они включают в себя мудрость, милосердие, терпимость, добро, справедливость, они мотивируют поведение человека, обеспечивают гармоничные отношения людей в обществе.
Особенно актуально это в современных условиях,когда дети подвергаются негативному влиянию окружающей среды, не защищены от огромного потока информации, которую они получают через Интернет и телевидение. Подростки уходят в мир компьютерных игр и социальных сетей. Всё это разрушает духовно-нравственную основу общества. Именно в контексте обозначенных проблем очень важно объединить усилия семейного и школьного воспитания в вопросах формирования духовно-нравственных ценностей, так как основой духовно-нравственного воспитания детей традиционно являлись семья, школа и религиозная культура.
«Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество» [3].
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры во всех формах её проявления (религиозной, политической, научной, художественной, бытовой). Именно в недрах православной культуры формировались, оттачивались и передавались из поколения в поколение базовые духовно-ценностные идеалы русского народа: добродетель, соборность, благочестие, бескорыстие, совестливость, трудолюбие, любовь к земле, дому, Родине.
Но нравственные отношения не возникают в процессе простой передачи детям определённой суммы знаний, они непосредственно связаны с практической деятельностью. Основа нравственного поведения – это конкретные дела и поступки. Воспитанникам необходимо создать условия для активного участия в различных видах преобразовательной деятельности, в процессе которой и будут формироваться нравственные отношения.
При умелом педагогическом сопровождении эти отношения превращаются в личностные качества и составляют основу жизни человека.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025 так определяет задачи духового и нравственного воспитания: «Развитие у детей нравственных чувств чести, долга, справедливости, милосердия, развитие сопереживания, формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам» [2;4].
По мнению русских философов (И. Ильин, В. Соловьёв, Г. Федотов и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.
Одним из направлений в формировании традиционных духовно-нравственных ценностей в МБОУ «СОШ № 5» г. Губкинского Ямало-Ненецкого автономного округа является воспитание милосердия. Ежегодно, начиная с 2010 года, обучающиеся и преподаватели школы принимают участие в разработке и реализации социально-значимых проектов, направленных не только на преобразование окружающей действительности, но и на развитие социальной активности всех участников процесса социального проектирования.
Отрадно, что с каждым годом растёт число людей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе. Активными участниками проектов стали родители учащихся и представители городского сообщества. Одним из таких социально значимых проектов стала ежегодная благотворительная акция «Твори Добро!»
Проходят годы, столетия, меняется мир, меняется человек, но потребность делать добро остаётся одной из главных для человека. Всегда радом с нами есть те, кому мы можем помочь, и, помогая кому-то, мы помогаем, прежде всего, себе – мы исцеляемся от равнодушия к чужой боли, от ежедневной рутины и обыденности жизни, мы становимся чище и светлее.
«Мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это и значит возлюбить ближнего как самого себя» (Авва Дорофей) [2; 2].
Милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей. Любовь к ближнему неразрывно связана с заповедью любви к Богу. «Господь не только сам являл чудеса милосердия к людям, но и всячески подчёркивал необходимость заботливого и милосердного отношения к ближнему». « В рамках реализации социально значимого проекта «Твори Добро!» в 2011 году была проведена первая благотворительная акция, посвящённая Году равных возможностей на Ямале. Именно тогда учащимися и педагогами школы было принято решение сделать эту акцию ежегодной, и слова «доброта», «забота» прочно вошли в нашу жизнь. С тех пор проведены уже шесть ежегодных благотворительных акций «Твори добро!», собрано более 350 тысяч рублей. Оказана финансовая помощь шести губкинским семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, перечислены денежные средства в благотворительный фонд «Подари жизнь» (для лечения детей, больных лейкемией)» [2; 5].
Перед благотворительным концертом проходит большая праздничная выставка-ярмарка, организованная учащимися, родителями и педагогами школы. Акция «Твори добро!» ежегодно объединяет неравнодушных к чужой беде людей, проявляющих сочувствие, милосердие и отзывчивость к чужой беде. Для большинства участников акции благотворительности стала особым состоянием души, стремлением безвозмездно помогать людям.
«Отдавать всегда радостнее, чем получать. Сторицей промысел Божий возвращает всё пожертвованное от сердца, окрыляя и воодушевляя на новые добрые дела» (Святой Мартин Турский) [2; 3].
И это не единственный проект, направленный на воспитание духовно-нравственных качеств всех участников этой деятельности. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что социально значимые проекты стали для нас необходимой частью нашей жизни, онименяют нас и меняют мир вокруг нас.
Родители и педагоги, решая сегодня задачи воспитания, должны опираться на духовно-нравственныетрадиции. Мы все должны помочь детям определить ценностную основу своейжизни, принять чувство ответственности за свои поступки.
«Наше милосердие пусть будет зерцалом, – читаем у святого Исаака Сирина, – чтобы видеть нам в себе самих то подобие и тот истинный образ, какой есть в Божием естестве и в сущности Божией» [2; 3]. Человек меняется и в своих поступках, как в отражении зеркала видит себя, изменения, происходящие с ним. Дела благотворительности есть путь к вере, путь к Богу.
Литература
1. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М. – 2003. – 75с.
2. Ключевский В. О. Литературные портреты. М., «Современник», 1991. (Б-ка «Любителям российской словесности». Из литературного наследия).
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., «Просвещение», 2011.
4. Кормчая книга по морю житейскому. «Поучения о религиозном воспитании детей» Иринея, Епископа Екатеринбугского и Ирбитского , Народная библиотека, 1901 г.. Издательство «ТРИМ», Москва, 1994.
Интернет-ресурсы
1. http://edu-sovet.ru/blog/ekspert-43
Организация социально значимой деятельности обучающихся в условиях обновления стандартов образования
2. http://www.pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/
Православный интернет-журнал «Преображение»
3. http://happy-school.ru/publ/mudrye_slova/svjatye_o_miloserdii/
Святые о милосердии
4. http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
"Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
5. http://s5gub.ru
Степанова С.А. Социальные проекты в действии
Степнова С.А. Благотворительная акция «Твори Добро!»