Семья для ребёнка – самый первый и самый важный круг близких людей, воспитывающих и помогающих ему расти, взрослеть, совершенствоваться. Это его «малая родина», где он чувствует любовь, заботу, защиту; это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сопереживать, сочувствовать. В семье закладываются основы понимания маленьким человеком большого внешнего мира и умения взаимодействовать с ним.
Вопрос общечеловеческих ценностей был и остаётся приоритетным направлением в российской науке. Научиться уважать и ценить то, что есть у других народов и является их вкладом в общечеловеческое развитие, оберегать всё то, что создано всеми народами и что для них свято, значит, исповедовать общечеловеческие ценности. Французский этнограф Ш. Летурно весьма доказательно сформулировал общечеловеческие ценности на основе моральных кодексов разных народов: делай добро; благодари за добро; будь справедливым; не делай зла; будь верным; совершенствуйся сам; компенсируй ущерб, нанесённый тобой кому-либо.
Приступая к рассмотрению вопроса о традиционных ценностях воспитания народов России, человек должен понимать, что включает в себя эта дефиниция. Сохранившиеся от старины, основанные на традиции – вот значение слова «традиционные». Саму же традицию составляют элементы социального и культурного наследия, сохраняющихся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени и передающихся от поколения к поколению. Главная особенность ценностных отношений, в первую очередь, заключается в том, что они включают в себя не только должное (норму), но и желаемое, связанное с добровольным свободным выбором, душевным стремлением человека.
Традиционные духовные ценности воспитания – это фундамент нравственности личности. Это то особенное, что характеризует определенную нацию. Каждому народу характерна своя система национальных ценностей, каждая из них уникальна, благодаря чему человечество отличается разнообразием и богатством, самобытностью, особенностями уклада своей жизни.
Семья была и остаётся величайшей ценностью всех времен и народов. Как устойчивая социальная общность, она является мощным фактором формирования личности, передачи социального опыта, этнокультурных традиций, исторической памяти. Педагогами и психологами современности доказано, что в семье с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности. Именно в семье человек приобретает необходимые социальные навыки, получает поддержку и защиту, осваивает базовые стереотипы и культурные нормы. Именно семья позволяет человеку сохранять устойчивые позиции в обществе, поддерживая неприкосновенность собственного личного пространства.
Современный мир, современная цивилизация…Усугубление кризиса семьи, снижающего ее воспитательный потенциал, к сожалению, одна из характерных, ведущих особенностей современности, нашего века огромного объема информации и высоких технологий. И сегодня, как никогда, актуальна проблема повышения роли семьи в формировании духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Семейное воспитание традиционно отбирало и сохраняло наиболее эффективные приёмы, средства и методы формирования у детей нравственных и духовных ценностей. Помочь родителям и обществу в решении этой архиважной проблемы может изучение многовекового накопленного опыта, использование его в современных условиях.
Семейному воспитанию присуще приоритетное использование собственных методов. Доверие, проявление любви, личный пример, сопереживание, похвала, контроль, юмор и многое другое из поколения в поколение применяется в семье. Отбор методов происходит сугубо индивидуально, с учетом семейных особенностей и конкретных ситуативных условий.
Воспитание ценностного отношения к семье в педагогике рассматривается как процесс формирования у детей жизненного опыта, способов поведения в семье и ответственного к ней отношения. Приоритетными семейными ценностями являются следущие:
- сопричастность к семье и роду;
- поддержка и защищенность в семье;
- самоутверждение личности среди ближайшего окружения;
- почтительное отношение к предкам, родителям и семейным реликвиям;
- любовь и толерантное отношение к близким людям»;
- возможность самоактуализации и самореализации личности;
- потребность в продолжении рода, отцовстве и материнстве.
На каждом этапе жизни человека ценности занимают определенное «специфическое» место и играют свою роль в личностном, гражданском и профессиональном становлении человека.
Ценностная ориентация – это предпочтение (или отвержение) определённых смыслов и построенный на их основе способ поведения. Принятие ценностных ориентиров происходит путем соотнесения опыта самого человека с существующими в данном обществе образцами. Устойчивость личности, постоянство взаимодействия ее с окружающим миром, другими людьми – всё это обеспечивают ценностные ориентации.
Микроклимат в семье, взаимоотношения между всеми её членами во многом определяют будущий облик подрастающей личности. Стать успешным, позитивно настроенным человеком, счастливым семьянином больше шансов у того, у кого было счастливое, радостное детство, любящие друг друга родители, уверенность в том, что его в семье всегда поймут и поддержат в любой ситуации. У того же, кто в свои детские и юношеские годы наблюдал неприязнь между родителями, был свидетелем постоянных конфликтов между ними, кто подвергался унижениям, чувствовал нелюбовь самых родных ему людей – шансов на позитивное развитие собственного жизненного сценария гораздо меньше. Атмосфера, царящая в семье, её внутренние ценности определяют, насколько она становится ареной самореализации, полноценной средой саморазвития каждого из ее членов.
Всё это в совокупности позволяет сделать вывод о том, что именно семья должна стать объектом заботы со стороны общества, государства в целом, причём специалисты-профессионалы всех уровней институтов воспитания должны помочь семье развивать её собственный потенциал, творчество, инициативу, содействовать оздоровлению и укреплению физического, нравственного и психического здоровья, а не подменять её.
