Конечная цель разумного воспитания детей заключается
в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли.
Н. И. Пирогов
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.
Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. И самая большая опасность сегодня, подстерегающая наше общество, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Меня, как любого россиянина, волнует судьба моей страны, нашего будущего, а наше будущее – это наши дети. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у наших детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи – всё это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром, само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растёт и с пелёнок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурированность жизни, её иерархичность, обычаи, границы любого рода – внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы»[1].
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, – утверждал
Л. С. Выготский, – есть основной момент при переходе от возраста к возрасту»[2].
Одной из важных задач современной школы является формирование личности. Хочется уточнить, что в основе понятия личности лежит качество взаимоотношений в обществе.
Для чего нужны знания, умения и навыки человеку, если нет полноценной нравственной личности? Для того чтобы направить их против общества? Что мы и имеем. Проблемы преступности, наркомании, коррупции, безнаказанности, проблемы семьи, беспризорности, самоубийств, взяточничества – это всё социальные проблемы, ставшие результатом политики коммерциализации образовательных услуг и разрушения средствами СМИ нравственной личности, разрушения духовных и культурных традиций, которые всегда являлись основой формирования личности и здорового общества. И это всё проблемы нравственной личности. Судя по неудачам и ошибкам в экономике, производстве, в социальной сфере, в стране происходит серьёзный кризис, и попытки правительства стабилизировать ситуацию не удаются. Почему? Да потому, что это тоже результат проблемы духовно-нравственной личности. С конца ХХ по настоящее время идёт целенаправленное разрушение личности. Наши дети перестали уважать старших, уступать место в общественном транспорте, перестали видеть красоту окружающего мира, перестали интересоваться достижениями своего народа, страны; личность учителя в негативной форме обсуждается детьми и родителями… Все реформы в образовании не ориентируют ребёнка на здоровые отношения и морально ответственную жизнь в обществе. Всё это создаёт население потребителей.
Упадок культуры – это тоже результат разрушения личности. Творческая личность сегодня ориентирована не на создание качественного творческого продукта, не на высокодуховную творческую реализацию, а на коммерческие задачи. Не шедевр теперь нужен, его не поймёт публика из потребителей, а нужно развлечение для потребителя и спонсора из нуворишей. Отсюда и подбор артистов, и организация конкурсов, в которых всё хорошее сразу отсеивается на первых турах, чтобы создать для бездарных проплаченных победителей подходящий фон. Ведь всё решается коммерчески. Кадровая политика опирается не на эффективность использования профессиональной квалификации, а на родственные и другие личные отношения. Мы не устаём повторять, что будущее России – это наши сегодняшние дети, но это означает необходимость привлечения внимания правительства и родительской общественности к проблемам образования и формирования личности школьника. Появление в больших числах молодёжных организаций, организаторам, видно, хорошо платят за эту молодёжную деятельность, положительного результата не даёт. Это направление поддерживает молодёжные тусовки, музыкальные развлечения, туризм, всевозможные шоу. Почему же нет положительного результата от молодёжных организаций? Отсутствие содержания. Сами организаторы не владеют никакими знаниями из мирового духовного ресурса, необходимого молодёжи, ссылаясь на современность, моду. Поэтому результаты «омолаживания кадров» оказываются неоднозначными: мы с радостью встречаем молодых организаторов, но, с разочарованием видим, как падает содержание и культура организации мероприятий.
Вопрос о модернизации образования был поставлен ещё в конце 80-х гг. XX века. Но, к сожалению, обновление содержания и расширения необходимой культурологической составляющей образования с пользой для общества и государства затрагивает лишь внешнюю, формально-административную сторону. За последние двадцать лет не было ни одного серьёзного шага по пути модернизации образования (с культурологической стороны), который бы дал позитивный результат.
