Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В такое время нарушается духовное единство общества. Молодёжь с трудом находит для себя жизненные ориентиры. Пересматриваются ценности старшего поколения, а также искажаются или разрушаются традиционные для страны моральные нормы и нравственные установки.
Совершенно очевидно, актуальными направлениями в такой период становятся: духовно-нравственное развитие и воспитание; формирование традиционных духовно-нравственных ценностей.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха. Но наиболее системно духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. Именно в школе наряду с интеллектуальной жизнью должна быть сосредоточена и гражданская, и духовная, и культурная жизнь школьника. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.
Воспитательный процесс общеобразовательных школ на современном этапе строится на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Основные общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ребёнок с первых лет жизни усваивает ценности семейной жизни, которые имеют большое значение для человека в любом возрасте. Сложившиеся взаимоотношения в семье являются основой гражданского поведения человека. На мой взгляд, перед общественными организациями, религиозными объединениями, культурными учреждениями, средствами массовой информации ставится задача просветительского характера. Особенно молодая семья нуждается в поддержке выбора ориентира при формировании ценностей семейной жизни, выбора стиля воспитания и общения.
Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Значение таких понятий, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом» ребёнок начинает понимать через семью и социальное окружение.
В своей статье я рассматриваю образовательную и воспитательную программу в рамках начального звена общеобразовательной школы.
В каждом классе разрабатывается воспитательная система, которая способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Одним из направлений воспитательной программы является духовно-нравственное воспитание.
Классный руководитель в воспитательном процессе формирует у учащихся нравственную культуру миропонимания, способствует осознанию значимости нравственного опыта прошлого и будущего, своей роли в нём.
Классный руководитель направляет свою деятельность на формирование основных понятий духовно-нравственного воспитания: нравственные ценности, нравственный выбор, нравственная позиция, нравственное поведение, самоактуализация и самореализация.
Духовно-нравственное воспитание красной нитью проходит по всем рабочим программам основной российской общеобразовательной школы.
Одной из целей при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе является духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Решая данную цель, мы формируем уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» систематизируются и расширяются представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивается интерес к их познанию, обогащается нравственный опыт учащихся. Литературное чтение способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. При этом происходит обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Актуальны в связи с этим слова К. Д. Ушинского: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка».
Большая возможность в реализации духовно-нравственного воспитания и развития предоставляется занятиями внеурочной деятельности обучающихся. Такие занятия, как «Азбука добра», «Я гражданин», «Мир книг» и т. п. способствуют формированию ключевых компетенций младшего школьника.
Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации является более высокой ступенью духовно нравственного развития гражданина России. Открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами – важные качества и результат духовно-нравственного развития личности.
Общей целью духовно-нравственного воспитания и развития является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.