В ситуации ценностно-нормативной неопределённости, сложившейся в последнее время, когда традиционные понятия трансформируются, идеология семьи и представления о её социальном статусе меняются, к восприятию семьи как ценности неготовыми оказались не только дети и молодёжь, но и педагоги, и сами родители.
Наиболее значимое, определяющее условие существование человеческого общества – это передача культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Вместе с тем каждое следующее поколение приносит с собой что-то новое. Извечный конфликт «отцов и детей» – результат вторжения в жизнь этого нового.
Воспитание ребенка – это балансирование между желанием воспроизвести точную копию себя (прошлого поколения) и стремлением обеспечить своим детям другое (лучшее) будущее. Что из того, чем мы обладаем, хотелось бы нам передать своим детям в неизменном виде? Что необходимо скорректировать, а что беспощадно искоренить? Система ценностей – это ориентиры, определяющие наше движение по жизни. Что имеет значение и насколько, а что нет? Обычно, мы практически не задумываемся над этими вопросами, так как уверены в том, что ответы нам давно известны. Сомнение посещает нас только в кризисных, нестандартных ситуациях. В повседневной жизни система ценностей служит ориентиром для решения насущных вопросов.
«У каждого свое понятие счастья» – это выражение и сегодня не утратило своей актуальности. Можно ли найти двух людей, у которых система ценностей совпадала бы полностью? Сомнительно… Различия касаются в основном не самих ценностей, а их относительной значимости, иерархии. Для одного человека в приоритете одно, для другого – другое. Конечно, общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, дружба, достоинство) сохраняются, но для многих россиян иерархические отношения между ними существенно изменились. И всё это происходит потому, что неузнаваемо меняется мир вокруг нас. Очень хочется надеяться, что эти перемены к лучшему и на то, что наши дети будут счастливее нас. Только как подготовить их к такому будущему, если мы сами не совсем четко и ясно понимаем, какое оно – это неведомое счастье? Наши ценности не то чтобы изменились – мы утратили веру в их незыблемую основу. И зачастую мы опасаемся передавать их своим детям, нас тревожат сомнения: а не помешают ли они им в той, завтрашней, непонятной жизни?
В формировании духовно-нравственных ценностей, как и в воспитании в целом, важнейшей задачей является нахождение правильного соотношения между традицией и новаторством, преемственностью и веяниями современного мира. Это соотношение меняется в зависимости от скорости изменений и преобразований, происходящих в обществе. Воспитание поколения – процесс длительный. Если изменения происходят быстрее, то неизбежно возникают внутренние противоречия, изломы, напряжения.
Изменения в нашей стране в последние десятилетия можно назвать стремительными. Мы стараемся наверстать упущенное, приобщиться к благам современной рыночной системы. Мы хотим для наших детей самого лучшего, но теряемся, не знаем, как этого достичь. Мы ставим под сомнение собственные ценности во имя их будущего. К сожалению, надо признать тот факт, что современная семья перестаёт обеспечивать человека, вступающего в большой мир, системой координат, помогающей ему в нахождении собственного пути, и тем самым теряет одну из своих важнейших функций.
Современная школа также переживает не самые лучшие времена. Многие идеалы и ценности стали неактуальными. В прошлом остались времена октябрятских, пионерских, комсомольских традиций, о чём с ностальгией и трепетом вспоминают представители старшего поколения. Ценности глобального мира стремительно ворвались в жизнь наших детей. Клиповое сознание, стремление убежать из реальной, живой жизни в реальность виртуальную, окрашенную потребительским настроением, новыми страхами – вот с чем сталкиваются современный педагог и родитель. Как воспитывать таких детей? Какие средства способны стать эффективными в противостоянии мощнейшим «воспитывающим» системам социума, включающим в себя телевидение и социальные сети, в изобилии представляющие свои продукты, нередко пропагандирующие низменные чувства и насилие?
Очевидно, что педагогическая практика семейного и школьного воспитания нуждается в обогащении новым содержанием. Гуманитарная культура как накопленный отдельными людьми и целой нацией опыт «очеловечивания» человека – вот что может стать таким содержанием. За многовековую историю русским народом создана масса духовных и материальных продуктов. Это предметы быта, легенды, книги, музыкальные произведения, картины. Крайне важно, чтобы эти продукты были введены в само воспитательное пространство отношений педагога и детей. Это одна сторона медали.
А другая заключается в том, что следует помнить: дети создают свою индивидуальную и коллективную культуру. Сама идея сотворения себя в этом мире становится центром такого гуманитарного воспитания. То нравственное, духовное, что заложено в ребёнке, его сущностные силы должны развертываться по своим особым внутренним законам. Это подразумевает не введение новых форм воспитательных мероприятий, а более глубокое понимание вещей, первостепенное значение процесса, а не результата. И не предмет, а внутренний мир конкретного ребёнка, его уникальность должны стоять на первом месте.
Наше неоднозначное время ставит перед нами непростые задачи. Но очень хочется надеяться, что в постоянном тесном сотрудничестве всех институтов воспитания мы внесём свой достойный вклад, и поколение, которое мы растим, станет поколением культурных, образованных, духовных и высоконравственных людей.