Мы должны сделать образование таким, чтобы оно обеспечивало устойчивость нашей культуры, нашей цивилизации. Иначе наша история не будет продолжаться. Сегодня ситуация в обществе тревожная. Мы переживаем не только социально-экономический, но и духовный кризис, усилия системы образования должны быть направлены на преодоление кризиса, на то, чтобы обеспечить устойчивость не только социально-экономического, но и духовного развития. На это нацеливает Национальная доктрина образования. Необходимо остановить процесс вымирания, остановить нравственную деградацию, восстановить историческую память (восстановить нравственные ориентиры, ценности культуры, веру). Все изменения, вносимые в государственную систему образования, должны оцениваться только с одной позиции – насколько они обеспечивают решение этих задач.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви подчёркнуто, что школа – посредник между поколениями, передающий молодым людям ценности, накопленные за предыдущие эпохи. Задача приобщения молодёжи к этическим принципам, актуальным для всех времен и восходящим к вечности, выходит сегодня на первый план. Для её осуществления необходимо сотрудничество родителей, учителей, общественных объединений, органов государственной власти, религиозных организаций, деятелей культуры.
«Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как передача знаний», – говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Однако в наше время мы наблюдаем, что образование трактуется неоправданно узко (воспитательный момент слишком мал). Не по этой ли причине многие родители испытывают тревогу, отправляя в школу своих детей? С другой стороны, ухудшение психологической атмосферы в обществе, где дети зачастую приобщаются к сквернословию и курению, а подростки «знакомятся» с алкоголем и наркотиками, в конечном счёте, влияет и на само качество образовательного процесса.
Задачи совместной работы по воспитанию молодёжи должны определяться и решаться через системный диалог религиозных организаций, государства и общества. Сегодня в России уже широко распространилась и получила поддержку со стороны родителей и, что самое важное, самих детей, практика преподавания в школах основ религиозной культуры. Эта практика, которая основывается на принципе добровольности изучения любой из религиозных культур, нуждается сегодня в развитии и совершенствовании.
По мысли Главы Всемирного русского народного собора Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, у традиционных религиозных организаций России и светской педагогики одна задача: воспитать не только знающего, работоспособного человека, но и полноценную личность, обладающую этическим измерением своих слов и дел, живущую осмысленно и одухотворённо, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и Отечеству.
Попытки оторвать процесс получения знаний молодым человеком от формирования его этических ориентиров препятствуют формированию духовно зрелой, гармонически развитой личности.
Советская школа ориентировалась на профессиональную подготовку, она связывала жизненный успех человека с тем, насколько он способен освоить профессию, полезную и нужную обществу и реализовать себя в общественном производстве. При этом доминантой советской школы была ориентация на знания. Школа давала фундаментальную подготовку, предполагавшую развитие универсальных способностей – мышления, творчества, коллективистских качеств, что позволяет видеть профессию не узко-операционально, но масштабно, а значит, не быть рабом профессии: советские специалисты были «специалистами широкого профиля», они легко осваивали смежные профессии. Советская школа не ставила задачу ввести ребёнка в жизнь традиции, так как в СССР главной альтернативой религии был «научный атеизм», который не оставлял места для религии, в отличие от стран Запада [3]. Идеология, реализующаяся в школьном образовании, преднамеренно создавала в сознании новых поколений барьеры для восприятия тех ценностей, источником которых является культурообразующая традиция Православия. Так, например, одна из важнейших категорий самосознания – человеческое достоинство – в церковной традиции связывается с воспитанием такого качества, как смирение. Это понятие было исключено из воспитательного тезауруса советских времен, и человеческое достоинство раскрывалось через категорию гордости. В православной традиции это понятие противоположно смирению, как грех противоположен добродетели.
В постсоветской России мы наблюдаем два противонаправленных процесса. С одной стороны, происходит редукция «знаниевой» модели школы к модели «информационной». Перед школой ставится задача адаптировать учащихся к рынку труда. Ориентация на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, её высокого предназначения, её талантов и способностей. Развивать следует только те способности, которые позволят решать задачу адаптации.
Вместе с тем укрепляется и растёт понимание, что профессиональная подготовка есть только часть системы образования. Цели образования гораздо значительнее и включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь перед лицом вечности. Задача образования – обеспечить историческую преемственность поколений – сформулирована среди главных приоритетов Национальной доктрины образования.
Чтобы обеспечить этот приоритет, необходимо выстраивать новые культуросообразные основы отечественного образования, необходимо иерархически выстроить цели образования, сознательно определить цель введения новых поколений в жизнь традиции как иерархически главенствующую. Необходимо признать, что эти культуросообразные основы образования обязательно будут связаны с православной традицией, открыты навстречу духовному опыту Церкви.
Чтобы школа была способна решать все жизненно-важные задачи, которые ребенку пригодились бы в социуме, кроме ЗУН, считаю необходимым также включить ряд других содержательных элементов:
Ø опыт трудовой деятельности,
Ø опыт творческой деятельности,
Ø ценности и смыслы традиции,
Ø опыт межчеловеческого общения на основе ценностей и смыслов традиции,
Ø опыт духовной жизни, условия, обретения которого передаются в формах традиции.
Наша школа сегодня не обеспечивает этого, она не выполняет задачи подготовки школьника к жизни в социуме. Следует, однако, понимать, что школа в одиночку не способна осуществить такую сложную задачу. Эта задача решается не школой и даже не системой образования. Человека воспитывает культура – совокупность форм, выработанных в русле основных традиций, определивших историческую жизнь народа. В воспитании человека, кроме школы, важнейшую роль должны выполнять семья и Церковь.
Высокая мораль всегда была характерной особенностью ислама. Благонравие и порядочность считаются в исламе одними из самых достойных качеств. Верующий, возлюбивший Аллаха и живущий по установлениям Корана, не ждёт от людей благодарности или награды. Он творит добро бескорыстно, из любви к Создателю и Его творениям. Если кто-то обижает его, то он не стремится отомстить и не отвечает злом на зло, а сдерживает гнев и великодушно прощает своего обидчика. Мусульманин избегает лжи и очень терпелив. Истинный верующий всегда отличается скромностью и смирением. Для мусульманина понятия «ислам», «вера» и «искренность» неотделимы друг от друга. Мусульманин – верный друг и честный товарищ и всегда стремится приносить людям только пользу, следуя завету Пророка Мухаммеда: «Не причиняй вреда первым и не причиняй вреда в ответ».
Однако институциализированное образование призвано играть здесь существенную роль. Ведь если школа ставит барьеры для обретения опыта духовной жизни, если она передаёт не традиционные, а какие-то иные ценности и смыслы, тем паче противоречащие традиционным, она становится инструментом разрушения традиции.
Наиболее адекватна задаче передачи традиции система непрерывного образования. Система непрерывного образования трактуется как непрерывный процесс жизни, в которой на определенном этапе включаются образовательные учреждения, начиная с дошкольных, кончая постдипломным. Не человек идёт в школу, а школа входит в жизнь человека. Единство и непрерывность процесса обеспечивается целью сохранения передачи освоения традиции. В системе непрерывного образования эта цель – системообразующий элемент. Если этой цели нет, нет непрерывности.
Система непрерывного образования, выстроенная в этой стратегии, должна быть нацелена не только на то, чтобы дать человеку образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также создать условия для духовного становления личности, которым сможет пользоваться каждый гражданин страны. Она должна обеспечить неотъемлемое право личности на доступность тысячелетнего духовного наследия России и нравственного опыта поколений для всех граждан страны, независимо от их семейных преданий и социального положения.
Изучение православной культуры становится очень важным элементом в такой системе. Мы изучаем то, какими идеалами на протяжении веков руководствовались наши предки и продолжают руководствоваться верные им потомки, как и зачем они молятся, идут в Церковь, каковы их представления о добре и зле. Мы открываем для наших граждан прекрасный мир храмового зодчества, мир православной иконы, богослужебной музыки, мы показываем, как это церковное искусство и эти представления, укорененные в Церкви, глубоко и сильно влияли на светское искусство – литературу, музыку, на быт и уклад русской жизни. Это культурологические знания, культурологическое образование. Потому что здесь цель в том, чтобы наш народ, наши дети знали все это и чтобы выбор их, как жить, был действительно свободным, то есть сознательным. Чтобы выбирая собственные жизненные ориентиры, они имели представления о добре и зле не отвлечённые, не подменные, но конкретные, ясные, утверждённые поколениями предков, создавших нашу славную страну и нашу великую культуру.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.
Творчество учителя немыслимо без нравственного примера, лежащего в основе воспитания. Считаю, что образование становится полноценным и качественным тогда, когда базируется на фундаменте традиционных, вечных духовно-нравственных ценностей.
Воспитание – один из важнейших компонентов образования человека. Цель воспитания, которую ставит школа – формирование личности как субъекта, способного строить жизнь достойную человека. Постановка же этой цели предполагает формирование системы отношений к основным ценностям жизни, среди которых одно из первых мест занимает семья и семейные отношения.
Роль семьи в становлении личности молодого человека уникальна. Её не могут подменить иные социальные институты. Опыт семейного общения способствует развитию самосознания подростков и закладывает основы здоровой гражданственности, провозглашается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.
Однако в наше время семейная жизнь перестала являться базовой ценностью для многих молодых людей. Построение семьи перестало рассматриваться как вдохновляющий мотив, слилось с повседневной рутиной. Секуляризация и социальные катастрофы привели к парадоксальной ситуации, когда даже в существующих семьях утрачены основные навыки совместной жизни.
Между тем разрушение традиционных связей родителей с детьми, принижение значимости материнства и отцовства по сравнению с успехами в построении карьеры ведут к взаимному отчуждению, росту антагонизма между поколениями.
Семья предполагает ответственное отношение людей друг к другу, говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Созидание семьи – это особый вид духовного и социального творчества, предполагающий многолетний труд во имя достижения взаимопонимания, взаимопомощи и совместного счастья.
Трудно переоценить значение стабильной семьи для страны. Государство – это конгломерат множества семейных ячеек, и от их жизнеспособности, сохранности зависит и устойчивость самой государственности. И, как ни спорно это звучит, именно семейные праздники позволяют укреплять связь каждого отдельного человека с обществом, определяет направление мировоззрения индивидов и общества в целом.
Семейный союз не достигает своей полноты без детей. Дети являются не только биологическим, но и духовным продолжением мужа и жены. Однако сегодня вещественная, плотская сторона деторождения беззастенчиво эксплуатируется в коммерческих целях. В результате у многих представителей молодого поколения теряется способность сопрягать это мощное инстинктивное начало с любовью и нравственной ответственностью. Задача всех, кто привержен сегодня традиционным духовным ценностям, состоит в том, чтобы отстоять образ чистоты и нравственной красоты отношений между мужчиной и женщиной.
Семья в исламе, например, является основой общественной жизни. В Священном Коране и хадисах Пророка Мухаммеда много говорится о взаимоотношениях в мусульманской семье, о том, как мусульманин должен относиться к своим родителям, жене, детям и другим родственникам.
Семейный праздник – это важная семейная традиция. В той семье, где умеют праздновать и радоваться жизни, вырастают контактные, коммуникабельные оптимисты и хорошие работники. Но далеко не в каждой семье умеют устраивать праздник, отвечающий запросам ее членов и требованиям общества. Эта неумелость дорого обходится государству, поскольку в наше время семейный праздник мало – помалу вырождается в попойку со всеми её криминальными, медицинскими и аморальными последствиями, а нравственная традиция семейного торжества, радующего и объединяющего разновозрастной коллектив кровных родственников, превращается в традицию разобщения, а то и противостояния поколений. Это утверждение особенно справедливо в отношении семей, которые принято называть неблагополучными.
К сожалению, таких становится всё больше. И дело не только в алкоголизации и прочих вредных пристрастиях. В наше время становятся неблагополучными и семьи трудоголиков, работающих день и ночь, чтобы обеспечить материальные запросы семьи – духовные становятся вторичными, на них не хватает ни времени, ни денег, ни сил.
В тех семьях, где родители и стремятся организовать интересный совместный досуг с детьми, они сталкиваются с серьезными материальными проблемами. Самые популярные виды семейного досуга, предоставляемые современной индустрией развлечений (бассейн, кафе, боулинг – клуб, лыжная база, парк детских развлечений, танцпол и т. п.) обходятся довольно дорого.
Семьи со средним достатком, которых большинство, могут позволить себе подобные мероприятия нечасто. Поэтому самая распространённая форма семейного праздника в современном российском обществе – застолье, более или менее культурное, которое в силу нетрезвости исключает серьезное общение и не может удовлетворить потребности ребёнка в морально-этическом образце семейных отношений.
Современные СМИ, обеспечивая подростка псевдообщением и псевдопраздником, не могут воспитать будущего семьянина. Скорее поддерживают в нём незрелость мышления, моральный анархизм.
Традиционный школьный праздник, форма которого давно устоялась, имеет большое познавательно-воспитательное значение, но в нём практически отсутствует компонент демонстрации образцовых семейно-родственных отношений. Здесь редко появляется семья – команда, выступающая как сложившийся коллектив. Как правило, активными участниками школьного праздника становятся дети, а родители появляются в качестве зрителей-болельщиков, иногда – артистов или организаторов. Родители группы риска – вовсе редкие и пассивные гости на таких мероприятиях.
Собственно, подросток практически не имеет возможности получить опыта организации трезвого нравственного семейного праздника, что помогло бы ему правильно строить взаимоотношения в своей будущей семье.
Упомянув о духовной, экзистенциальной ценности отцовства и материнства, не меньшее внимание следует обратить на материальные условия, требуемые для полноценного развития детей. Жизнь, даруемая родителями их детям, не должна ограничиваться физическим появлением на свет. Она немыслима без родительской заботы, образования, достаточного материального обеспечения.
Нельзя мириться с тем, что сложности в вопросах трудоустройства, отсутствие квалифицированного ухода за ребенком во многих дошкольных учреждениях, трудности в получении качественной медицинской помощи детям становятся непреодолимым препятствием для многих молодых супругов, стремящихся к продолжению своего рода. Необходимо призывать общественные объединения и предпринимательские союзы, органы государственной власти и муниципальные структуры, средства массовой информации и всех сознательных граждан оказывать поддержку молодым супругам, приобретающим опыт отцовства и материнства.
Считаю, что общество, власть, религиозные объединения должны создать стратегическую коалицию во имя защиты семьи. Невозможно убеждать молодых в высочайшей ценности семьи и почётности родительского служения, не препятствуя при этом пропаганде порока, не ставя преград на пути зла. Те, кто пытается превратить взаимное влечение мужчины и женщины в товар и выставляет его на продажу, должны сделаться в нашем обществе персонами non grata.
Защита семьи – это борьба за будущее нашей страны в истории. Главными действующими этого будущего должны стать не массы потребителей, не одиночки в скорлупках эгоизма, а семьи, созданные любящими друг друга супругами, дарящими эту любовь детям.
Очень хочется верить, что все мы вместе сможем всесторонне развитую личность, которая сможет находить ответы на волнующие вопросы: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Что будет после меня?».
Библиография
[1]Игумен Евмений. «Духовность как ответственность». – М.: 2009
[2] Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4. – М.: 1983. - С. 385.
[3] Протоиерей Димитрий Кирьянов. Актуальные проблемы диалога науки и Богословия. Учебное пособие по курсу «Наука и религия». – М.: 2010